Oct 27, 2009 22:20
АРИСТОТЕЛЬ
"ПОЭТИКА"
(часть 1)
1. Цель «Поэтики и ее задачи. Поэтическое творчесто-подражание. Различие видов поэзии в зависимости от средств подражания
Эпос, трагедия, комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть авлетики и кифаристики являются подражанием.
Отличаются они друг от друга тремя чертами. Они воспроизводят:
- или различными средствами,
- или различные предметы,
- или различными способами.
Средства подражания.
Авлетика и кифаристика пользуются только гармонией и ритмом.
Искусство танцоров пользуется ритмом без гармонии.
Словесное творчество пользуется только прозой или метрами.
Авторам дают название не по сущности их творчества, а по общности их метра.
Есть некоторые виды творчества, пользующиеся всеми указанными средствами (ритмом, мелодией и метром). Это дифирамбичесая поэзия, номы, трагедия и комедия.
Они отличаются друг от друга тем, что одни пользуются этими средствами всеми вместе, другие - отдельно.
2. Различие видов поэзии в зависимости от предметов подражания
Предмет подражания.
Так как поэты изображают действующих лиц, которые непременно бывают или хорошими, или дурными, то они представляют людей или лучшими, или худшими, или такими же, как мы. То же делают живописцы.
Таким образом, все указанные виды подражания имеют эти отличительные черты, а различаются воспроизведением различных явлений.
В этом же состоит различие трагедии и комедии (одна предпочитает изображать худших, другая лучших, чем наши современники).
3. Различие видов поэзии. Вопрос о месте возникновения трагедии и комедии. Этимологическое объяснение слова «комедия»
Способ подражания.
Третье различие - способ воспроизведения каждого явления:
- объективный рассказ (эпос),
-личное выступление рассказчика (лирика),
- изображение событий в действии (драма).
Название «драма» происходит от дорийского «дран» - действовать (у афинян - «праттейн»).
«Комедия». Окружающие город селения назывались «комами», и поэты были названы комиками оттого, что скитались по «комам», когда их выгоняли из города.
4. Естественные основы поэзии. Первоначальное деление поэзии на эпическую и сатирическую; дальнейшее - на трагедию и комедию. Возникновение трагедии
Поэзию создали две естественные причины:
1. Подражать присуще людям с детства (первые познания человек приобретает посредством подражания).
2. Подражание всем доставляет удовольствие.
Так как людям по природе свойственно подражание, гармония и ритм, то люди, одаренные с детства особенной склонностью к этому, создали поэзию, понемногу развивая ее из импровизаций.
Поэзия разделилась на виды (соответственно личным характерам людей):
- Поэты более возвышенного направления стали воспроизводить поступки хороших людей - гимны, хвалебные песни. (Эпические поэты)
- Поэты погрубее стали воспроизводить поступки дурных людей - сатиры. (Ямбические поэты.)
Гомер дал драматические образы, и в комедии он первый указал ее формы, представив в действии не позорное, а смешное. Его «Маргит» имеет такое же отношение к комедии, какое «Илиада» и «Одиссея» - к трагедиям.
Когда явилась еще трагедия и комедия, то поэты одни вместо ямбографов стали комиками, другие вместо эпиков стали трагиками.
Трагедия ведет свое начало от запевал дифирамба. Она понемногу разрослась и остановилась, достигнув того, что лежало в ее природе.
Эсхил первый увеличил число актеров от одного до двух, уменьшил хоровые партии и подготовил первенствующую роль диалогу. Софокл ввел трех актеров и роспись сцены. Из малых фабул явились большие произведения. Диалог из шутливого сделался величественным (т.к. он развился из сатирической драмы). Место тетраметра занял триметр.
5. Определение комедии и ее развитие. Различие между эпосом и трагедией по их объему
Комедия - это воспроизведение худших людей, но не во всей их порочности, а в смешном виде (смешное - нечто безобразное и уродливое, но без страдания).
Хор для комедий архонт начал давать очень поздно, а в начале хоревтами были любители. Неизвестно, кто ввел маски, пролог, полное число актеров и т.п.
Комические фабулы начали составлять Эпихарм и Формид. В зачаточном состоянии комедия перешла из Сицилии в Афины (афинский поэт Кратес).
Эпическая поэзия сходна с трагедией как изображение серьезных характеров, а отличается тем, что имеет простой метр и представляет собою рассказ.
Различаются также длительностью. Трагедия, насколько возможно, остается в пределах одних суток. Эпическая поэзия не ограничена временем.
6. Определение трагедии. Трагическое очищение. Элементы трагедии. Сравнительное значение действия и фабулы в трагедии
Трагедия - воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в различных частях, - воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств.
«Украшенная речь» - речь, имеющая ритм, гармонию и метр.
Некоторой частью трагедии является украшение сцены, музыкальная композиция и текст.
Текст - сочетание слов.
Две причины действия:
- мысль (то, посредством чего говорящие доказывают что-нибудь или просто выражают свое мнение),
- характер (то, на основании чего мы определяем качества действующих лиц).
Воспроизведение действия - это фабула. Фабулой называется сочетание событий.
В каждой трагедии должно быть шесть составных частей:
- фабула,
- характеры,
- мысли,
- сценическая обстановка,
- текст,
- музыкальная композиция.
Важнейшая из этих частей - состав события (т.к. действие и фабула - цель трагедии). Без действия трагедия невозможно, а без характеров возможна.
Второе по важности - характеры (трагедия - изображение действия и главным образом через него изображение действующих лиц).
Третье - мысли.
Четвертое - текст.
Из остальных частей музыкальная композиция составляет важнейшее украшение трагедии.
7. Понятие о цельности и законченности действия в трагедии. Продолжительность действия в трагедии (единство времени)
Трагедия есть воспроизведение действия законченного и целого, имеющего определенный объем.
Целое - то, что имеет начало, середину и конец.
Хорошо составленные фабулы должны иметь начало, середину и конец, а также иметь определенную и притом легко запоминаемую длину.
Тот предел величины драмы достаточен, в границах которого при последовательном развитии событий могут происходить по вероятности или по необходимости переходы от несчастья к счастью или от счастья к несчастью.
8. Понятие о единстве действия в трагедии
Фабула должна быть воспроизведением единого и притом цельного действия, ибо она есть подражание действию. А части событий должны быть соединены таким образом, чтобы при перестановке или пропуске какой-нибудь части изменялось и потрясалось целое. («Одиссея» и «Илиада» Гомера)
9. Задача поэта. Различие между поэзией и историей. Исторический и мифический элементы в драме. «Удивительное» и его значение в трагедии
Задача поэта - говорить не о происшедшее, а о том, что могло бы случиться, о возможном по вероятности или необходимости.
Разница между историком и поэтом в том, что историк рассказывает о происшедшем, а поэт - о том, что могло бы произойти.
Поэзия содержит в себе более философского и серьезного элемента, чем история: она представляет более общее, а история - частное.
Составив фабулу на основании правдоподобия, комики подставляют случайные имена. А в трагедии придерживаются имен, взятых из прошлого. Причиной является то, что возможное происшедшее вызывает доверие.
Поэт должен быть более творцом фабул, чем метров.
Из простых фабул эпизодические - самые худшие (те, в которых вводные действия следуют одно за другим без соблюдения вероятности и необходимости).
Трагедия - воспроизведение законченного действия, но также вызывающего страх и сострадание, а это бывает чаще всего в том случае, когда что-нибудь происходит неожиданно, и еще боле, когда происходит неожиданно вследствие взаимодействия событий.
10. Действие простое и запутанное
Фабулы бывают простые и запутанные (в зависимости от действий, воспроизведением которых являются фабулы).
Простое действие - такое, в котором при сохранении непрерывности и единства перемена совершается без перипетии и узнавания.
Запутанное действие - такое, в котором перемена совершается с узнаванием или перипетией, или с обоими вместе.
11. Элементы запутанного действия: перипетия и узнавания
В этом отношении фабула состоит из трех частей:
- перипетия,
- узнавание,
- страдание.
Перипетия - перемена происходящего к противоположному по вероятности или необходимости. Например, в «Эдипе» вестник, пришедший с целью обрадовать Эдипа и избавить его от страха перед матерью, объяснив ему, кто он был, произвел противоположное действие.
Узнавание - переход от незнания к знанию, или дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или несчастье.
Лучшие узнавания те, которые соединены с перипетиями (как в «Эдипе»). Такое узнавание и перипетия вызывают сострадание или страх (а изображением таких действий является трагедия). При таком узнавании будет возникать и несчастье, и счастье.
Иногда узнавание происходит только со стороны одного лица по отношению к другому. Например, Орест узнал Ифигению из посылки письма, а для Ифигении потребовалось другое доказательство.
Страдание - действие, производящее гибель или боль (разные виды смерти на сцене, припадки мучительной боли, нанесение ран и т.п.).
12. Внешнее деление трагедии на части
По объему и месту распределения части трагедии таковы:
- пролог,
- эпизодий,
- эксод,
- песнь хора, в ней:
- парод
- стасим.
Эти части общие для всех трагедий.
Особенностями некоторых трагедий являются:
- песни со сцены,
- коммы.
Пролог - целая часть трагедии перед выступлением хора.
Эпизодий - целая часть трагедии между целыми песнями хора.
Эксод - целая часть трагедии, за которой не бывает песни хора.
Парод хора - первая целая речь хора.
Стасим - песнь хора без анапеста и трохея.
Komm - общий плач хора и актеров.
Песни со сцены исполняются только актерами.
13. Действия, которые могут вызывать сострадание и страх. Примеры из греческой трагедии
К чему должно стремиться и чего должно избегать, составляя фабулы, и как достичь цели трагедии.
Не следует изображать на сцене переход от счастья к несчастью людей хороших (т.к. это не страшно и не жалко, а возмутительно).
Не следует изображать переход от несчастья к счастью дурных людей (тут нет ничего необходимого, ни вызывающего чувство общечеловеческого участия, ни сострадания, ни страха).
Не следует изображать переход от счастья к несчастью совершенных негодяев (это вызвало бы чувство общечеловеческого участия, но не сострадание и не страх).
Остается от, кто стоит между ними. А таков тот, кто, не отличаясь ни доблестью, ни справедливостью, подвергается несчастью не вследствие своей порочности и низости, а вследствие какой-нибудь ошибки, между тем как раньше он пользовался большой славой и счастьем (Эдип, Фиест).
Таким образом, требуется, чтобы хорошая фабула была скорее простой, а не «двойной», и представляла переход не от несчастья к счастью, а наоборот, от счастья к несчастью, - переход не вследствие преступности, а вследствие большой ошибки или такого человека, или скорее лучшего, чем худшего.
Второй вид трагедии имеет двойной состав событий, и в конце ее судьба хороших и дурных людей противоположна («Одиссея»).
14. Как следует вызывать сострадание и страх. Какие мифы должен брать поэт сюжетом для своего произведения
Чувство страха и сострадания может быть вызываемо театрально обстановкой, может быть вызываемо и самим сочетанием событий, что гораздо выше и достигается лучшими поэтами.
Поэт должен своим произведением вызывать удовольствие, вытекающее из сострадания и страха, поэтому действие трагедии должно быть проникнуто этими чувствами.
Действия, оказывающиеся страшными или печальными, происходят непременно или между друзьями, или между врагами, или между людьми, относящимися друг к другу безразлично. Возникновение страдания среди близких людей следует искать в мифах.
Сохраненных преданием мифов нельзя изменять. Поэт должен находить подходящее и искусно пользоваться преданием.
Действие может происходить тремя различными способами:
1. Изображая лиц, которые знают и понимают, что они делают. Например, смерть Клитемнестры от руки Ореста.
2. Совершить ужасное преступление можно по неведению, и только впоследствии узнать свою близость к жертве. Например, Телегон в «Раненом Одиссее».
3. Намеревающийся совершить по незнанию какое-нибудь неисправимое зло узнает свою жертву раньше, чем совершит преступление. Например, Ифигения узнает Ореста.
Из этих случаев худшее - сознательно собираться сделать зло, но не сделать его (это отвратительно, но не трагично, т.к. здесь нет сострадания).
Лучше всего - последний случай.
Пока что сложно говорить об ощущениях, вызванных прочтением половины произведения, но больше всего заставила задуматься XIII глава. Возможно, потому что трагедии бывают не только на сцене, а сострадание и страх - не только в зрительном зале.