Старая добрая Англия - день второй (окончание). Замок Бодиам, скалы Бичи-Хэд, Истборн

Sep 08, 2008 16:01


После Рая нас ждал прекрасный замок Бодиам, чья история, начавшись во времена Столетней войны, завершилась превращением в живописную руину, туристический аттракцион. Основанный в 1385 году замок должен был оборонять Восточный Сассекс от французов, чье вторжение постоянно ожидалось на южном берегу, но вряд ли его создатели всерьез рассчитывали сделать Бодиам мощной крепостью Толщина его стен не превышает двух футов.





В 1664 году войска Парламента не пощадили замок и порушили внутри все, что можно было порушить. После Гражданской войны замок так не был отстроен и пребывал в упадке и запустении до XX века. Местные жители потихоньку доламывали стены, используя камень для своих крестьянских нужд.

Спасителем замка выступил лорд Джордж Керзон - тот самый, кто в бытность свою министром иностранных дел Соединенного королевства в 1923 году предъявил молодому советскому государству так называемый «Ультиматум Керзона», о чем напоминает бессмертная классика Ильфа и Петрова:

«Не боимся буржуазного звона,
Ответим на ультиматум Керзона!»


Лорд Джордж Керзон (1859-1925)

Лорд Керзон купил и отреставрировал то, что оставалось от замка Бодиам, и завешал его обществу National Trust, вступившему во владение замком в 1926 году, после смерти лорда. Сейчас это тихое идиллическое место, где часто снимают кино. Один из эпизодов культового фильма «Монти Пайтон и святой Грааль» тоже снят в Бодиаме.



Замок полностью окружен водой. Красивое озеро вокруг замка питают подземные ключи.
Если долго стоять на мосту, соединяющем главные ворота замка с берегом, можно видеть огромных карпов, лениво проплывающих под мостом.

В озере обитает великое множество уток (интересно, что англичане нашу банальную крякву называют Muscovy duck, московской уткой), и весь берег усыпан их пухом и перьями.



Английские московские утки











Внутри замка находятся руины хозяйственных построек, некогда использовавшихся гарнизоном крепости. Нам не удалось их увидеть, так как ворота были закрыты - мы приехали слишком поздно.

Впрочем, при нас ворота все же открылись ;-) Виной тому был несчастный случай - детская коляска, по счастью пустая, скатилась с берега в озеро, начала быстро тонуть и утонула бы, если бы на помощь не подоспел смотритель замка с длинным багром. Его героическими усилиями коляска была спасена.



Окрестности замка

Поскольку внутреннего посещения не было, с замком Бодиам мы покончили довольно быстро и отправились к морю, смотреть скалы Бичи-Хэд - самую высокую точку побережья, поднимающуюся над морем на 162 метра.



Можно долго рассказывать, как образовался этот белый известняк, как ветра и дожди в течение миллионов лет творили форму этих скал, но там, наверху, слова бессильны.





Ветер хлещет по лицу и пронизывает до костей. Даже деревья, год за годом сопротивляясь его напору, согнулись в три погибели, из последних сил цепляясь корнями за неприветливую скалу.



Дерево, согнувшееся от ветра. Деревьев мало, но они упорны.

Море внизу кристально прозрачное, синее и манящее. И хочется сделать шаг…но вовремя себя останавливаешь, вспомнив, что кроме воображения, не имеешь крыльев. Тем, кто не смог себя остановить на обрывистом краю белых скал Бичи-Хэд, здесь ставят маленькие памятные кресты. Здесь есть специальный телефон доверия, по которому самоубийца может обратиться за психологической помощью, но ни один год не обходится без очередной отчаянной попытки.



Внизу точкой среди волн виднеется маяк, построенный в 1823 году. Его высота в 43 м отсюда кажется ничтожной.





Я над пропастью, во ржи

А потом мы поехали в Истборн.
Признаюсь: не будучи искушена поездками по английской ривьере, от Истборна я ничего не ожидала и даже сожалела, что ночевку в Брайтоне нам заменили на ночевку в неизвестном мне Истборне. Как оказалось, я глубоко заблуждалась. Истборн подарил мне столько чудесных ощущений, сколько никакой Брайтон не сумел на следующий день.

Во-первых, нас поселили в изумительный отель.
Отель Cavendish на набережной, носящей название Гранд-Парад, получил свое имя от прежнего владельца, графа Кавендиша, памятник которому установлен рядом с его творением. Сейчас, благодаря впечатляющим многомиллионным вложениям, о которых с гордостью повествует рекламный буклет, помпезная гостиница XIX века превратилась в современный и модный отель, где номер стоит дороже, чем в Хилтоне, а вид из окна делает эту цену более чем оправданной ;-)







Вид из окна отеля «Кавендиш»

Я открыла окно и услышала музыку - удивительную музыку тех лет, когда меня еще не было на свете и даже в проекте. Нам фантастически повезло: мы приехали в Истборн в день концерта ‘Rock’n’roll night” - одного из серии летних open-air концертов. В летнем павильоне играла группа Hellcats. Играла песни Литтл Ричарда, Джерри Ли Льюиса, «роллингов», Элвиса, Stray Cats…



Рок-н-ролл этой ночью…



На сцене - Hellcats

Сидеть в таком номере, слушать такую музыку - что еще нужно человеку?
Только выйти на улицу и продолжить слушать ее там! Вместе с радостными толпами разновозрастного народа мы с мамой пошли на набережную, где уже включилось вечернее освещение, а небо у нас над головой из нежно-золотисто-розового медленно становилось темным и бархатным, превращая Гранд-Парад с отелями, фонарями и казино в россыпь светлячков.



Концерт продолжался два часа, а потом, когда отзвучала музыка и «рок-н-ролльная ночь» превратилась в обыкновенную, мы просто пошли пройтись по набережной, которую сами англичане считают красивейшей в стране - наверное, благодаря цветущим клумбам:



Цветы на набережной

И вдруг мы заметили маленькую остроухую черную тень.
Тень нас тоже заметила и стала поджимать хвост и замышлять бегство. Пока она замышляла, я успела ее хорошо рассмотреть. Это была вовсе не собака. И не койот. Это была настоящая лисица, с пушистым хвостом и острой мордочкой. Осмыслив происходящее, лисица не придумала ничего лучше, как юркнуть под одну из пляжных кабинок и затаиться там.

Мимо проходили люди, какие-то тетки и мальчишки, и мне было ужасно весело, потому что я знала про лисицу, а они, невезучие, даже не подозревали о диком мохнатом чуде, спрятавшемся в двух шагах от них.

Лисица так и не высунула нос из своего укрытия, и мы пошли в обратном направлении, где вдали маячили рожки церкви. Моя реакция на церкви хорошо известна: я стремлюсь к ним с рвением японского туриста и средневекового паломника вместе взятых. Таинственно светящаяся в ночи, окруженная шелестящими рябинами церковь св. Троицы очень порадовала меня, в том числе тем, что через низкую ограду мне удалось без труда попасть во двор и послоняться там.







Церковь св. Троицы в Истборне

Мне больше не о чем было мечтать. За этот день я увидела больше, чем за месяцы жизни. Я видела замки и скалы, море и цветы, церкви и катакомбы, чаек и живую лисицу. Я побывала под землей и на рок-концерте, я смотрела на море с пронизанной ветром вершины и из собственного окна. Мне оставалось только вернуться в отель и упасть в кровать, смотреть прекрасные сны, которым все равно не сравниться с прекрасным Истборном, и я уже шла туда, но тут…

Я увидела горящие фары и услышала низкий, характерный звук мотора.
Я увидела блеск хрома и вытянутый, элегантный силуэт.
Она стояла на другой стороне дороги с работающим двигателем, стояла и смотрела в ночь яркими круглыми глазами.
Brimming with beauty.
«Шевроле Бель Эйр» 1954 года.

Я бы хотела оставить ее себе навсегда, но мне удалось лишь сфотографировать ее - как сумела.







1954 Chevrolet Bel Air

После этой встречи чаша исполненных желаний перелилась через край ;-)
Это был один из лучших дней моей жизни. Millionaire's holiday ;-)
Я его никогда не забуду. И я счастлива, что могу вам о нем рассказать.  

travels, uk, england

Previous post Next post
Up