Начало прогулки:
Село Слобода и берега Чусовой (ч.1) В этом посте я продолжаю любование зимними красотами и погружение в историю на обратном пути прямо по льду главной уральской природной достопримечательности, реки Чусовой.
2. Мы пока на высоком скалистом берегу, но скоро спустимся вон туда, вниз, и добавим заснеженной поверхности русла своих следов.
3. Пока идем вдоль берега, продолжу чтение из книги Алексея Иванова "Message: Чусовая" об историческом контексте этих красивых мест:
Железный век на Чусовой начинает ананьинская археологическая культура. Её хронологические рамки - VIII-III века до нашей эры. Археолог А. Белавин назвал ананьинцев красиво и романтично - «лесные всадники». Ананьинцы имели шесть племенных территорий; одна из них - чусовская. Ананьинцам принадлежит селище близ деревни Конец Гор почти в устье Чусовой. Интересно, что на этом селище была найдена статуэтка древнеегипетского бога Амона. Распад ананьинской общности объясняется «ударом» мигрантов с нижней Камы и Волги. Возможно, причиной миграции было грандиозное волжское землетрясение V века до нашей эры.
4. Первым этнически определённым народом на Чусовой неожиданно оказались некие тюрко-кетские скотоводческие племена. Они пришли сюда в середине V века нашей эры. В это время разгорелась борьба древнего Китая с могучим объединением кочевых племён, названных жужанями. Подстрекаемый китайским императором, против жужаней поднял восстание вассальный союз племён телесцев. Телесцы ушли от жужаней куда-то на верхний Иртыш, на Енисей или в Северо-Восточный Туркестан. Во главе телесцев стояло племя тюгю (или тюркютов), изначально жившее на Юго-Западном Алтае.
5. О тюркютах гласит легенда, приведённая историком и археологом С. Боталовым в статье «Сыновья крылатых волков (тюрки)» в сборнике «Древность Урала» (Банк культурной информации, 1998): «Одно из больших племён, которое носило название Со, было разгромлено и уничтожено врагами, лишь осталось четыре мальчика - внуки старой волчицы. Они бежали в горы: первый превратился в лебедя, второй поселился между реками Абу и Гянь, третий и четвёртый на реке Чуси». С. Боталов поясняет, что реки Абу и Гянь - это Абакан, а тюркское племя лебединцев живёт в северных предгорьях Алтая.
6. Всем известны скалы-бойцы на Чусовой. Кроме Чусовой, на Урале бойцы есть и на реках Вишере и Колве. Считается, что название «бойцы» придумали русские сплавщики. Будто, мол, их барки разбивались об утёсы, потому утёсы и назвали бойцами, «разбойниками». Барки-то, конечно, разбивались, но бойцы есть и на Ангаре. Причём там эти бойцы вовсе не стоят на берегу реки, как на Чусовой, - они в отдалении от воды. Разбиться об них судну невозможно. Почему же тогда они бойцы? Их название русифицировано из местного слова «байса» (или «байца») - «скала». Русские просто дополнили смыслом этот древний термин.
7. Не все учёные считают сибиряков-мигрантов тюрками. В IV веке до нашей эры - IV веке нашей эры в Зауралье, Притоболье и Прииртышье сформировалась саргатская культура. Этнически саргатцы относились к уграм. Их «индикатором» служат курганные захоронения. Саргатцы были вытеснены на Западный Урал Великим переселением народов. Их новый ареал обитания - средняя и нижняя Сылва, её приток река Шаква и берега Камы в районе нынешней Перми.
8. Кем бы ни были сибиряки-пришельцы - тюрками, уграми или самими гуннами, на Урале автохтоном они продержались недолго. Уже к VII веку они ассимилировались и растворились в местном населении. Уральский «котёл народов» кипел без передышки.
9. А в нашем котле кипит вода для походного чая с травами! Пора подкрепиться :)
10. Настроение сразу стало ещё лучше!
11. Здесь лежал ангельский хоббит ;)
12. VII-XI века на Западном Урале - господство ломоватовской культурной общности. В бассейне Сылвы и её притока реки Ирень ей соответствует своеобразная археологическая культура - неволинская. Своё название она получила по селу Неволино вблизи Кунгура, возле которого был обнаружен огромный могильный курган.
13. Конец первого тысячелетия - важный рубеж в истории Урала. На этом рубеже исторические катаклизмы уничтожают неволинскую культуру. «О массовой гибели людей в конце VIII - начале IX вв. свидетельствуют поспешные коллективные захоронения, совершённые прямо на неволинских поселениях. Остатки неволинцев мигрировали из бассейна р. Сылвы на Чусовую и в Обвинско-Иньвенское поречье…» - пишет А. М. Белавин. Он считает, что причиной всему стала война между древними финнами (предками коми) и древними тюрками (предками болгар и печенегов). Финны атаковали тюрок. Предки болгар вывели соплеменников из огня сражений на Нижнюю Каму и Среднюю Волгу - туда, где в X веке началось формирование могучего государства Волжской Болгарии (Булгарии). Чусовая осталась под властью древних финнов - древних пермяков.
14. Главное свидетельство их владычества на Чусовой - преобладание пермских топонимов над всеми другими иноязычными (то есть нерусскими) - угорскими и тюркскими. Это речки с названием на «-ва»: Сылва, Лысьва, Койва, Усьва и так далее. Или пока ещё таинственные названия на «-ыш»: Поныш, Кумыш, Шурыш, Кутамыш. И конечно же, собственно название Чусовой - Чусва. Кто хозяин, тот и даёт главное имя. Хозяевами были древние пермяки.
Впрочем, они были хозяевами не только на Чусовой, а по всему Западному Уралу, образовав огромную конгломерацию племён вроде той, что существовала у индейцев Северной Америки. В археологии культуру древних пермяков называют родановской (по названию села Роданово).
15. Древние коми вели активнейший торг с арабами, персами, булгарами. Историки Г. Головчанский и А. Мельничук в книге «Строгановские городки, острожки, сёла» (2005) пишут: «Массовое поступление в Верхнее и Среднее Прикамье серебряных монет и драгоценной утвари начинается в VII-VIII веках. Основной поток этого импорта идёт на берега нижнего и среднего течения Чусовой и Сылвы. Любопытно, что именно из чусовских вотчин постоянно поступали древние раритеты в знаменитую коллекцию Строгановых. Например, в 1872 г. управляющий пермскими имениями Ф.А. Теплоухов сообщал С. П. Строганову о покупке им в д. Вереино на р. Чусовой трёх среднеазиатских серебряных сосудов IV-V веков, на одном из которых имелось изображение древнеиранского шаха Шапура II».
Бо́льшая часть иранского серебра, выставленного в Эрмитаже, найдена на пермской земле. Прикамье вообще поставило в музеи больше иранского серебра, чем сам Иран.
17. Поворотная точка маршрута - Аннушкин мост.
17. Можно было спуститься вниз на лед с этой стороны, но я решила пройтись по шаткому мостику, собрав волю в кулак. Кому-то смешно, а мне в таких местах ужасно страшно! "Не смотреть вниз, не смотреть вниз..." - хотя невысоко совсем, но очень некомфортно, когда под тобой все шатается.
18. Вот так-то лучше!
19. Только смелым покоряются мо...сты ;)
20. Отсюда мы пойдем по замерзшему руслу Чусовой обратно в Слободу, рассматривая знаменитые утесы - те самые "бойцы".
21. Во времена господства Волжской Булгарии (X-XII века) Приуралье (и Чусовая) находились в зоне интересов этого государства. Приуралье называлось «Страной Вису» или «землёй Чулыманской» (Чулыман или Чулман - древнее название Камы выше устья реки Белой). Главными городами булгар были Великий город Биляр; город Ибрагима (по-русски - Бряхимов, он же Булгар); города Сувар, Джукетау (по-русски - Жукотин), Казан (будущая Казань), Алабуга (будущая Елабуга)… В Приуралье булгары имели «опорные пункты». Главным, видимо, был город Афкуль - Рождественское городище на реке Обве. Предположительно, городище Иднакар было булгарским городом Ибыр, городище Анюшкар - городом Чулман. И ещё где-то затерялся пермско-булгарский город Сибыр… Эти города перечисляет арабский географ Аль- Омари (1331 год). Он называет их «касабами» - городами- факториями. Через касабы булгары вели крайне выгодный меховой торг с Югрой и уграми Северного Зауралья - с «яджуджами и маджуджами», как называли их арабы.
22. Но в XII веке для древних пермяков наступили трудные времена. Из-за Каменных гор, с другой стороны хребта началось неодолимое нашествие угров, древних манси. Угры выбили пермяков с Чусовой, отняли Сылву и Яйву, отняли половину Вишеры, а ниже вишерского устья вытеснили соседей на правый берег Камы. Памятники Чусовой хранят следы этой войны.
23. На правом берегу возвышается скала Гуляй-камень, которую чаще называют бойцом Часовым. Это красивый пирамидальный утёс из пластов, круто скошенных навстречу течению. Высота его 25 м. В утёсе есть небольшой грот глубиной 5 м. Часовой объявлен геологическим памятником природы с комплексом скальной флоры. Здесь проходили натурные съёмки фильма «Угрюм-река».
Название «Часовой» не совсем ясно. Может быть, оно как-то связано со сплавом «железных караванов»? Ведь писал же академик Паллас о названии Чусовой: «… ибо должно дожидаться известного времени, или часа, в который суда отпустить можно». Однако наверняка, что к понятию «часовой», то есть «охранник», «страж», название этого бойца отношения не имеет. Хотя и соблазнительно считать бойца «стражем Чусовой» - звучит поэтично.
24. Другое название Часового - Гуляй - часто объясняют в том смысле, что после этого бойца бурлаки могли «гулять» - отдыхать. К. Пысин в книге «О памятниках природы России» пишет: «Группа скал Часовой камень с массивными стенами, обрывающимися прямо в воду, в период становления промышленности на Урале была несчастьем для сплавщиков: тут разбивались вдребезги тяжёлые баржи с металлом. Последняя по течению из скал Часового камня зовется „Гуляй": миновав её, можно было отдохнуть, погулять, ибо благополучно проскочили опасное место». Но в прошлом слово «гулять» означало «шататься», «качаться», «болтаться туда-сюда». Возможно, что баркам после этого бойца приходилось много раз перемещаться от берега к берегу по извилистой струе - гулять по реке.
25. Следующие сразу за Часовым камнем (по направлению к Слободе) скалы называются Георгиевскими, по некогда стоявшей на вершине часовне св. Георгия. Причудливые складки напоминают лицо спящего великана - отчетливо вижу нос, по крайней мере. В скалах есть пещеры, где были найдены археологические находки.
26. Вернемся к истории и одному из самых загадочных народов Урала.
Вогулы, древние манси, в XII веке вытеснили с Чусовой древних пермяков. Река полностью стала вогульской - такой и застали её русские.
Конечно, чего уж скрывать: сейчас манси - народ вымирающий. Их и осталось всего-то несколько десятков тысяч. Живут они на восточном склоне Северного Урала и в Приобье, в черте Ханты-Мансийского национального округа.
Свой, восточный склон Урала манси называют «Мансипал», а западный склон - «Саранпал», то есть «склон саран». «Сараны» - это зыряне, коми и коми-пермяки. Чусовая воедино «сшивает» оба склона хребта.
27. Самоназвание «манси» означает, по одной версии, просто «люди», а по другой версии - «младшие братья». Они считали себя младшими братьями коми. Однако это родство не помешало манси спихнуть «старших братьев» с западных склонов Урала. Не зря коми звали их вогулами - «чужаками».
28. В XII веке таинственные лесные воины - вогулы - жили на огромной территории Среднего и Северного Урала и Приобья. Они были могущественны. Золотая Орда подкатилась к ним и… отступила. В 1240 году в устье Чусовой произошла решающая битва манси с татарами, и татары были разбиты. Ныне поле той битвы - дно Камского водохранилища. Только в 1260 году хан Берку (русские летописи называют его Беркай) сумел покорить уральские племена, да и то посчитал опасным враждовать с ними и обложил вогулов лёгкой союзнической данью - «хараджем», который и выплачивался-то не всегда и не в полном объёме. Этот «харадж» вогулы отдавали сибирским татарам вплоть до похода Ермака: сначала ханам династии Шейбанидов, потом Тайбугинов и после - снова Шейбанидам.
29. На Чусовой вогулы не вели сельского хозяйства, не строили крепостей. Они охотились, ловили рыбу, пасли оленей. Жили они в стойбищах - посёлках, состоящих из лёгких переносных чумов. Стойбища их передвигались вслед за оленьими гуртами. Поэтому на Чусовой мало археологических памятников, связанных с вогульским периодом в истории реки. Если такие памятники находятся, то это или культовые места, или производственные. Например, древние горны для медного литья на Гумёшках, жертвенники на Азов-горе, захоронение шамана в гроте бойца Дождевого, жертвенные пещеры бойца Дыроватого. Вогулам принадлежат и «чудские копи» (древние шахты) по берегам реки Межевая Утка.
30. Русские появились на Чусовой в XV веке, и манси, хозяева реки, встретили их радушно. По легенде, именно вогулы были проводниками Ермака за Урал. Русские освободили вогулов от сибирской дани - и наложили свою: ясак. Все вогулы были переписаны царскими дьяками и стали «ясашными». Это было ещё полбеды, и вогулы с этим смирились. Но русских становилось всё больше. Однако если случались конфликты, то разрешались они мирно - в суде.
31. Русские основывали заводы, открывали рудники, строили деревни. Леса шли под топор, и вогулам просто нечем становилось жить. Вогулы начали вымирать, уходить с Чусовой. И уходили они гневные, озлобленные, оскорблённые.
В XIX веке правительство предпринимало определённые усилия для «сбережения» инородцев. Правда, не всегда всё получалось хорошо: можно вспомнить эпизод с «делом инородцев» из «Воскресения» Льва Толстого. Тем не менее никто силком не заставлял вогулов менять традиционный образ жизни. Налог так фактически и оставался пушным ясаком. В армию инородцев не брали. Насильно не крестили. Их лесам был присвоен статус «божелесья», чтобы ни заводы, ни крестьяне не смели проводить там порубки. Но этого оказалось мало.
32. В капитальном обзоре «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (1914) о вогулах сказано: «Численность их, однако, уже настолько ничтожна и многие из них уже настолько обрусели, что официальные статистические исчисления не имеют обыкновения приводить их общей численности в Пермской губернии. Только одни труднопроизносимые вогульские названия горных вершин Северного Урала в пределах Пермской губернии, в изобилии рассыпанные по географическим картам, ясно говорят, что пока остатки некогда воинственных обладателей этих вершин ещё не совсем отошли в область преданий».
33. В национальном менталитете манси было что-то, что не позволяло манси покориться. Они ведь так и не приняли христианства, в отличие от коми-пермяков, и доныне остались язычниками. Они унесли и надёжно спрятали своего главного идола - Золотую Бабу. На севере они бунтовали против русских. Ещё во времена Петра I вогульская княгиня Анна рассылала по своим селениям стрелу с красным оперением - призыв на борьбу с русскими. И в 1937 году вогулы поднимали отважный и безнадёжный бунт против сталинских порядков - он описан в романе писателя Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах». Вогулы предпочли Уйти, погибнуть, спиться - но не покориться пришельцам.
34. Если один народ занимает место другого, растворившегося в истории, то для народа-наследника народ-предок не просто уходит куда-то там на север или на юг. Нет, он уходит ко всем другим предкам - под землю, в горы, в камни. Под землю ушла легендарная Чудь Белоглазая, сама себя похоронившая. В Басегах спрятались от Ермака некие «волшебные пермские люди» из легенды, записанной на реке Усьве В. И. Немировичем-Данченко. В Азов-горе укрылась девка Азовка. Но оттуда, из-под земли, ушедший народ оказывает непостижимое влияние на судьбы живущих. На Чусовой в своих преданиях горщики называли этих исчезнувших хозяев «стары люди». Бажов пишет: «Были они не русськи, не татара, а какой веры- обычая и как прозывались, про то никто не знает. По лесам жили. Однем словом, стары люди». Кажущаяся рукотворность пещер, правильность кристаллов, разумная прихотливость рисунка на малахите - всё наводило на мысль, что эти чудеса творят под землёй «стары люди». Исследователь Н. Корепанов пишет: «Было бы странно, если б в подобном месте среди простого народа сами собой не рождались разговоры о горных всяких чудесах, о ком-то, живущем в горе тайной жизнью».
35. Вогулы не были земледельцами, ничего не понимали в заводском производстве, но они знали свою землю, и поэтому главная категория русских, с которыми они общались, - рудознатцы. Значит, фольклор именно рудознатцев, горщиков, приисковых рабочих должен был сохранить вогульский культурный архетип. Так и случилось. Первым русским заводом на Чусовой был Полевской завод, и его рабочие, не понимая того, стали наследниками вогулов и хранителями вогульских демонов.
36. Конечно, русские почти до неузнаваемости «перетолковали» вогульские мифы. Но даже сквозь новый облик всё равно читается их языческое прошлое. М. Никулина в книге «Камень. Пещера. Гора» (2002) пишет: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом - в древних мифах…»
37. Ныне на Чусовой подобных сказок не рассказывают. Когда в 1959 году экспедиция Уральского госуниверситета собирала на Чусовой фольклор, ни одна старушка не припомнила ничего, подобного Хозяйке Медной горы, Земляной Кошке, Великому Полозу или оленю Серебряное Копытце. Рассказывали о леших, водяных, чертях, банниках, обдерихах, а «вогульский» мифотворческий пласт окончательно погрузился в забвение. И немудрено. Сменились поколения; закрылись многие рудники и заводы, а на оставшихся поменялась технология; добыча полезных ископаемых стала совсем другой; бурные события XX века «заслепили» историческую память. Поэтому вдвойне драгоценны бажовские сказы, ведь Павел Петрович слышал свои истории от одного из последних носителей этой культуры - от своего троюродного дедушки, «дедушки Слышко», бывшего старателя полевчанина Василия Алексеевича Хмелинина.
38. Прогулка подошла к концу, а значит, и исторический экскурс пора заканчивать.
39. Полюбуемся на прощание Георгиевской церковью - как раз выглянуло вечернее солнышко!
40. Надеюсь однажды вернуться в эти красивые места!
На этом наше путешествие не закончилось. На обратном пути мы заехали в город Билимбай, где посмотрели два интересных объекта, о которых - в другой раз.
This entry was originally posted at
https://meladan.dreamwidth.org/713197.html. Please comment there using
OpenID.