Простой пример баранизма

Nov 28, 2013 16:49

Забавно, как много можно увидеть в такой мелочи - в следствие которой толпа барашков с радостью устраивает показное уничтожение вещей. Барашки, во-первых, тем, что являются десять триллионов восемьсот миллионов пятьсот тысячными игроками в наперстки, раз за разом ведущихся на лотерею, во-вторых, публичным унижением, в духе тех ребят, что поедают отходы за пару сотен: участие в показной публичной акции с целью получить какую-то штучку - именно унижение, именуемое, в других формах - «попрошайничество» (что может быть в разных проявлениях более или менее понятным), в-третьих, отношением к вещам, напрочь лишенным рационализма, где ценность вещи определяется следованием рыночной ценности, тенденциям толпы (задаваемым акциями вроде упомянутой), то есть, это отношение, лишенное частью или целиком экономии, а значит и уважительного отношения к экологии, к вложенному ресурсу и труду.

Но кто мы будем, если станем осуждать человека за то, каким он стал, какие нравы, какое отношение к вещам и собственным действиям обрел? Важнее понять, почему такое происходит. Нормы поведения определяются общественно, как воспитанием, так и необходимостью им следовать, где естественным объективным условием для образования норм поведения выступает характер, способ отношений между людьми. Так, например, одно из наиболее диких, животных проявлений современного человека - самоутверждение за счет вещи, является прямым следствием господства товарно-денежных отношений, что подменяют собой, то есть, бытующим общественным мерилом «успеха» естество человека; тогда как обесценивание вещи и, наоборот, личностная и самоуничижительная жажда наиболее ценной вещи, происходят из товарного фетишизма (рыночная стоимость товара значит больше, чем естественная польза вещи, ярким примером чему выступают украшения или предметы искусства). Здесь и потребление становится двояким: с одной стороны вещи не теряют пользы, с другой - их потребление обретает черты самоцели, безотносительно рациональной пользы. От чего, в конкретном случае, человек уничтожает выполняющий свою функцию телефон, дабы обрести более «ценный», в той или иной степени без оценки действительной пользы. Разумеется, человек, совершая публичный и нацеленный на обладание яркой вещью (словно сорока) акт вандализма, не оценивает общего положения дел: отчужденно от производства уничтожаемой вещи, не видит вложенного в продукт труда, что скрыт занавесками денежного обращения и фрагментарной ролью человека в этом, не оценивает и прожигания определенного природного ресурса.

Однако, ведущим в этой «игре» является не конечный «потребитель» (живого человека принято называть именно тем, чем он в этом свете и является), а способ, которым люди общественно производят вещи, распределяют, заполучают их часть - часть суммы произведенного обществом; способ и являющийся характером отношений между людьми; способ, в котором всё общество в целом является анархией атомарных актов производства и потребления, опосредованных денежным обращением. Конечно, общество в таких условиях не может поставить задачи хотя бы оценки рационального производства тех же телефонов, в свете обеспечения людей средствами связи, сохранения ресурсов природы и так далее. Задача производства телефонов лежит сегодня на тех, кто всеми силами пытается одолеть себе подобных в конкурентной борьбе (особый приз за уничтожение Android-модели!), стремится поддерживать и увеличивать потребление - задавая тенденции, моду людям (являющимся в итоге еще и «сороками», и «барашками»).

Запись сделана с помощью m.livejournal.com.
Previous post Next post
Up