Мишустин поставил цель: первостепенная задача - перезапуск площадок ушедших иностранных автокомпаний

Dec 25, 2023 00:09



.
"Китаю не сдадимся". Мишустин поставил цельРазвитие русской экономики идет опережающими темпами... Автопром является одной из ключевых отраслей как промышленности, так и экономики в целом, поскольку в нем задействована широкая цепочка высокотехнологичных предприятий и он генерирует значительный мультипликативный эффект. Поэтому если мы говорим о каком-то импортозамещении и технологическом суверенитете, то без самодостаточной автомобильной индустрии нам не обойтись.



Развитие русской экономики идет опережающими темпами. И это не голословные заявления. Это подтверждается как данными по всей экономике, так и по отдельным её отраслям. Так, ВВП России за 2023 год вырос минимум на 3,5%, а если же смотреть обрабатывающую промышленность - это плюс 7,4% за десять месяцев. Рост инвестиций в обработку за три квартала - плюс 12%. Всё это не просто компенсирует потери предыдущего года, но и выводит реальный сектор на новый уровень развития.

Естественно, идеальной ситуация быть не может никогда. И помимо внутренних проблем (политика Центробанка), есть и внешние. Главной из последних является экспансия китайских предприятий на российский рынок. Конечно, это не абсолютный минус, поскольку чем-то перебиваться все равно необходимо. Многое мы не производим, и значительная часть предприятий не способна расширять выпуск продукции без завоза китайского оборудования. Сейчас это нормальная практика.

Другое дело, что импорт китайской продукции необходимо рассматривать как временный процесс до выхода на запланированные показатели (там, где они есть). В противном случае вся текущая работа и все амбициозные цели окажутся пустотой.

Наиболее ярким примером является ситуация в автомобильной промышленности и на авторынке. В 2023 году китайские производители нарастили продажи в России на сотни (без преувеличения) процентов. Например, за 11 месяцев Haval продал 96,3 тыс автомобилей (+224%), Chery - 105,6 тыс (+235%), Geely - 79,9 тыс (+259%), Changan - 39,9 тыс (+1708%). А бренд Omoda (подразделение Chery) увеличил продажи практически на 25 тысяч процентов! Не штук, а процентов!

"АвтоВАЗ" с долей под 30% продолжает удерживать первое место на рынке, но сейчас ситуация складывается примерно так, как и до 2022 года. Внутренний рынок практически захвачен иностранными концернами. И при этом если западные компании, японцы и корейцы производили автомобили здесь хоть с какой-то локализацией, то китайцы (кроме Haval) поставляют в Россию "готовые" машины.

Русская автомобильная промышленность является своеобразным индикатором, по которому можно судить, как у нас продвигается импортозамещение в целом.

Правительство уделяет приоритетное внимание развитию автомобильной отрасли. Причем речь идет не только о производстве готовых машин, но и о создании автокомпонентной базы, что сложней и важней. Отрасль традиционно подвергается нещадной критике, особенно она активизировалась в 2022 году, когда нам представили Ладу Гранту за 700 тысяч без подушек безопасности и без ABS.

Однако я писал тогда, напишу и сейчас. Стратегия развития автомобильной промышленности до 2022 года со ставкой на иностранные концерны была ошибочной. В результате практически два года назад мы оказались практически с нулевой производственной (в широком смысле) базой. Благо сохранились определенные компетенции. При этом автопром является одной из ключевых отраслей как промышленности, так и экономики в целом, поскольку в нем задействована широкая цепочка высокотехнологичных предприятий и он генерирует значительный мультипликативный эффект. Поэтому если мы говорим о каком-то импортозамещении и технологическом суверенитете, то без самодостаточной автомобильной индустрии нам не обойтись.

В правительстве это прекрасно понимают. Вопрос в другом - насколько реально достичь поставленных целей. А цель премьер-министр Михаил Мишустин обозначил следующую:
Первостепенной задачей является перезапуск площадок ушедших иностранных компаний. А в горизонте 3-4 лет необходимо обеспечить рост производства отечественных автомобилей на уровне свыше 1,3 млн машин в год. И более 70% продаж должны составлять выпущенные именно у нас

Отмечу, что здесь речь идет не только о легковых автомобилях, но и о грузовиках, и о легком коммерческом транспорте. При этом китайцы уже в 2024 году планируют продать в России порядка 1,2 млн легковых автомобилей. Данная цель не является достижимой, поскольку в следующем году продажи на нашем рынке составят примерно такое количество, однако подобное говорит о планах китайцев на продолжение экспансии. Плюсом является тот факт, что китайские концерны (кроме Haval) не планируют локализовывать производство в России, предпочитая заниматься чистым экспортом. Это даёт нашему автопрому время для постепенного налаживания выпуска.

Например, в следующем году "АвтоВАЗ" готов произвести уже 500 тысяч автомобилей вместо 360 тысяч в этом. Критики справедливо указывают на вопрос цены. Однако здесь проблема не в "АвтоВАЗе". С таким курсом доллара и кредитными условиями другой стоимости машин ожидать не приходится. Другое дело, что правительство может увеличить объем субсидий для покупателей отечественных автомобилей. Впрочем, продукцию завода из Тольятти сметают и так. Это, собственно говоря, ответ тем, кто уже больше года рассказывает, что при таких ценах никто ничего покупать не будет. Как видим, покупают и спрос значительно превышает предложение.

Однако без собственной комплектующей базы цель в 1,2 млн отечественных автомобилей окажется недостижимой. Например, на своих площадках тот же "АвтоВАЗ" способен выпускать до 1 млн автомобилей, однако банально нет комплектующих. Правительство интенсивно занимается развитием данного направления. Например, на днях Мишустин выделил дополнительно 39 млрд рублей, которые через Фонд развития промышленности пойдут на льготное финансирование расширения мощностей отечественных предприятий.

Здесь можно привести один показательный пример. Так несколько месяцев назад в Костроме на заводе "Пегас" было налажено производство ABS, а в ближайшее время начнется выпуск и ESP. По итогам этого года предполагается произвести 200 тысяч блоков с перспективой увеличения до 850 тысяч. Сейчас костромские ABS - китайские с Kesens с пока ещё небольшой долей локализации в 25%, но её предполагается через два года довести до 75%.

Путь пока что такой. Он сложный. И вопрос заключается не столько в деньгах, сколько в компетенциях. Но цели поставлены, надо достигать. Другого варианта нет.
источник

кому это выгодно, Михаил Мишустин, авто, политика, Сделано у нас, финансы, статистика, планы России, Россия и Китай, прогноз, импортозамещение

Previous post Next post
Up