Выше Эвереста

Apr 17, 2014 10:43

В предыдущем посте из нашей гавайской серии мы с вами побывали в национальном парке, где находится один из самых активных вулканов на Земле. Но интересные места Большого острова, связанные с вулканической активностью, не ограничены территорией парка. В прошлый раз за скобками у нас остался удивительный каменный лес, исполинские горы и необычные пляжи. Ими мы сегодня и займемся.

Пляжи с черным песком мы уже видели в Новой Зеландии и Исландии, но все-таки свернули с дороги, ведущей из аэропорта Коны в национальный парк. Почему? А потому, что местный Black Sand Beach, он же Punaluu, знаменит не только этим.



На пляже обитает колония огромных зеленых черепах (зеленая - в данном случае не только эпитет, но и название :). В этом черном песке черепахи выводят детенышей, и по всему пляжу расставлены таблички, запрещающие беспокоить животных. Мы приехали не в сезон, поэтому черепашат не застали. А вот взрослыми полюбовались.



Тут же, в южной части Большого острова, находится пляж с зеленым песком, один из четырех в мире. Причина такой дикой черепашьей расцветки - минерал оливин, который содержится в вулканической лаве. Ювелирная разновидность минерала называется хризолит, или перидот, и относится к полудрагоценным камням. Цвет у камней бывает очень насыщенный, травяной, а вот песок на фотографиях не казался таким уж зеленым, скорее сереньким с оттенком. При этом попасть на пляж непросто: нужен или внедорожник, или пара лишних часов, чтобы сползать туда пешком. В общем, мы не стали тратить время.

А вот в Lava Tree State Park мне хотелось попасть обязательно. Находится он недалеко от города Хило, на востоке острова. Дорога проходит через очень красивый тропический лес с вот такими кружевными деревьями (так и не выяснила пока, как они называются):



Растительность буйствовала и на месте нынешнего парка, пока в конце XVIII века очередное извержение не смело всё на своем пути. На безжизненной равнине остались торчать, будто памятники, обугленные пики. Со временем жизнь взяла свое, и сейчас вокруг них снова всё зеленое, но эти черные изваяния по-прежнему притягивают взгляд.



Это не стволы, а их каменные слепки: лава, застывая на сгоревших деревьях, превращалась в базальтовые колонны. Они полые, и иногда можно увидеть внутри отпечатки древесной коры. Природная литейная мастерская, с ума сойти!



Иногда, если лавы натекает очень много и уровень почвы сильно поднимается, от деревьев остаются только дырки. Трудно поверить, что перед нами - не рукотворный колодец.



Но, пожалуй, самое интересное на Большом острове за пределами нацпарка - это спящий вулкан Мауна-Кеа. Его пологие склоны возвышаются над землей на внушительные 4207 метров, и, несмотря на тропический климат, вершина иногда покрывается снегом. Однако подножие этой горы не менее любопытно, чем ее вершина. Все Гавайские острова - это результат работы подводных вулканов, и Мауна-Кеа тоже «растет» из океанского дна. Так вот если измерить всю ее высоту, включая подводную часть, то окажется, что эта гора - самая высокая на Земле: 10100 м. Выше Эвереста.



Как и всякий уважающий себя щитовой вулкан, Мауна-Кеа на протяжение своей бурной вулканической жизни активно захватывала пространство: ее площадь составляет почти четверть всего острова. При этом склоны ее так пологи, что вблизи не совсем понятно, где она начинается. А вблизи горы мы оказались неслучайно: в наших планах стояло на нее забраться. Альпинистом для этого быть не нужно - на вершину ведет дорога, вполне вменяемая и даже асфальтированная, кроме самого последнего участка. Но даже этот участок, извилистый и сложный, не останавливает туристов, ведь вершина Мауна-Кеа - место особенное. Там почти всегда ясно и очень сухо, а поблизости нет ни одного большого города, засвечивающего ночное небо. Идеальные условия для наблюдений за звездами! Неудивительно, что гору облюбовали астрономы из разных стран мира. Видите на предыдущей фотографии белые точки у самой вершины? Это огромные телескопы, и всего их на Мауна-Кеа тринадцать, включая австралийский. Большинство из них закрыты для публики, но в японский телескоп Субару («Плеяды») можно попасть с туром, причем совершенно бесплатно. Туры проводят два раза в неделю, группы маленькие, и я очень рада была, когда за три месяца до поездки успела отхватить два последних места, и именно на нужный день.

(Здесь мог бы быть красочный отчет о посещении телескопа).

Однако удача нам в этой поездке не сопутствовала: именно в день тура на гору наползла туча, что случается несколько раз в год.



Дорогу к телескопам закрыли из-за тумана, и можно было доехать лишь до промежуточной остановки - информационного центра на высоте 2800 м. Обычно тут рекомендуют акклиматизироваться перед тем, как двигаться дальше, чтобы облегчить симптомы горной болезни. Инфоцентр в утро нашего визита был пуст и неприветлив, температура за бортом составляла порядка +8 (у телескопов - ноль, внизу +20) и дул холодный ветер. Смотреть там особо нечего - лишь крошечный магазинчик с сувенирами да коттеджи работников, обслуживающих телескопы вахтовым методом.



В следующий час-два погода только портилась, и вскоре вся гора скрылась в густом тумане. Поскольку делать было нечего (мы планировали пробыть на Мауна-Кеа весь день), решили изучить соседний вулкан-исполин - Мауна-Лоа. Там облаков было поменьше.



Эта громадина, которая на фотографии даже горой-то не кажется, тоже по-своему примечательна. По площади она еще больше своей соседки и всего лишь на 37 метров уступает ей в высоте. Мауна-Лоа - это действующий мегавулкан, второй в мире по объему после подводного массива Таму. Его последнее извержение было в 1984 и, к счастью, обошлось без жертв. Вулкан считается достаточно «мирным» - на его вершине сейчас находится метеорологическая станция. Для туристов там нет ничего интересного, поэтому мы просто покатались по дороге, ведущей к станции. Склон горы настолько мягкий, что ты вообще не чувствуешь уклона - едешь себе и едешь, как по равнине.

К середине дня погода испортилась на всей западной половине острова. По иронии судьбы, именно эта его половина считается солнечной, тогда как на востоке якобы всегда идут дожди. Мы, видимо, попали на остров в аномальное время, поскольку за два дня, проведенных на «мокрой» стороне, там не пролилось ни дождинки. Зато на западе поливало так, что оставалось только сидеть в машине. Чтобы день не прошел совсем уж зря, мы заехали в центр управления калифорнийской обсерватории W. M. Keck в городке Waimea. Именно здесь сидят ученые, которые обрабатывают данные с одного из телескопов на Мауна-Кеа, а горная болезнь остается на долю технического персонала, живущего на вершине.



Сдвоенный телескоп W. M. Keck - второй по величине в мире: его зеркала достигают 10 метров в диаметре, а сами башни высотой с восьмиэтажный дом. На фото в центре - модель близнецов в окружении ошметков искусственного снега на горе :) Никаких гидов тут не предусмотрено, но мы разговорились с одним из астрономов, и он нарассказывал немало интересного. Например, как новейшие достижения науки и техники позволяют делать с этих наземных телескопов снимки не хуже, чем с Хаббла.

Туристический доступ в центр управления ограничен этой комнаткой, так что мы погуляли там, полистали брошюрки и поехали в гостиницу с надеждой, что завтра распогодится. Наутро действительно выглянуло солнце, и мы готовы были вновь попытать счастья на вершине Мауна-Кеа, хоть и без тура. Но увы, дорога была по-прежнему закрыта - на сей раз из-за сильного ветра. Открыли ее только на следующий день, когда мы уже покинули остров. Так мое знакомство с загадочной горной болезнью отложилось на неопределенный срок. Может, оно и к лучшему.

Гавайи, вулканы

Previous post Next post
Up