Рейтинг рискованных инвестиций 2012

Mar 03, 2013 21:07


Несмотря на продолжающийся спад в экономике страны, риски инвестиций в отдельные отрасли заметно изменились, отчасти ввиду начала первого этапа восстановления, отчасти из-за перераспределения рисков между отраслями.
С 2012 года начинается вторая "пятилетка" "Рейтинга рискованных инвестиций". Предыдущие оценки с 2006 по 2011 года практически полностью оправдались,что еще раз подтверждает высокий уровень достоверности нашей системы оценки рисков.

Итак, самыми рискованными отраслями для инвестиций в Украине в ближайшие 5 лет (2013-2017) будут:

1
Земля

E

93

2
Банковская сфера

Е

88

3
Страхование

E

86

4
Недвижимость

E

83

5
Строительство

D

77

6
Ритейл

D

76

7
Автомобильная отрасль

D

75

8
Металлургия

D

73

9
Стройматериалы

D

72

10

Логистика

D

71

* указан уровень риска инвестирования в отрасли (по 100-бальной шкале)

А - 1-20; В - 21-40; С - 41-60; D - 61-80; Е - 81-100.

Рассмотрим детально каждую отрасль:

1. Земля

Природа рисков инвестиций в данную отрасль заметно изменилось. Если ранее риски больше определялись перенасыщенностью предложения на рынке недвижимости и как следствие стагнацией на рынке земли, то в следующие 5 лет высокий риск инвестиций будет в первую очередь определяться текущим экономическим спадом, который негативно влияет как на деловую активность, так и на уровень доходов населения, косвенно влияющем на данный рынок через рынок недвижимости. В грядущую пятилетку мы сможем наблюдать только первые признаки выздоровления мировой экономики, и рынки недвижимости и земли станут явно не первыми, кто покажет заметный рост и достаточный уровень перспективности для существенных инвестиций. Наибольшие риски на рынке будут присутствовать в следующие 2 года, а в целом данная сфера бизнеса продолжает занимать первую строчку рейтинга риска с 93 баллами.

2. Банковская сфера

Вялотекущий долговой кризис в мировой финансовой системе будет определять и положение банковской отрасли Украины все будущие годы. Будет наблюдаться стабильное снижение количество банков и плавный выход иностранных инвесторов с рынка. Это в целом будет препятствовать активному развитию данной отрасли. Буквально в ближайшие несколько лет финансовая система столкнется с проблемой нескольких крупных банкротств банков, что еще больше подорвет стабильность системы и заставит государство вмешиваться в ситуацию, вводя более жесткие условия работы на рынке и усиливая контроль над системой. Фактически это станет "красным флагом" для инвестиций на несколько следующих лет. В целом оживление финансового сектора можно ожидать не ранее 2016 года, что совпадает с основной фазой начала волны подъема экономики после глубокого кризиса. На следующую пятилетку уровень риска по факту 2012 года остается на уровне результатов 2011 года - 88 баллов.

3. Страхование

Страховая отрасль входит в период глубокого кризиса. В следующие 5 лет это будет одна из самых рискованных сфер для инвестиций. Кризис в недвижимости, автомобильной отрасли и банковской сфере фактически лишают страхование основного потока клиентов, на которых отрасль держалась последние 6-7 лет. Учитывая высокую конкуренцию на страховом рынке, а также высокие риски, присущие клиентам страховых компаний, можно ожидать еще большего ухода с рынка мелких и средних компаний и существенные проблемы с операционной деятельностью у крупнейших страховиков страны. По факту 2012 года страхование выходит на 3 место по уровню риска с 86 баллами и замыкает тройку лидеров рейтинга рискованных инвестиций.

4. Недвижимость

Недвижимость только в последний год начала показывать некую стабилизацию и немного снизила риски инвестиций. Но все же, уровень риска инвестиций в данную отрасль на следующие 5 лет будет оставаться на довольно высоком уровне. Активная фаза входа конечных потребителей в рынок пришлась на 2007-2008 года, что означает, что они выпадают из него на довольно большое время и смогут опять выйти на рынок с достаточной покупательной способностью не ранее 2017-2018 года. Оставшаяся часть потенциальных клиентов не смогут обеспечить достаточный приток средств для быстрого восстановления рынка и текущая ситуация не изменится в ближайшие годы, определяя уровень риска инвестиций в недвижимость в данном рейтинге в 83 балла, и как результат, 4 место.

5. Строительство

Строительная отрасль в будущем должна будет одной из первых начать выходить их затяжного кризиса, но при этом первые несколько лет будет стабильно находится в рецессии. По сравнению с 2011 годом показатель уровня риска упал с 82 баллов до 77, но это еще не достаточно для рассмотрения строительства как инвестиционно привлекательного сегмента бизнеса в Украине. Заметное оживление отрасли можно будет наблюдать начиная с 2015 года, когда в экономике начнет формироваться достаточный запас для обеспечения будущей платежеспособности потенциальных конечных пользователей. Именно с того периода и стоит начинать присматриваться к инвестициям в строительную отрасль.

6. Ритейл

Стремительным прыжком в наш рейтинг врывается ритейл, сразу с 76 баллами риска и 6 местом в десятке. Несколько несвойственные показатели риска инвестиций для данной отрасли объясняются, в первую очередь, накопленными избыточными мощностями (количеством торговых точек), что будет провоцировать перераспределение сфер влияния между основными сетями и попыткой вытеснения мелких игроков, а также ростом товарооборота в теневом сегменте экономики. Это означает еще больший уход товаропотоков на рынки(базары), работающие по упрощенным схемам и более легко подстраивающиеся к изменчивой рыночной ситуации в вопросе гибкости ценообразования. В такой ситуации инвестиции в создание новых розничных сетей можно рассматривать как одни из самых рискованных среди всех потребительских рынков в Украине.

7. Автомобильная отрасль

Показатель риска инвестиций в автомобильную отрасль за прошедший год практически не изменился и остается в ближайшие 5 лет на достаточно высоком уровне. Данный рынок характеризуется высокой зависимостью от состояния финансовых рынков, а также легкости привлечения финансирования. Учитывая, что экономика сейчас страдает именно от долгового кризиса, увеличить активность потребителей на данном рынке стандартными методами не удастся, поэтому в ближайшие годы автомобильный рынок будет в относительно стабильном состоянии в небольшим объемом и без существенных всплесков. При такой ситуации инвестиции в данный рынок в ближайшие годы становятся слишком рискованными и составляют 75 баллов, закрепляя автомобильную отрасль на 7 месте рейтинга.

8. Металлургия

Спад на большинстве капиталоемких рынках очень существенно сказался на металлургической отрасли. К сожалению специфика отрасли не позволит быстрыми темпами активизировать потребление металлургической продукции и кардинально переломить ситуацию. Самым вероятным сценарием будет дальнейший спад по всей отрасли по всем мировым рынкам со стабилизацией в районе 2015 года, после чего отдельные страны начнут поэтапно выводить из тупиковой ситуации свою металлургию путем стимулирования внутреннего потребления. В итоге рассматривать инвестиции в металлургию пока что можно только в негативном ключе и уровень риска таких инвестиций составляет по результатам 2012 года 73 балла.

9. Стройматериалы

Отрасль производства строительных материалов в последние годы постепенно выходит из рецессивного состояния, и снижает уровень риска инвестиций до 72 баллов, занимая в рейтинге только 9 позицию. Такое существенное изменение в первую очередь объясняется будущим плавным выходом мировой экономики из долгового кризиса, что позволит увеличивать спрос на рынке недвижимости и соответственно на рынке стройматериалов. Однако, рынок стройматериалов будет выходить из кризиса на несколько лет раньше остальных смежных рынков, так как в производственной цепочке строительства он идет на первом месте.

10. Логистика

Непривычно видеть в рейтинге ранее довольно надежную и прибыльную отрасль логистики. Существует целый ряд причин, которые вместе привели к росту риску инвестиций в данную отрасль. В первую очередь это избыточный объем логистических мощностей, созданных в периоды бурного роста мировой экономики. Также в ближайшие годы будет происходить изменение основных товаропотоков, что скажется и на объемах обрабатываемых грузов и на фактической прибыли логистических компаний. Таким образом, увеличение мощностей в текущем высоко-конкурентном рынке будет рациональным только в очень долгосрочной перспективе. В кратко и среднесрочной перспективе такие инвестиции слишком рискованны для больших капиталовложений на территории Украины. По результатам 2012 года отечественная логистика вышла на 10 место в рейтинге риска с 71 баллами.

Источник

прогноз, экономика, риски, Украина, рейтинг

Previous post Next post
Up