Александр Цфасман - пианист

Feb 18, 2021 23:28

Редкое видео, запечатлевшее искусство выдающегося советского джазового пианиста Александра Наумовича Цфасмана. В строгом смысле он не играл на фортепиано джаз, так как в его игре отсутствует импровизация как таковая, а фрагменты, напоминающие импровизацию, судя по всему, прорабатывались им заранее. Поэтому правильнее вести речь об исполнении ( Read more... )

Цфасман, Джаз

Leave a comment

sagittario February 18 2021, 21:35:02 UTC
спасибо!.. очень интересная запись.., но лучше бы он играл тут, если и фантазию, то на свои собственные темы, коих у него предостаточно!:)
только все же задевает как-то фраза, что он "не играл на фортепиано джаз".. наверняка, он запросто импровизировал, играя для себя и в свободной обстановке.. не говоря уж о том, что сочинял в джазовой манере и вообще считается одним из родоначальников советского джаза.. Другое дело, что да, джаз этот был "советский", со своими традициями, особенно, что касается концертных выступлений..

я, кстати, узрел кадры с Цфасманом и еще на одной пленке.., новогодней! с празднованием наступающего 1936 года.. он там, как мне кажется, и вообще все музыкальное оформление фильма обеспечил, несмотря на то, что композитором в титрах значится Зиновий Дунаевский, брат Исаака Осиповича.. Но это лишь потому, что там песня его для затравки используется.. Впрочем, это точно неизвестно..
вот тут у меня об этом.. первый ролик: https://sagittario.livejournal.com/672106.

Reply

mendelbookinist February 18 2021, 21:45:52 UTC
Я бы многое отдал, чтобы послушать его, стоя рядом. Его владение инструментом, понимание возможностей фортепиано с трудом поддаются какому-либо осмыслению.

Когда я так говорю, про джаз в строгом смысле, то опираюсь на слышанные мной записи. Цфасман - гений, и я уверен, что он свободно владел всеми приемами джазовой игры. Однако на немногочисленных сольных записях, выложенных в сети, он скорее играет как композитор в джазовом стиле, чем джазовый пианист, играющий темы с импровизациями. Просто играет гениально при всем при том.

Reply

sagittario February 18 2021, 22:06:44 UTC
ну да.., я просто к тому, что сама по себе "джазовая" игра со временем тоже менялась.. сейчас, говоря о джазовой именно игре, мы ориентируемся на высочайшие образцы зрелого уже джаза, времен его зенита и устоявшихся канонов самоощущения его.. между тем, я уверен, что и Гершвин и, допустим, Фетс Уоллер и прочие великие начальных десятилетий 20 столетия играли примерно так де, как мы видим это здесь у Цфасмана.. просто у нас оно в таком более "концертно-застегнутом" виде надолго и законсервировалось..

Reply

mendelbookinist February 18 2021, 22:13:52 UTC
Обидно, что мы уделяем так мало внимания нашему гению фортепианного джаза. Забыли Цфасмана. Мало информации о нем даже на русском языке в Сети, нет CD с сольными записями (а это намного важнее, чем его оркестр, который сегодня трудно слушать), не говоря уже о том, что наверняка гораздо больше видео где-то в архивах, но никто не предпринимает усилий их найти и выложить... Поэтому, что бы он ни играл, слава богу, есть хотя бы такое видео. Все-таки естественность и широкое дыхание его игры поражают воображение...

Забавно, что почти каждый помнит слова "на том же месте в тот же час", но почти никто не скажет, что это песня Цфасмана.

Впрочем, замечательного трубача Якова Скоморовского постигла еще более незавидная участь...

Reply

sagittario February 18 2021, 22:29:07 UTC
да, согласен, конечно, с записями и образованием у нас очень плохо.. впрочем, и записей-то особых нет ( ... )

Reply

mendelbookinist February 19 2021, 10:36:27 UTC
Ага, и правда молодой Цфасман. :-) Удивительно, как этот маленький скромный человек мог превращать игру на фортепиано в настоящую феерию. Даже оркестр был не нужен ему особо.

Видите, а я и нот не знаю. Поэтому для меня информации в виде записей - и вовсе по крупицам. По поводу пласта - в период НЭПа было и много интересной, а главное оригинальной академической музыки, которая зарождалась благодаря молодым талантливым советским композиторам. С началом этатизации все это было задушено. Об этом есть книга-исследование музыковеда Власовой "48-й год в советской музыке", где она подробно анализирует этот период в том числе.

Reply

sagittario February 19 2021, 11:06:08 UTC
да, там много чего придушили живого, самостоятельно мыслящего.. книга эта Власовой у меня есть, но и без книги все это все же известно, более-менее.. А вот про пласт нарождающийся самобытный джазовый - практически никто не имеет представления.., потому что он был удавлен в младенческом, по сути, еще состоянии, когда только нащупывал самобытные пути, и остается только гадать, какое бы из этого выросло Явление.. А выросло бы, судя по всему, очень самостоятельное и интересное .. но, увы..

Reply

mendelbookinist February 19 2021, 11:17:52 UTC
Может, и сейчас бы душили, если бы было, что душить...

Reply

sagittario February 19 2021, 11:44:47 UTC
ну, сейчас для этого надо быть уж совсем "Северной Кореей", закупоренной)

Reply

mendelbookinist February 19 2021, 12:47:49 UTC
Небольшой выпуск о Цфасмане.

https://www.youtube.com/watch?v=8ZzyW0T-zK8

Reply

sagittario February 19 2021, 18:51:55 UTC
спасибо! хорошая передача.., и очень симпатичный ведущий:)

Reply

mendelbookinist February 19 2021, 18:58:26 UTC
Довольно известный джазовый критик. Хотя в силу возраста, наверное, допускает фактологические ошибки иногда.

Reply

sagittario February 19 2021, 18:59:46 UTC
ну, я про его мягкость и доброжелательность)

Reply

mendelbookinist February 19 2021, 19:01:16 UTC
Это да. Старая интеллигенция.

Reply


Leave a comment

Up