В 2008-м Мельбурн присоединился к городам мира, ежегодно открывающим для публики свои исторические или культурно значимые здания. Начало этой традиции совпало с моим увлечением местной историей, поэтому я восприняла идею Open House с восторгом. За первые годы я посетила множество объектов, в том числе таких, куда в обычное время не попасть. Мероприятие становилось все более популярным, менялись условия доступа: вместо живых очередей - розыгрыши в лотерею или продажа билетов. Я несколько раз обломалась с интересными зданиями и как-то охладела к этим дням открытых дверей. Наша последняя вылазка случилась аж в 2017-м, и с тех пор я даже не открывала емейлы из рассылки организаторов. А в этот раз почему-то открыла и обнаружила в программе кое-что интересное.
Первым в список хотелок попал тур по очистному сооружению в моей любимой Алтоне. Оттуда было удобно ехать в Ярравиль, где в тот же день обещали показать закулисье грандиозной стройки. Программа вырисовывалась вполне себе, и я забила в календарь даты, когда откроют розыгрыш билетов. На практике всё, однако же, было не так просто. Места на тур по стройке закончились в первые четыре минуты, но мне удалось-таки отхватить два последних билета. А желающие поглазеть на очистку сточных вод оказались еще более прыткими. Отменять первый тур мы не стали и в последние выходные июля отправились в западные пригороды Мельбурна. Погода была неприветливой, но тур обещали автобусный, а значит, будет хотя бы сухо.
В качестве экскурсовода выступал один из инженеров, работающих на этом масштабном инфраструктурном проекте под названием
West Gate Tunnel Project.
Цель проекта - разгрузить жилые улицы от грузовиков. В этой части города находится порт, а удобного пути оттуда в западные и северные пригороды нет: либо делай петлю по магистрали, дважды пересекая реку, либо пробирайся огородами. Неудивительно, что местные жители давно страдают от шума и загрязнения воздуха. Стройка длится уже несколько лет и в следующем году должна закончиться, хотя промежуточные сроки не раз срывались из-за ковида и прочего.
Новая магистраль будет включать в себя не только тоннель, но и множество развязок. Как обычно, технических подробностей я не запомнила, и в память врезались только эстетические. Оформление бетонных опор должно отсылать к традициям коренного населения. Кто видит каноэ?
Еще один бесполезный факт: прямые элементы эстакад сделаны из бетона, а изогнутые - из стали. Для установки некоторых стальных пролетов понадобился 1600-тонный кран, а для его доставки - 200 грузовиков.
Больше всего меня заинтересовали велодорожки, которые строят в рамках проекта. Обещают закончить недостающие участки в существующих и открыть новые - в частности, 2,5-километровую скоростную «трассу» только для велосипедистов. На фото ее деталь - новый мост через загруженную дорогу с опасным перекрестком.
Тур продлился меньше часа, заявленного в описании, и нас вытряхнули у инфоцентра, откуда мы стартовали. Центр, кстати, открыт всегда, можно прийти и полюбопытствовать на прогресс стройки.
Дождь к тому моменту разошелся не на шутку, а мы хотели посмотреть еще один пункт программы Open House, благо было совсем по пути. В отличие от строительных пейзажей, доступных в любое время,
Jack's Magazine открывается лишь несколько раз в год, так что мы посовещались и, вооружившись зонтиком, похлюпали по мокрой траве в сторону старых базальтовых стен.
Этимология слова «магазин» в европейских языках восходит к арабскому «склад». В данном случае магазином называется хранилище для пороха. Их в девятнадцатом веке тут построили несколько, и один из них я уже когда-то
показывала. Jack's Magazine - самый большой из всех хранилищ взрывчатки, построенных в штате Виктория.
Его история начинается в 1870-х. В то время у молодой колонии еще не было собственных заводов по производству пороха, и его приходилось закупать за границей. Хранилища проектировали с соблюдением мер безопасности: прочные каменные стены, легкие крыши, которые при взрыве просто слетели бы, и земляные насыпи. Комплекс состоит из нескольких зданий, построенных между 1876 и 1920-ми. До нас они дошли практически нетронутыми. Вот тут видна заплатка:
Большинство помещений стоят пустыми:
А в одном устроена выставка.
Во время Второй мировой войны в магазине хранились боеприпасы, которые изготавливали на окрестных заводах.
По случаю плохой погоды народу было не много, и волонтерша на входе сказала, что нам повезло: обычно посетителей тут «целые тыщи».
Еще одна примечательная особенность этого магазина - тут до сих пор сохранились остатки канала, прорытого в девятнадцатом веке и соединявшего склады с портом на реке Марибирнонг. Сейчас он единственный то ли в Австралии, то ли в мире, не запомнила. Канал сильно зарос, и хранители исторического наследия планируют его почистить, если получат на то одобрение.
Магазин функционировал в своем военно-промышленном качестве до 1990-х. Потом он долго стоял закрытым и лишь в 2015-м перешел на попечение организации Working Heritage. Я не раз смотрела на него издалека, катаясь на велике по западным районам, и рада, что наконец-то попала внутрь. Хотя погода могла бы быть и получше :)