Нечасто случаются такие вылазки из дома, когда удается совместить и посещение исторического/культурного объекта, и выгул собак до полного изнеможения, и любование природными красотами, а если еще и день солнечный и очень теплый, несмотря на осень, то такая прогулка точно запомнится надолго. Но хочется и с другими поделиться, поэтому напишу тут.
На этой фотографии видна главная цель нашей вылазки - Truganina Explosives Reserve, обнесенный железным забором. В этот музей под открытым небом посетителей пускают всего раз в месяц, а вот четвероногих не пускают вовсе, поэтому нам предстояло загулять собак, прежде чем оставить их спать в машине. Лучшее место в этих краях - традиционный собачий пляж, где мы бывали уже много раз.
Пляж такой большой, что, при всей его популярности, всегда удается найти пустынный уголок.
Банкет продолжился в собачьем парке, который я обнаружила случайно, готовясь к этому культпоходу. Он граничит непосредственно с целью нашего визита: вот слева видны домики музея, а дальше - бескрайние просторы для обнюхивания и беготни.
Просто гигантский парк! Вот это всё он.
Парк обнесен забором, поскольку вокруг простираются болотистые экосистемы, где обитает множество птиц - в том числе виды, которые прилетают в Алтону аж из Сибири. Забор, впрочем, довольно хлипкий, и кое-кто не замедлил удрать, но был отловлен. Ни одно животное не пострадало.
Когда собаки наконец упали без сил, мы пошли в музей, где в начале каждого часа стартует бесплатный тур с гидом.
До того, как в 1870-е в штате Виктория построили первый завод для производства взрывчатки, ее приходилось закупать за границей. Молодой колонии динамит был нужен в промышленных объемах: с его помощью строили дороги, туннели, дамбы и многое другое. Поначалу хранилища взрывчатых веществ находились в районе Футскрей - там, на берегу реки Марибирнонг, их можно увидеть и поныне (по запросу Jack’s Magazine вылезет миллион фотографий). Но к началу 20-го века Футскрей стал густонаселенным городком, и хранилища решили перенести куда-нибудь в глухомань. Тогдашняя Алтона с населением в 50 человек, близостью железнодорожной станции и моря, стала идеальным вариантом.
Длина узкоколейки, от которой сегодня остался только вот этот фрагмент, составляла около трех километров - от станции Laverton до корабельного пирса, специально построенного для этих целей. Взрывчатка доставлялась с фабрики по железной дороге, оттуда ее перевозили в вагонах узкоколейки, которые тащили тяжеловозы. Один из таких вагонов выставлен в музее.
Для хранения опасного груза правительство выделило огромный участок земли - территория нынешнего музея составляет лишь его часть. Взрывчатка складировалась в так называемых магазинах, сложенных из кирпичей. Крыша держалась под собственным весом, чтобы в случае взрыва ее просто выбило, как пробку из бутылки. Так выглядят сегодня остатки одного из магазинов:
Детонаторы хранились отдельно.
В качестве дополнительной защиты рабочих рядом с каждым магазином возводился земляной холм, который в случае взрыва должен был служить подушкой безопасности.
По счастью, эти меры предосторожности так и не пригодились: за всё время существования складов в Алтоне - с 1901 по 1962 - там не произошло ни одного взрыва, кроме специально спланированных. За контролем качества взрывчатки тщательно следили, и если оно не соответствовало нормам, ее уничтожали в специальных местах.
Со складов ценный груз отправлялся морем в другие части Австралии, а также в Новую Зеландию и Новую Гвинею. От пирса, правда, остались одни фотографии:
Но кое-что сохранилось и поныне. В бывшем домике смотрителя теперь находится музей...
...и художественная галерея.
Утомившихся экскурсантов поджидает чай с печеньками за чисто символическую плату.
А если захочется как следует подкрепиться - всего в нескольких километрах находится центр Алтоны с кучей ресторанов и моим любимым паблик-артом на набережной.
Вот такой замечательный день мы провели и успели вернуться домой еще до того, как погода испортилась.
За остальными фотографиями прошу в
галерею, там еще немало красивого :)