Да молчит всякая плоть человеча

Jul 25, 2022 23:43




- это песнопение исполняется на Литургии в Великую субботу на Великом входе вместо Херувимской песни.


image Click to view


«Да молчит всякая плоть», музыка протоиерея П. Турчанинова в исполнении хора Сретенского монастыря. Пётр Иванович Турчанинов (1779-1856) (17791212) - протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов.
«Да молчит всякая плоть» - текст:

Да молчит всякая плоть человеча,
и да стоит со страхом и трепетом,
и ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих,
и Господь господствующих,
приходит заклатися
и датися в снедь верным.

Предходят же Сему лицы Ангельстии
со всяким Началом и Властию,
многоочитии Херувими,
и шестокрилатии Серафими,
лица закрывающе, и вопиюще песнь:
аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Словарь сложных слов: Человеча - человеческая; заклатися - принести себя в Жертву; предходят - предшествуют, идут впереди; снедь - пища; аллилуиа - в богослужебной традиции: хвалебное обращение к Богу.

Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

Да умолкнет всякая плоть человеческая,
и да стоит со страхом и трепетом,
и ни о чем земном в себе да не помышляет,
ибо Царь царствующих и Господь господствующих
приходит заклаться и дать Себя в пищу верным.

Пред Ним шествуют сонмы Ангелов
со всяким их начальством и властью,
многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы,
закрывая лица и возглашая песнь:
аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Перевод Ольги Седаковой:

Да молчит всякая плоть человеческая
и да стоит со страхом и трепетом
и ни о чем земном в себе не помышляет:
ибо Царь царствующих
и Господь господствующих
идет на заклание
отдать Себя в пищу верным.

Предваряют Его сонмы Ангелов
со всеми Началами и Властями1:
многоочитые Херувимы
и шестикрылые Серафимы,
закрывая лица свои и воспевая песнь:
Аллилуиа, аллилуия, аллилуия
«Да молчит всякая плоть человека...» - смысл и история песнопения:

Великая Суббота - день молчания всего творения, «сей есть упокоения день, воньже почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий» - так поётся в стихире на вечерне. Это день скорби и радости, Бог погребён и сошёл в ад, чтобы его разрушить, поэтому служба исполнена и потаённой радости и скорби. В субботнюю службу вкрапляются воскресные песнопения: тропарь «Егда снишел еси», воскресные стихиры, читаются множество ветхозаветных пророчеств о Восстании Спасителя. И вместо «аллилуйя» на литургии поётся торжественный прокимен «Воскресни, Боже, суди земли» - все священство облачается в белые одежды, символизируя свершенную победу Христа и начало Пасхи.

В контраст этому ликованию звучит песнопение «Да молчит всяка плоть», исполняемое вместо Херувимской песни. Тайна нашего спасения страшна и велика, поэтому все творение Божие в этот день трепетно хранит молчание.

«Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным»

Господь отдаёт себя в Жертву и вкушаем верными - его последователями-христианами - через таинство Причастия, «приходит заклатися», как непорочный Агнец. «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33)

Во второй строфе говорится о сонме ангелов, предшествующих Христу. Ангельские силы перечислены по чинам и именам: «Со всяким Началом и Властию» - пять ангельских чинов, и ближайшие к Богу «многоочитые Херувимы» и «шестикрылые Серафимы» из видения пророка Исаии (Ис. 6, 2-3).

Традиция петь этот гимн вместо «Иже херувимы» появилась с 1545 года, после издания типикона преподобного Саввы Освященного. Вопрос авторства этих строк остается открытым. Возможно, гимн принадлежит к гомилетической традиции, впервые отраженной в «Слове о Пасхе» епископа Мелитона Сардийского. Продолжением этой традиции являются пасхальное слово святого Епифания Кипрского, начинающееся фразой «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит» и кондак Романа Сладкопевца «Торжество Креста». Отдельные темы и мотивы гимна «Да молчит всякая плоть» встречаются в произведениях палестинских святых - Иоанна Дамаскина и Феофана Исповедника (в их стихирах на Великую пятницу и Великую субботу).
«Да молчит всякая плоть человека...» - слушать:

image Click to view


«Да молчит всякая плоть», музыка А. Гречанинова. Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956) - русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, особенно известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. С 1925 года жил во Франции, а с 1939 года в США. Стилистически продолжал традиции «Могучей кучки».

Иллюстрация - Андреа Мантенья, «Сошествие во ад»

PS. Пояснение к иллюстрации:



  • Андреа Мантенья начал писать чудовищ параллельно с бургундским мастером Иеронимом Босхом, если не прежде Босха. Чудовища появились уже в рисунке «Сошествие во ад», выполненном в 1460. Христос заглядывает в отверзшуюся пасть ада, в черноту небытия; крылатые чудища, напоминающие лемуров, вьются у адских врат. Спаситель должен пригнуться, чтобы войти под низкий свод, за дверью - провал в бездну.
PPS. Прочитал
nnils «Мужайся, стой, крепись и одолей!»:

И целый мир, как опьянённый ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала!..

И этот крик сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова -
Всё поднялось и всё грозит тебе.

О край родной! - такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней…
Велико, знать, о Русь, твоё значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!

Федор Иванович Тютчев

image Click to view


«Да молчит всякая плоть», музыка протоиерея П. Турчанинова в исполнении хора Сретенского монастыря вживую впервые услышал в Валаамском Спасо-Преображенском ставропигиальном мужском монастыре 12 лет тому назад.

Светлая Пасха, свет Православия, Христос, песни Отечества, Валаам, Бог, личное

Previous post Next post
Up