Это купоны на 11000 иен (около $100), которые нам подарило японское правительство за то, что мы, собравшись с силами, покинули уютный домишко с целью прогуляться по туристическому Киото на выходных. Купоны можно потратить в течение поездки в эти же даты, что мы и сделали - их принимали к оплате во всех кафе и магазинах сувениров, куда мы заглянули. На них мы пообедали и купили керамическую чашку на подступах к храму Киёмидзу-дера. Похоже, мы одними из последних смогли насладиться этой благотворительностью - программу поддержки внутреннего туризма стали в Японии сворачивать, так как она закономерно ведет к росту заболеваемости ковидом.
Я слышала мнение, что вообще все это нелогично и неприятно - с одной стороны, правительство просит по возможности оставаться дома, с другой - очень ощутимо давит на слабину японцев, не избалованных халявой. Путешествие по стране в поисках самого вкусного пирожочка или самой целебной воды в источниках сидит глубоко в культуре японцев, при этом внутренний туризм редко бывает дешевым, а ездить и останавливаться они любят с комфортом. Маленькое путешествие - это всегда праздник, который продумывают за несколько месяцев. Никто не предложит в Японии посидеть с твоими детьми, пока ты лежишь на массаже, но зато предложат пойти в определенное кафе на опушке леса и попробовать определенный соус или сфотографировать веточку с определенного ракурса, который можно застать только в нужный час. Словом, я думаю, когда правительство предложило скидки 30% на гостиницы и купоны на рестораны, даже закоренелые домоседы начали стряхивать пыль с чемоданов.
В конце ноября в Киото "зацветают" клены, плюс 3 выходных подряд, и вот так получилось, что даже во времена ковида в городе практически не осталось пустых отелей. Вероятно, всем захотелось посмотреть не только на древние храмы в обрамлении красных листьев, но и на великий Киото без иностранных туристов. Я, честно говоря, действительно ждала пустых улиц, а на деле мы даже не попали ни в один ресторан - все занято или забронировано до позднего вечера. 3 года назад мы тоже пытались сделать это - постояв в плотном людском потоке в очередь к храму, а потом в потоке машин в попытке хотя бы припарковаться где-то, чтобы потом доехать на электричке до Арасиямы, мы просто купили в комбини бутерброды и уехали домой за свои 350 км. Чувствую, мне нужно уже отключать в себе японца, потому что нет смысла ехать в определенные места в определенные даты вместе со всем населением. И ведь как-то уже подсознательно хочется!
Что касается связи между инфекцией и туризмом... Лично я не думаю, что именно развлекательные поездки ухудшают ситуацию. Скопление людей в метро, на эскалаторах и в караоке побольше, чем на туристических тропах на свежем воздухе или в гостиничном номере, многие ездят на своих машинах. Практически 100% людей всегда в масках. И это с одной стороны дает им уверенность в безопасности и в том, что они сделали все, что могли. С другой стороны, маска для японцев - это допуск ко всем занятиям, которые мы считали нормальными и общедоступными до недавнего времени.
Это я попала на выставку антикварной посуды для чайной церемонии - все миски закаталожены, есть автор и год создания, при этом большинство можно приобрести. Цена шедевров доходит до $6000
А эта красотуля вообще не продается