Это важная для меня пьеса, очень личная. Потому что Никита - чистый Мюнхгаузен, а про себя я всегда думала: буду как Марта, только лучше. Не превращусь из весеннего цветка в бюргершу, не заставлю Мюнхгаузена отказаться от всего, что ему дорого, и стать как все (тем более что это и невозможно). Буду такой женой, чтобы он в любой момент мог воскликнуть: «Ну, завидуйте, у кого ещё есть такая женщина?!»…
Спектакль Нижегородского театра драмы начинается немного неожиданно, с негромко под гитару исполненной цоевской песни «Доброе утро, последний герой!» Сначала удивляет, потом думаешь: почему бы и нет, не последний разве?
Сравнения с фильмом неизбежны, так вот, эти два Мюнхгаузена при идентичности произносимых ими текстов разные. Но оба хорошие. У Янковского барон молодой, неистовый и отчаянный. У Сергея Блохина - старше и мудрее. Оттого сцена, где он отрекается от себя и обещает больше не летать на ядрах и не переписываться с Шекспиром, звучит ещё острее и трагичнее - для него Марта не просто первая настоящая любовь, здесь она же и последняя, никакой другой уже не будет.
Спектакль интересно решён с точки зрения костюмов. В первом действии барон весь такой баронистый, в камзоле, кружевах. Во втором он современный и похож на старого неформала, джинсы, фенечки. Вовсе не обязательно родиться в XVIII веке, чтобы быть Мюнхгаузеном. Все мальчишки, которые в свои 16-18 лет выбирают путь некоммерческого музыканта или там художника - поначалу такие. Потом то один остепенится, то другой, «нормальная» работа, карьера, семья, дети, тачка, дачка и собачка. Годам к сорока Мюнхгаузенов остаётся уже совсем немного. Да много и не надо. Но эти немногие - они не могут не летать на ядрах и не путешествовать на Луну. Переделывать их бесполезно. Можно вместе с ними отправиться на Луну пешком, если духу хватит…
Великолепные актёрские работы Сергея Блохина (Мюнхгаузен), Натальи Кузнецовой (Якобина) и Олега Шапкова (бургомистр), все остальные тоже молодцы. Спасибо вам огромное за полученные впечатления!