Л. Бетховен - Соната для фортепиано и виолончели №3 Ля мажор (С. Рихтер / М. Ростропович)

Jul 12, 2012 02:36

Бетховенские виолончельные сонаты никогда не были мной столь же любимы, как его сонаты для фортепиано и скрипки, хотя следует признать, что пять сонат для фортепиано и виолончели, вышедшие из-под пера немецкого мастера, стали первыми значительными произведениями в этом жанре. Бетховену было непросто их писать: первые две сонаты появились в 1796 году, когда фортепиано звучало намного слабее виолончели, которая могла попросту заглушить его. Именно поэтому полноценная медленная часть есть только в Пятой сонате, написанной в 1815 году, когда новые модели фортепиано могли соперничать с виолончелью по силе звука, и Бетховен уже не опасался, что экспрессивная, выразительная партия виолончели сделает другой инструмент неслышным для слушателя.

Как раз Пятую сонату я не помню совсем (надо бы переслушать), а Первая, Вторая и Четвертая кажутся мне не особенно интересными, хотя и по-своему занимательными. Пожалуй, наиболее захватывающей у Бетховена вышла Третья соната, которая, собственно, и является самой известной из пяти - в том числе благодаря короткому, но яркому, остроумному, запоминающемуся скерцо. Бетховен написал ее уже после того, как были созданы первые девять сонат для скрипки (в том же году композитор закончил Скрипичный концерт), так что эта вполне зрелая работа сложившегося мастера.

В музыке Сонаты преобладает пасторальное начало - все темы первой части, к примеру, абсолютно лирические по сути. Но меня восхищает неожиданно возникающий всплеск в середине, выраженный в красивейшей мелодии, которую оба инструмента последовательно передают друг другу. Постепенно нарастающее волнение приводит к громовым раскатам фортепиано при поддержке виолончели, которая, после того как фортепиано успокаивается, возвращается на первый план с прежней лирической мелодией поразительной красоты. Конец этой части выдержан в таком же идиллическом духе, как и начало.

Очень интересна третья часть, начинающаяся красивым медленным вступлением, которое в действительности оказывается прелюдией к живому, остроумному финалу. Недавно я понял, что главная тема этой части чертовски похожа на главную тему первой части Седьмого струнного квартета Бетховена (первого из трех его "разумовских" шедевров). Но похожа-то она похожа, однако звучит все равно по-другому. Фантастика! Попробуй, скажи, что это две одинаковые темы, невзирая на все их внешнее сходство.

Я обычно слушаю эту Сонату в исполнении Рихтера и Ростроповича - они играют очень хорошо с точки зрения ансамбля, хотя, возможно, и несколько академично. Из других исполнений удачна, на мой взгляд, запись Кемпффа и Фурнье. Все эти мастера записали полный комплект виолончельных сонат Бетховена.

Классическая музыка, XVIII и XIX века, Бетховен

Previous post Next post
Up