Вторая мировая война часто оказывается в центре российского кино, про Первую войну фильмы снимают гораздо реже. Почему? Возможно потерю миром невинности интерпретировать гораздо сложней, чем последствия этой потери, когда для мечтавших о подвигах солдат и офицеров война открылась своей уродливой стороной: опытами с химическим оружием и беспощадностью, которая привела сначала к кризису, а затем и к нацизму. Или Вторая мировая легче для осознания просто потому, что стоит к нам ближе во времени.
В этом году в российский прокат вышло сразу два важных фильма о Первой мировой: британский
«1917» и отечественный
«Мальчик русский».
Рассказываем про обе картины и вспоминаем другие значимые фильмы о Великой войне, как называют ее в Европе.
«Тропы славы», реж. Стэнли Кубрик
Кадр из фильма «Тропы славы»
Один из первых фильмов Стэнли Кубрика - экранизация одноименного романа Хамфри Кобба, где уже четко виден его сформировавшийся авторский стиль и антивоенный настрой. «Тропы славы» рассказывают историю неудачного наступления на Западной фронте, после провала которого командование приказывает расстрелять троих случайных солдат. По ходу дела фильм несколько раз меняет свой жанр, превращаясь то в судебную драму, то в пацифистский памфлет.
В Европе у ленты были проблемы с прокатом из-за несовпадения взгляда Кубрика с повесткой нескольких стран. Зато спустя годы ее признали одним из лучших примеров антивоенного кино.
«Ангелы Ада», реж. Говард Хьюз
Кадр из фильма «Ангелы Ада»
Легендарный (и дебютный!) фильм Говарда Хьюза считается таким по многим причинам. Мало того, что он стоил ему огромных денег и стал одним из самых дорогостоящих фильмов рассвете звукового кино, - на его съемках погиб пилот. Хьюз слишком стремился к совершенству, чтобы останавливаться на полпути.
Картина рассказывает про двух братьев-британцев Монти и Роя, которые отправляются служить в авиацию и получают задание разрушить немецкий военный завод. Многие любят упоминать, что история создания именно этого фильма легла в основу «Авиатора» Скорсезе, но «Ангелы Ада» куда безумнее, куда жестче. Хьюз так упивался съемками своей картины, что воплотил в ней, казалось бы, не поддающуюся осознанию саму суть войны - шумную, яростную, оголтелую и лишенную какой бы то ни было эмпатии.
«Белая лента», реж. Михаэль Ханеке
Кадр из фильма «Белая лента»
Военное и антивоенное кино не обязано показывать поля сражений, и сюжет его совершенно не должен разворачиваться в промежутке между началом и концом войны. История движется плавно: пред- и послевоенный периоды никто не отменял, авторитарные и тоталитарные режимы появляются не за секунду и не на пустом месте.
Притча Ханеке рассказывает сюжет, который случился накануне Первой мировой в немецкой глуши. Там стали происходить внезапные акты насилия. Кто за ними стоит, так и останется неизвестным.
Холодный взгляд Ханеке изучает, что происходит за маской морализаторства, не обвиняет никого напрямую - но выносит приговор каждому.
«Долгая помолвка», реж. Жан-Пьер Жёне
Кадр из фильма «Долгая помолвка»
Военная мелодрама озорника Жан-Пьера Жёне рассказывает о послевоенных поисках: жениха главной героини, Матильды, представили к трибуналу и отправили на границу между двумя фронтами. Девушка уверена, что любимый жив и что она сможет его разыскать.
Самый нежный фильм в этом списке, «Долгая помолвка» получила две визуальные номинации на «Оскар» - за операторскую работу и декорации. Это говорит о ней также много, как Одри Тоту в главной роли (и юный Гаспар Ульель в роли суженого) и негласный слоган фильма: «Амели идет воевать». Если хотите безболезненно начать знакомство с военным кино, это, пожалуй, самый подходящий вариант.
Смотреть«Они никогда не станут старше», реж. Питер Джексон
Да, в этой подборке мы не говорим о документальном кино, но для любого правила есть исключения. Недавний фильм Питера Джексона, режиссера «Властелина колец», «Хоббита» и «Кинг-Конга», не может остаться в стороне. Очевидно, что постановщик - не фанат реальности. Так почему же он взялся монтировать хронику?
Возможно, Джексон повзрослел и решил взглянуть вместо миром Толкиена на реальную историю и показать чью-то выброшенную молодость всему миру.
«Великая иллюзия», реж. Ж. Ренуар
Фильм Жана Ренуара о трех пленных Геббельс запретил к показу, объявив «кинематографическим врагом №1». Его режиссер, великий классик французского кино, за историей о невозможности побега рассуждает о смерти старого мира и классической культуры, что неудивительно, - у него самого на дворе 1937 год. Даже не столько рассуждает, сколько наблюдает и печально констатирует ту самую потерю миром невинности. Она случилась в Первую мировую, а во Вторую все пожинали ее последствия.
Смотреть«Жюль и Джим», реж. Ф. Трюффо
Кадр из фильма «Жюль и Джим»
Еще одна великая французская картина, правда, снятая гораздо позже. Франсуа Трюффо в своем пожалуй, самом монументальном полотне оглянулся назад на несколько десятилетий. Правда, увидел там не войну, а людей. В его экранизации одноименного романа Анри-Пьера Роше Первая мировая - это важная часть жизни, но ее способна затмить любовь. Война меняет ход судьбы и сюжет, отнимает время у нас и юность у героев, но не становится могущественнее, чем страсть или ревность.
«Большая война», реж. М. Моничелли
Получившая главный приз Венецианского кинофестиваля в 1959 году, итальянская комедия берет основный посыл Ремарка и облачает его в абсурдистские одежды. В итоге фильм про двух прохвостов - никудышного парикмахера и бывшего заключенного, - становится в один ряд с антивоенными пьесами Бориса Виана.
«1917», реж. С. Мендес
Кадр из фильма «1917»
Добрались.
Фильм Сэма Мендеса - противоречивое кино. Когда его только анонсировали, казалось, что картина будет новаторской, но «1917» - классическая антивоенная драма. Имитация съемки одним планом добавляет ей динамики, и оторваться от экранов, и правда, невозможно. Но также непросто получить от этой ленты удивительные откровения, кроме того, что мы и так знаем: война - это плохо, она несет смерть. Даже если ты успеешь выполнить приказ, смысла у творящихся вокруг боли и разрушений не прибавится ни на йоту.
Смотреть«Мальчик русский», реж. А. Золотухин
Дебютный фильм выходца мастерской Сокурова в отличие от ленты Мендеса уделяет большое значение тому, в какую войну происходит действие. Если падения в ад и погоня за временем, как в «1917», могли происходить и в 1942-м, то создатели «Мальчика русского» аутентичными лицами, зернистой пленкой и музыкой Рахманинова настоятельно подчеркивают - это всё про тогда. Но как любое хорошее кино, «Мальчик» не ограничивается историей и визуальным рядом. И потому этот фильм еще и о нас с вами, и о нашей с вами юности, - потерянной или еще нет.
Смотреть (c)
via