Недавно я
делилась впечатлениями от нового музея современного искусства в Хобарте. Тогда мы не успели осмотреть и половины экспозиции и начали строить планы, как бы попасть на Тасманию еще раз. В конце концов наша настойчивость была вознаграждена: подвернулась очередная распродажа, а вдобавок хороший концерт, и в начале мая мы опять полетели на юг.
На сей раз мы решили не хлопать ушами и заранее заказали места на пароме, который несколько раз в день курсирует между хобартским Сити и музеем. Время в пути - 45 минут.
По прибытию тут же выстраивается внушительная очередь.
Пока стоим, есть время осмотреться. Дворик украшен музейным символом (на переднем плане), а также произведением современного искусства, маскирующимся под теннистный корт.
Очередь движется медленно: я уже рассказывала, что посетителей «Моны» снабжают электронными дивайсами с информацией о выставке. А это значит, что каждому новичку надо объяснить, как ими пользоваться. Вот, собственно, дивайсы:
Но мы уже бывалые, так что на входе не задерживаемся. Вперед, к неохваченному!
Palace Door (фрагмент), автор Areogun (1880 - 1954), Нигерия
Очень понравилась работа Клэр Морган (Claire Morgan) под названием Tracing Time. Фотографии, к сожалению, с трудом передают идею, да и снимать без вспышки в такой темноте - почти безнадежное занятие (вспышка в музее запрещена).
На лесках, свисающих с потолка, закреплены пушистые семянки одуванчика, а в центре - чучуло маленькой певчей птички. Можно себе представить, сколько времени понадобилось художнице, чтобы сделать эту работу.
Скриншот из фильма о музее (сам фильм можно посмотреть на сайте
http://abc.com.au/arts/)
Как оказалось, некоторые интересные объекты мы в прошлый раз видели, но из-за спешки не успели рассмотреть и не поняли. В частности, на
этом снимке из первого поста видна часть инсталляции под названием Pulse Room (автор - мексиканец Rafael Lozano-Hemmer). Мы подумали: кого сейчас удивишь мигающими вразнобой лампочками, пусть даже они занимают целую комнату?
Но идея совсем не так проста, как кажется. Напротив первой лампочки в ряду, у входа в комнату, есть датчик, который, если за него подержаться, считывает биение пульса. Лампочка начинает пульсировать в такт биению, а через несколько секунд передает его второй лампочке и снова гаснет. Следующий любопытный посетитель берется за ручки - и результат предыдущего смещается еще на одну позицию, и еще, пока пульсирование твоего сердца не потеряется среди других.
Идею «Комнаты с пульсами» автору подсказал художественный фильм 60-х годов, где герой, страдавший галлюцинациями, видел окружающих в образе мерцающих свечей. Кроме того, работа также отсылает зрителей к исследованиям института кардиологии в Мехико.
Двойственная природа музея отражена в самом его названии: не только «новое», но и «старое» искусство составляет коллекцию тасманийского мультимиллионера Дэвида Уолша. Древние мумии и статуэтки соседствуют с провокационными видеороликами и многочастными композициями, где постоянно что-то гудит, мигает и вращается. Надо сказать, что самую главную ценность коллекции - одну из мумий - мы по неведению пропустили. Это единственный объект музея, к которому тянутся длинные очереди, и мы решили не стоять. Потом выяснилось, что мумия демонстрируется в специальном зале с черным искусственным прудом, поэтому к ней такой ажиотаж. Ну, по крайней мере, мы посмотрели в этот раз почти всё :)
Но, наверное, самым приятным и неожиданным экспонатом стал вот этот:
Мы даже не сразу поняли, что это экспонат, а не музейные ясли для посетителей с детьми. Идея проста до гениальности: на экране показывают диснеевский мультик «Маугли», но его озвучка скомпонована так, что все герои говорят на разых языках. Слушайте, я никогда не думала, что это может быть так смешно! Причем языки подобраны с умыслом: мартышки говорят на корейском и японском, Маугли - на испанском, дружбаны Багира и Балу - на арабском и иврите соответственно. А когда вышло стадо слонов и потопало военным маршем, бодро распевая по-немецки, - тут мы чуть с подушек не упали. Будете в музее - не пропустите, это где-то на новой территории, за гудящим коридором-трубой.
Обратный паром забился так быстро, что нам не досталось сидячих мест. Но, так или иначе, мы осуществили задуманное: посмотрели выставку целиком до того, как она закроется. Какие работы останутся в постоянной экспозиции музея, а какие нет - знает только хозяин «Моны», Дэвид Уолш (ну и, разумеется, те, кому он пожелает об этом рассказать :). Но у вас еще есть время: выставка с характерным названием «Монанизм» продлится до 19 июля.