Несколько разных знакомых мне людей хорошо отзывались об этой музыкальной группе и советовали мне её. Влиятельная легенда советского New Wave, так можно описать её место в отечественной музыке, не меньше. Сейчас 40-летний юбилей 1-го альбома, хотят выпустить новый. Или по крайней мере вторую часть мини-альбома «Полно!», выпущенного в прошлом году, такие сведения я читал.
Концерт прошёл в уже хорошо знакомом мне московском клубе «16 Тонн» недалеко от метро ул. 1905 года при отличном приёме публики. Программа была разделена на 2 равные части с коротким антрактом, во второй был больше упор на старые песни, в первой - на более новые. Исполнялись песни всех периодов, с 1-го альбома (гитарный new wave) был один хит, «Сон», с 3-го (рок с этникой) точно была одна композиция, «Смерти нет», ближе к завершению. Остальные периоды были представлены более полно, включая песни авторства ныне покойного знаменитого клавишника и композитора Олега Парастаева. Можно сказать, что и ютубера (в позднем периоде жизни). Его вклад в стиль и видео группы был очень весом.
Я обычно рассказываю, кто входит в группу на данный момент, сделаю это и сейчас. Отличных российских музыкантов надо знать в лицо.
Игорь ЖУРАВЛЁВ - вокал, гитара, многолетний лидер и фронтмен группы, плодотворный автор
Андрей ТУМАНОВ - бас-гитара. Второй постоянный участник группы.
Герман ШТРОМ - клавишные, вокал (многие высокие, сложные партии), бэк-вокал. Участник, который помог группе раскрыться в новом веке, включая, разумеется, нынешнее десятилетие.
Ударные были запрограммированы, прописаны заранее. До этого у группы были концерты с живым барабанщиком. Хотелось бы попасть в дальнейшем и на такой. Что ж, уже не первая группа, на которую я хожу в клуб «16 Тонн» выступает то с настоящим ударником, то без. В целом, решающего впечатления на звучание концертной программы это не оказало.
Сразу хочу заявить о маленьком музыкальном открытии, которое я лично сделал (для себя, во всяком случае) в творчестве этой группы и на концерте подтвердил. Помимо бесспорного влияния 1980-х и их романтики (выражаемой в первую очередь в звучании синтезаторов) я наблюдаю у «Альянса» и конкретно лидера Игоря Журавлёва желание поиграть какую-то гитарную ретро-музыку в духе 1960-х, столь любимых моей душой - то есть, что-то от сёрфа, бита, твиста (были такие сбивки у ударных характерные на отдельных композициях). Звучание электрогитары без перегруза, но с эхом. Я допускаю, что не всем это важно, и в определённой степени 60-е тоже влияли на 80-е (как первое Британское вторжение музыкантов (времён Beatles) на второе Британское вторжение (времён Duran Duran)), но мне было любопытно заметить в творчестве прославленной группы признаки и других комплиментарных мне музыкальных стилей, много значащих для меня.
Жалко, что возле бара нигде не продавались компакт-диски, мне так хотелось что-нибудь приобрести из творчества группы «Альянс», во мне есть желание в будущем это сделать. У других исполнителей перед/после концерта продаётся официальная продукция, релизы, очень хотелось бы, чтобы и у «Альянса» так было. Я собираюсь ещё на их концерты!
Вообще, Игорь Журавлёв любит добавить гитарного рока в композиции. С радостью и желанием это делает. Характерный пример - хит «Мама, укрой». Он умело и со вкусом играет и вообще, одновременно играть и петь, не забывая работать с залом, это громадный труд и непростая обязанность, за что ему очень большая благодарность. Белая рубашка с брошью вверху подчёркивала статность этого знаменитого фронтмена.
Приятно, когда артист старается для публики, общается с ней в приподнятом настроении. И в его возрасте сохранять чистый, глубокий голос с большим диапазоном - это чудесно и заслуживает уважения. Сравните голос Журавлёва с множеством выступающих сейчас в России артистов, можно сделать вывод.
Отдельно отмечу, что мне очень понравились внешний вид и находчивая игра участника группы - бас-гитариста Андрея Туманова. Тут какие ассоциации у меня возникли - скромные басисты известны со времён Джона Дикона (Queen), в другой отечественной группе, основанной 40 лет назад, «Алиса», тоже басист-ветеран поддерживает лидера и является вторым стабильно присутствующим участником в течение многих лет. Пусть и не на первом плане, но в стилистике группы и антураже музыки 80-х Андрей Туманов раскрывается достаточно неплохо. Он стильно выглядит, как John Taylor какой-нибудь (из Duran Duran).
Пару слов о Германе Штроме - благодаря его синтезаторам и студии группа ожила и вновь раскрылась в конце десятых - начале двадцатых годов, я это признаю. У него интересный высокий вокал. То есть, факт, что это человек со многими талантами и смотрится на своём месте неплохо. Был бы интересен сольник, альбом песен в исполнении, как Журавлёва, так и Штрома!
Вот смотрел много записей, когда музыканты помимо невнятной игры просто не смотрятся на сцене, не понимают своего места на ней. Что ж, выбирайте, на кого ходить, потому что музыканты «Альянса» - явно не из этой когорты. Помню по записям, что ударники у них тоже выступали достаточно неплохие.
Немного ещё по репертуару. Главные хиты - «На заре», шедшую одним из последних номеров спели всем залом, аудитория ликовала. Кавер-версии не могут с этим сравниться, тут всё-таки оригинальный артист песню поёт. Странно, что не сделали какую-нибудь распевку акапелла с залом, из серии вокалист начинает - зал повторяет, было бы эффектно.
Почему-то не было известной ритмичной «Дайте огня», которую облюбовала группа «Технология» (они её делали и в студии, и на концертах многократно). Но был другой ритмичный хит «Фальстарт», хорошо передающий дыхание 80-х, тех же лет были характерные композиции «Порабощённые трудом» (по словам Журавлёва, ранее игралась мало), «Ночь сомнения». Если проводить аналогии в этой музыке, то что-то ритмично-синтезаторное, но с присутствием гитары, когда лидер группы играет на ней и поёт - вспомнилась музыка групп New Order, The Cure. Ну а великолепные голоса в группе напоминают не меньше чем A-Ha.
Как же группа любит свой полновесный альбом 2020 года, «Космические сны», много с него сыграно. Прозвучали зажигательные темы «Асса-3», «Хэй, мэн, супермен». Главным автором на нём был, ясное дело, Игорь Журавлёв. На предыдущем альбоме - Парастаев (он тогда был жив). Из-за близкой темы в текстах отметил для себя песни «К родине 90-х» и «Коту».
Недавно, считанные недели назад, был выпущен сингл, он из 2-х песен, «Снежная» / «Кто, кто, кто». Из них вторая явно по музыке с отсылками к хиту «Фальстарт», хотя своё что-то цепляющее в ней тоже я обнаружил, а первая - лиричная такая. Рекомендую к прослушиванию.
Я увидел и понял главное, в группе нынешняя тройка, музыканты - живые люди и очень талантливые. Группа живёт, творит, помимо значимых ретро-реминисценций есть недавнее (2019, 2020 годы) или совсем свежее творчество. Очень хочу услышать от группы новый долгоиграющий альбом! Да, некоторые песни по признанию лидера были сочинены в прошлом и ждали своего часа, были закончены на этих альбомах и EP, последних 5 лет. Но то, что я услышал живую, творящую группу, от которой можно ожидать интересного - в этом нет сомнений. Спасибо группе за концерт с бодрым, положительным настроением, прикосновение к эстетике 80-х и не только. Здоровья и всего самого лучшего легенде отечественной музыки - Игорю Журавлёву вместе с его двумя компаньонами.