Оригинал взят у
cat_gekata в
Никакого эдипа, никакой электрыОригинал взят у
o_dysse_y в
Мантра ночи: эдипальный электоратНаблюдая за отношениями в родительской семье, маленький ребенок однажды обнаруживает, что родители неравноправны и один из них обладает влиянием и властью над другим. Выяснив источник этот власти, ребенок либо встает на ее сторону, либо в реальности или фантазиях противостоит ей. Пол ребенка и родителя - субъекта власти не имеет значения.
Все. Никакого эдипа, никакой электры. Никакого влечения детей к родителям.
В них нет необходимости.
PS от
cat_gekata:
Фрейд пытался все свести к сексуальности, причем - к детским сексуальным импульсам. Какое-то время искусственность этого подхода совершенно игнорировалась, словно мир и впрямь был наполнен маленькими мальчиками, только и думающими о том, чтоб тр..нуть своих матерей, да что там - и девочками, одержимыми подобными же идеями:
"В начальной фазе Эдипова комплекса у девочки еще наблюдаются генитальные сексуальные импульсы к матери..." А меж тем, стОит вспомнить о том, что Фрейдом все эти комплексы описывались, когда подавляющее большинство семей было патриархальным, и ничего другого, кроме как признать в семье главным отца, ребенок просто не мог. И от пола этот конфликт власти, действительно, мало зависел - хоть мальчик, хоть девочка были вынуждены признавать власть отца над матерью (и над ними), и лишь потом как-то к этому относиться.
И да, еще немаловажный момент - патриархатным мужчинам свойственно путать власть и секс, более того, намеренно не разделять их, хотя по сути мужской секс - лишь атрибут мужской власти (но нее ее гарант), без реальной власти всем сексуальным фантазиям мужчины суждено остаться лишь фантазиями. Поэтому приписывать власти сексуальный контекст было очень по-мужски и не противоречило патриархальной культуре.
К настоящему времени психоаналитики все-таки подошли к мысли о том, что дети в мифе об Эдипе служат не инициаторами "агрессивных сексуальных влечений", а скорее, экранами для проекций их родителей:
В настоящее время подход, основанный на представлении об исключительном значении детских импульсов, кажется тенденциозным, на что указывал Эйсслер и Рэнджелл. Росс привел примеры, которые ясно демонстрируют, что почти все мужчины в пору отцовства проявляют регрессивный потенциал и готовность к агрессивным действиям. Их агрессивные и патологические фантазии реализуются в виде непосредственных действий с ребенком, и прежде всего, с сыном. Пассивным выражением этих фантазий становится отсутствие отца-это почти вездесущая проблема...
...Таким образом, средоточием сексуальных и агрессивных желаний становятся скорее родители. Несмотря на то, что ребенок испытывает психосексуальное влечение к родителям, сексуальный и агрессивный характер, отношения приобретают именно по вине родителей. С точки зрения динамики семейных отношений, ребенок с малых лет сталкивается с эдиповыми фантазиями родителей и вынужден на них реагировать; с точки зрения психологического развития, собственные эдиповы импульсы возникают у ребенка лишь спустя несколько лет.
Вся эта сексуализированная мифология по сути - лишь рассказ о признании власти мужчины над женщиной и детьми в той или иной форме. Чем свободнее сейчас становятся женщины, тем громче кричат аналитики о "не пройденном эдипе", пугая ужасами "распада института брака" и "деградации семьи", а на деле - потери мужчинами их господствующего положения.