Высоко сижу, далеко гляжу

Feb 29, 2012 06:55

Недавно я сделала себе маньяческий подарок - купила настенную карту, наглядно иллюстрирующую историю мельбурнского «метро» (городских поездов). Так что комната моя теперь имеет вот такой вид:



Схема пестрит датами и подписями, указаны все существующие и ныне закрытые станции и линии - в общем, масса удовольствия для любителя мельбурнской истории. Но даже такое информативное пособие не расскажет всех интересных фактов. Новые сюрпризы вылезают буквально на каждом шагу - стоить только копнуть.

Вот вы знали, например, что в Мельбурне были двухэтажные поезда?

Затеяли этот претенциозный проект в 1991 году. Трудно сказать, зачем это понадобилось городской транспортной корпорации и чем ее не устраивали старые добрые Comeng-и. С самого начала было понятно, что двухэтажный состав не пролезет как минимум в один из туннелей, обслуживающих северные линии. И тем не менее, запуск состоялся.



Внешне эти поезда, названные 4D (Double Deck Development and Demonstration), очень напоминали сиднейские и строились в Новом Южном Уэльсе, но рассчитаны были на более широкую мельбурнскую колею. Экзотический пришелец начал курсировать по направлению Belgrave/Lilydale в марте 1992 и, надо думать, первое время казался занятным аттракционом.



Однако с первых же рейсов поезда стали выходить из строя. Происходило это так часто, что эксперимент пришлось свернуть, и большую часть времени новенькие вагоны стояли в депо. Так продолжалось почти десять лет. Затем была предпринята еще одна попытка, вновь неудачная, потом еще одна, пока наконец на двухэтажные поезда не наложили резолюцию: «Забыть как страшный сон».



Все, что осталось от самого курьезного периода в истории мельбурнских электричек, - это фотографии. Большинство из них выложены на сайтах железнодорожных энтузиастов. Вот 4D-состав на станции «Парламент» в Сити. Выглядит очень непривычно.



Изнутри вагоны тоже были точь-в-точь как сиднейские. Это нижний уровень.



А это площадка между этажами.



Не знаю, насколько комфортно чувствовали себя пассажиры 4D, - даже в те редкие периоды, когда не случалось поломок. В Сиднее оформление станционных указателей сделано с расчетом на двухэтажные поезда: названия станций дублируются на спинках скамеек, иначе тем, кто сидит в «подвале», они просто не видны. Сомневаюсь, что в Мельбурне кто-то озаботился перекраской скамеек, а это значит, что пропустить свою станцию было легче легкого.

Но что самое интересное - случай с 4D был не первой попыткой внедрить двухэтажный транспорт в мельбурнскую систему. В 1940 году город распрощался с канатными трамваями. Последним закрыли маршрут, который шел через центр по Бурк-стрит и далее в северные пригороды. Взамен трамваев транспортная компания решила пустить двухэтажные автобусы, сделанные по образцу лондонских.



Пассажиров известили об эксперименте заблаговременно - почти за год.



Увы, британский символ так и не прижился на мельбурнских улицах. Высокие автобусы повреждали веранды на Бурк-стрит, а пассажирам, особенно пожилым, не нравилось карабкаться по лестницам. Еще меньше им нравилось стоять в очереди на посадку: заходить в такие автобусы можно было только через задние двери.



Все это привело к тому, что в 1954 даблдекеры были убраны с маршрута без права на возвращение. Сегодня их место занимает трамвай номер 86. А нам, как и в случае с двухэтажными поездами, остается лишь дивиться на фотографии.

Классический вид Бурк-стрит с неклассическим автобусом. Обратите внимание на рельсы, оставшиеся от трамваев: между ними виден желоб, по которому проходил кабель.



Однако и это еще не все! Судя по старой открытке, попавшейся мне в интернете, история даблдекеров в Мельбурне восходит, по меньшей мере, к 1920-м. Внятной информации, правда, не удалось найти.



Так или иначе, любви с высокорослым транспортом у Мельбурна так и не вышло. Не было у него ни двухэтажных конок, как в Аделаиде, ни английских электрических трамваев, как в Хобарте. Интересно, почему так выходит, что одни города до сих пор успешно пользуются двухэтажными автобусами, трамваями и поездами, а другим это оказывается не по нутру? Я, во всяком случае, не особо жалею, что вышеописанные мельбурнские эксперименты провалились. Хотя красный символ Лондона мне всегда казался привлекательными.

А вы хотели бы ездить на втором этаже? :)

метромания, прогулки в прошлое, Мельбурн, австралийское

Previous post Next post
Up