Вознесенский пер., 8. Дом причта церкви Св. Андрея
1894 г. Арх. Р.Н. Фриман
Эклектика представляет нам историю архитектуры как детский конструктор, предлагая нам играть в его кубики. Дом стремится предстать нам как замечательный набор деталей, чем больше которых, тем лучше.
Прогулка по эклектическому городу представлялась прогулкой по всей истории искусства, со всей необязательностью и поверхностностью - во всех смыслах - такого созерцания. В этом был и демократизм, и вседоступность всего всем: готика, Египет, Византия принадлежали современному человеку, который овладел ими с помощью науки. Эта прогулка подобна пролистыванию журнала, со всей её необязательностью, равномерностью - и опознавательностью как способом реакции на встречаемые в нём картинки.
Окно можно интерпретировать как фасад в миниатюре. Развитие окна различается в четырёх основных направлениях эклектики: академическом, готико-романтическом, русском (национальном) и рациональном.
Наиболее сложных форм достигают наличники окон в "академическом" направлении эклектики - то есть в направлении, оперирующем элементами стилей, развивавшихся с эпохи Возрождения. Это понятно - именно в это время наличник окна развивается и оформляется как художественный тип. Формы средневековых стилей менее подходят для создания наличников, так как не имеют на то собственных средств. Именно этот интернациональный вариант эклектики уделяет наибольшее внимание окнам - оформление окон - основа его узнаваемости и выразительности. При этом наличники только зрительно являются украшением и частью окон, тогда как на самом деле относятся к стене. Выразительность форм переплёта для академического направления непринципиальна.
Леонтьевский пер., 10. Дом И.В. Морозова
1884 г. Арх. А.С. Каминский
М. Никитская ул., 28. Дом С.А. Тарасова
1884 г. Арх. В.Н. Карнеев
Основой выразительности фасадов классицизма были колонны, а модерна - окна. Эклектика пыталась соединить то и другое.
Б. Никитская ул., 51. Особняк Н.И. Позднякова
1875 г. Арх. Никитин
Трубниковский пер., 17. Дом художника И.С. Остроухова
Втор. пол. XIX в. Арх. - нет данных
Неорусское, готическое-романтическое и рациональные направления эклектики основой выразительности своих окон имеют особенности формы их проёма и переплёта. Однако выразительность этих форм была не велика, в отличие от последующей эпохи, так как в этих направлениях эклектики "оконная" выразительность находится на втором плане.
Поварская ул., 28. Особняк О.В. Козловской.
1884 г. Арх. К.И. Андреев
Трубниковский пер., 21. Дом М.П.Арсеньевой
1876 г. Арх. А.А. Никифоров
Вознесенский пер., 8. Англиканская церковь Св. Андрея
1882 г. Арх. Р.Н. Фриман
Гранатный пер., 7. Особняк А. Леман
1896 г. Арх. А.Э. Эрихсон
Окна в русском стиле, как правило, больше своих прототипов или имеют прототипами проёмы крылец, галерей и т. п. Однако само обращение к подобным источникам служит оживлению форм окна, появления окон беспрецендентных форм. Такое окно острее воспринимается во всех своих значениях, ибо менее привычно, менее стало клише. Однако, чем пряничнее становилась архитектура, тем меньше в ней оставалось архитектурности, то есть весомости.
Б. Никитская ул., 54. Дом А.В. Лопатиной
1876 г. Арх. А.С. Каминский
Леонтьевский пер., 7. Торговое помещение Музея кустарных промыслов
1911 г. Арх. В.Н. Башкиров
В "ковровой" концепции фасада, свойственной кирпичному стилю и отчасти "ропетовщине" (да и эклектике в целом), окно отрицается в своей природе, так как эту самую "ковровость" отрицает. Поэтому чем равномернее ритм окон, чем одинаковее они и чем меньше, тем легче они зрительно выпадают из ковра, отделяются от него, не мешают ему.
Леонтьевский пер., 5. Типография А.И. Мамонтова
1872 г. Арх. В.А. Гартман
За фотогафии спасибо
smisl_ylibacca.
За текст - А.В. Турчину (см.
Окно в русской архитектуре эклектики и модерна: образ, функция, форма)