Apr 24, 2011 22:03
Видимо, чтобы любить музыку Макса Регера, надо быть ОЧЕНЬ умным человеком. У меня так и не получилось найти к ней подход, когда я пытался это сделать, а сейчас идти на второй заход не хочется совсем. Его фортепианные, скрипичные и камерные произведения в подавляющем большинстве кажутся мне надуманными, учеными, сухими, вымученными. Почти ни одно из них я не дослушал до конца. Регер остается одним из самых малопонятных мне композиторов. Из его фортепианных работ исключением стали лишь Вариации и фуга на тему Баха. Но исключением благодаря двум вещам, с Регером не связанным: самой теме Баха и замечательной игре Рудольфа Серкина на концерте 1973 года.
Эта запись - редкий пример того, как исполнитель может с помощью титанических усилий вытащить довольно тусклую музыку. Не хочу сказать, что Вариации Регера слабы, однако в своем большинстве они, на мой взгляд, состоят из набора романтических штампов. Неплохие отрывки, конечно, есть, но даже они производят впечатления "общих мест". Последнее, в частности, касается совершенно пустой, размытой фуги. Автор пытается выглядеть то Бахом ,то Бетховеном, то Шуманом, то Брамсом. И в этом многообразии поэтических образов неповторимый облик Регера никак не складывается .
Наверное, мое мнение оскорбило бы Рудольфа Серкина, который очень любил музыку Регера и часто играл ее. Иначе его огромный энтузиазм, с которым он исполняет этот цикл, объяснить невозможно. И, надо признать, его заинтересованность не только делает честь ему самому, но и несколько примиряет с самой музыкой. В исполнении Серкина, как справедливо заметил один мой собеседник, Вариации похожи на величественный музыкальный собор. Присутствует ощущение чистоты от прикосновения к некой монументальности, космичности, запредельности - особенно в трелях. Да, игру такой мощной страсти еще поискать - и не только в этой работе. Его версия навела меня на мысль, что я действительно чего-то не понимаю в музыке Регера, если она может вызывать такую горячность.
Интерес Серкина к этому композитору не в последнюю очередь пробудился благодаря дружбе и сотрудничеству со скрипачом Адольфом Бушем, который очень ценил творчество Регера. Думаю, он в известной степени повлиял на пристрастия своего младшего по дуэту товарища, который впоследствии неоднократно исполнял и записывал малозвучащие произведения немецкого композитора. Жаль, что Серкин практически не записывал Баха. То, как глубоко и серьезно он мог бы у него звучать, хорошо слышно в записи этого цикла.
Классическая музыка,
XX век,
исполнители,
Регер