На берегу турецком зарядили дожди, под умиротворяющий звук которых я стараюсь закончить разбор уральских воспоминаний двухлетней давности. Мне осталось рассказать о замечательной вылазке загород в очень красивое место в 70 км к северо-западу от Екатеринбурга - на реку Чусовую, в старинное село Слобода, где в 18-19 веках располагалась одна из пристаней, где на собранных из местного леса барках сплавляли продукцию уральских заводов в центр страны - ведь Чусовая течет на запад и впадает в Каму, а та в Волгу. А начиная с 20 века Чусовая знаменита как живописный маршрут для сплавов и походов, но мне больше подходит такой мягкий вариант зимнего туризма, как пешие прогулки по льду, когда можно любоваться скалами и лесами на ее берегах без риска окунуться в холодную воду ;)
2. Рассвет встретили в пути. Очень уральский рассвет, с дымком от трубы :)
3. Деревенский колорит. Первое, что мы увидели, высадившись из машины :)
4. Начинаем нашу прогулку в живописном месте на берегу Чусовой, в центре села Слобода.
5. Здесь идалее буду приводить цитаты из книги Алексея Иванова "Message: Чусовая" - исторического путеводителя по этим живописным местам:
Ермак словно бы сбил замок с ворот Сибири, и после его похода русские хлынули на Урал и в Зауралье. Земли эти считались - и были - вольными.
В Русском государстве была принята своя колонизационная политика с хорошо разработанной технологией освоения новых земель. Основой заселения, «гнёздами» русского крестьянства были крепости-слободы. В XVII веке за Уралом появилось около 80 русских слобод, среди них и знаменитые впоследствии Невьянская, Тагильская, Ирбитская, Мурзинская… Возникли и монастыри: Верхотурский и Далматовский. «Слободская» система колонизации была столь прочна, что в 1681 году повинность поставлять хлеб с Урала в Сибирь была с натуральной переведена на денежную, а в 1685 году вообще была отменена поставка хлеба из Центральной России на Урал и в Зауралье. На Чусовой памятью об этом историческом этапе осталось нынешнее село Слобода - некогда Чусовская или Уткинская (Утяцкая) слобода.
Слобода - крупное село в Первоуральском районе Свердловской области в 3 км ниже посёлка Коуровка. Основная (историческая) его часть находится на большом мысу, образованном Чусовой. Чусовая здесь описывает петлю длиной около 4 км, а ширина перешейка - всего 150-200 метров.
6. Напротив центра села по левому берегу в Чусовую впадает речка Утка. В этой части села Чусовую пересекает подвесной мост на опорах. В Слободе есть магазины и почта.
7. По этому подвесному мосту и лежит наш путь - вначале направо, мимо церкви, на обзорную площадку, а потом налево, по лесу вдоль берега Чусовой. Главное, что он будет проходить в хорошей компании!
8. Основание Слободы относится к 1651 году. (Учебник «История Урала» (2004) годом основания Чусовской Уткинской Слободы называет 1656-й.) До этого времени здесь стояли юрты остяков; отсюда шёл волок на зауральские реки. Русские «оседлали» этот волок, построив небольшую крепость на мысу. Селение сначала называлось Чусовской Слободой, потом - Уткинской Слободой.
Известно, что во время башкирского восстания 1663 года на Чусовскую слободу совершил нападение отряд башкир.
9. Заселяли Слободу в основном раскольники. В начале 80-х годов XVII века рядом со Слободой появилась «пустынь»: здесь укрывались беглые крестьяне, посадские люди, драгуны, беломестные казаки, разный «гулящий народ». Во главе пустыни стояли проповедники Фёдор Иноземцев, Авраамий Венгерский и Иванище Кондинский. После Московского церковного собора и стрелецких восстаний 1681 года население пустыни начало волноваться. В 1682 году в Слободу были посланы царские войска, чтобы силой принудить жителей «целовать крест» новым царям Ивану и Петру (будущему Петру I). Из Слободы гонец помчался в Пустозёрск к протопопу Аввакуму, и Аввакум благословил «гарь». В 1682 году раскольники подожгли Слободу, предпочитая присяге «огненную купель». Заживо сгорели 104 человека.
10. Через Уткинскую Слободу проходил строгановский «тайный тракт», по которому купцы везли в Сибирь товары и соль в обход таможен. В 1720 году по «тайному тракту» проехал и В. Н. Татищев.
В 1692 году Слободу посетили Избрант Идес и Адам Бранд, возглавлявшие государево посольство в Китай (1692-1695 годы). Они поднялись к Слободе от Камы вверх по течению и дальше на телегах отправились в Аятскую Слободу. Оба они в своих дорожных записках упоминают Уткинскую Слободу. Идес пишет: «7 июня мы благополучно прибыли в Уткинский острог. Это пограничное укрепление построено против башкирских и уфимских татар». Бранд более подробен: «1 июня мы прибыли наконец в город Утка. Он достаточно хорошо укреплён деревянными стенами и орудиями, чтобы отразить небольшое нападение неприятеля, но сам он мал, в нём не более двадцати жилых домов, и всё же он считается слободой, или местечком».
11. В 1703 году в устье речки Утки началось строительство первой на Чусовой казённой Уткинской пристани (впрочем, своего пруда эта пристань не имела). В том же 1703 году отсюда отправился в путь первый «железный караван» с продукцией Каменского завода. Отныне пристань заработала на полную мощность. Главными поставщиками грузов для неё были казённые предприятия - Невьянский (поначалу), Полевской, Северский, Сысертский и Каменский заводы; монетный двор, механическая и гранильная фабрики из Екатеринбурга. Вскоре излишек груза пришлось даже отправлять на другие, «вспомогательные» пристани - на Курьинскую и Каменскую. Материал для барок на Уткинское плотбище поставлялся с четырёх «пильных мельниц» (лесопилок) - Кунгурской, Каменской, Илимской и Новоуткинской. В 1812 году пристань работала до поздней осени и отправила более полумиллиона пудов грузов; так же самоотверженно пристань работала и во время Крымской войны 1854-1855 годов.
12. В 1805 году Слобода, как волостной центр, получила главное своё украшение - каменную Георгиевскую церковь на скале над Чусовой. Эта церковь действует и поныне. Построена она в стиле провинциального классицизма.
Еще про Слободу и церковь св. Георгия: информация и фото с сайта
uraloved.ru/mesta/sverdlovskaya-obl/selo-sloboda-i-skaly-na-chusovoj Сначала на этом месте стояла деревянная церковь. В 1806 году началось строительство каменной. Стройка длилась долго. Освятили церковь лишь в 1831 году. А современные очертания здание церкви получило к 1894 году, когда завершили строительство колокольни.
В советское время церковь не разорялась. Еще и поэтому сюда приезжает много верующих со всех окрестностей.
В скале под церковью находится небольшая, но интересная пещера. Попасть в нее можно только зимой по льду или летом с лодки. Внутри один грот, передвигаться по которому можно ползком. Высота менее метра. Пещера необычна тем, что в нее ведут три входа: два с воды и один (совсем маленький) сбоку скалы. Пол покрыт глиной. Есть легенда, что эта глина обладает лечебными свойствами.
13. Когда сплав «железных караванов» прекратился, Слобода стала обычным селом. Населения в ней около 800 человек. Жители сейчас работают в отделении колхоза, на свинотоварной ферме или ходят на работу в Коуровку, Новоуткинск или Кузино.
14. Идем по берегу к обзорной площадке на скале под названием Слободский камень.
15. Среднее течение Чусовой - от посёлка Коуровка до города Чусового - самый интересный участок реки. Именно здесь Чусовая обретает свой истинный характер - характер реки, пробивающей себе дорогу в теснинах между скал. Туристы, приезжающие на сплав по Чусовой, чаще всего плывут либо от посёлка Коуровка до посёлка Кын (225 км), либо от посёлка Кын до города Чусового (120 км). Мамин-Сибиряк этот участок реки называл «в камнях» - и мы воспользуемся этим названием.
Чусовая течёт по сильно разрушенной низкогорной стране. Наибольшие высоты в окрестностях Чусовой: гора Сабик в районе посёлка Староуткинск (528 м) и гора Старуха в районе села Усть-Утка (467 м).
16. Ширина реки в верховьях этого участка около 30 м, в низовьях - до 150 м. Дно каменистое, покрытое хорошо окатанным галечником с валунами. Все острова сложены наносными речными отложениями. Здесь Чусовая имеет одновременно черты и горной реки (узкая долина, обрывистые берега), и равнинной (сильная извилистость в пределах долины, отсутствие порогов и водопадов, длинные глубокие плёсы со слабым течением).
17. Известняковые скалы чуть выше по течению от церкви - очень живописное место.
Его в 1912 году запечатлел и пионер цветной фотографии С.М. Прокудин-Горский во время своей экспедиции по Чусовой:
18. Вот и я не прошла мимо и запечатлела там себя в зимнем аутфите "слепила из того, что было" - двойная шапка, двойные варежки (мамины), старые теплые сапоги (тоже мамины), двойные штаны, прячущиеся за удобно длинными полами пуховика, и старый фотоаппарат, избавляющий меня от необходимости то и дело снимать варежки и отогревать телефон.
19. Погода была чрезвычайно благоприятная для долгой прогулки - всего около -6 (после новогодних морозов -25 и ниже), но не особенно фотогеничная - не мороз и не солнце, но все равно день чудесный!
20.
21. Любуемся просторами и изгибами реки, прежде чем отправиться в путь по лесу.
22.
23. Чья-то банька, наверное.
24. Углубляемся в мой любимый уральский сосновый лес, где есть где глазу отдохнуть от зимнего монохрома.
25. Любуюсь на заснеженные елки-палки.
26. Я вообще обожаю хвойные в любом варианте, но вот что значит детский импринтинг - именно эти корабельные сосны мне всего милее.
27. Мамин-Сибиряк писал, что леса составляют «вторую красоту» Чусовой, и во многих произведениях повторял описания их «траурной зелени». Леса в бассейне Чусовой занимают около трех четвертей всей территории.
Растительный покров, близкий к современному, сформировался в долине Чусовой примерно 8 тысяч лет назад (в субатлантический период). Коренным типом лесов на Чусовой являются сосновые боры всех видов: брусничники, черничники, с папоротником-орляком, нагорные, сфагновые и т. д. Чусовая протекает в южно-таёжной и средне-таёжной подзонах низкогорной мохово-травянистой тайги. Леса такого типа обусловлены характером Среднего Урала: низкогорным рельефом, широкими межгорными долинами, хребтами, вытянутыми по меридиану, продолжительностью безморозного периода, значительной величиной годового осадка.
28. Однако если вам с выпученными глазами начнут рассказывать о «дикой таёжной глуши», то знайте: это выдумка. Массовые рубки XVIII-XX веков уничтожили былое великолепие чусовской тайги. Ныне она сохранилась лишь незначительными «островами» на труднодоступных склонах водораздельных хребтов. А леса, украшающие Чусовую сейчас, хоть и горно-таёжные, но вторичные елово-берёзовые.
Понятие «вторичные» на Чусовой не означает «однажды срубленные и выросшие во второй раз». «Вторичные» - это мягкое, дипломатичное выражение. На самом деле чусовские леса были вырублены по два-три раза.
29. А ведь их берегли… Даже не руда, а леса были главным фактором существования горных заводов. Лес - это и строительный материал, и топливо. Д. И. Менделеев сформулировал просто блестяще: «Железное дело - есть только средство с выгодой и верно пользоваться множеством лесов». В 1899 году вместе с группой учёных Менделеев совершил большую поездку по Уралу с целью комплексной оценки уральского горного дела. Огромную часть научных трудов этой экспедиции заняло изучение уральских лесов. Результаты экспедиции были опубликованы в книге Д. Менделеева «Уральская железная промышленность» (1900). И в этой книге Менделеев предупреждает: «Имея в виду… очень медленный годичный прирост леса на Урале, нужно ожидать не развития, а сокращения железного производства на Урале, даже и в ближайшем будущем, если оно будет ведено, как теперь, почти исключительно на древесном топливе. Нужно также иметь в виду, что леса Урала эксплуатируются не исключительно только для заводских целей, а вырубаются в громадных размерах для сплава в очень отдалённые местности. Для этих целей служат леса, расположенные по Каме и её притокам: Вишере, Яйве, Чусовой с Сылвой и др.».
30. Когда деревья все еще большие.
31. Подходим к еще одной скале, или, по-местному - камню.
Если не ошибаюсь, это Георгиевский камень, на этом месте когда-то стояла деревянная часовня с иконой Георгия Победоносца, которая попала в кадр Прокудину-Горскому:
32. Сосны, скалы и река, пушистый снег, интересные рассказы и родные люди рядом - это называется счастье!
33. Лесное законодательство петровских времён отличалось редкой суровостью. Например, за порубку леса по берегам рек, отчего реки мелели, порубщикам попросту отсекали головы. Даже легендарный Никита Демидов подался на Урал вовсе не из-за богатства уральских руд, а потому, что Пётр запретил рубить дубовые рощи вокруг Тулы, и демидовский завод оказался на грани банкротства. Не выдумывая никаких заповедников, государство железной рукой наделяло некоторые территории статусом «божелесья». На Чусовой это были земли манси-вогулов и земли раскольников (Весёлые горы). Здесь не то что лес рубить а даже хворост собирать воспрещалось.
34. Систематическое изучение и учёт лесов в России начались с 1842 года. Впрочем, до Урала руки у государства дошли слишком поздно. В конце XIX века Мамин-Сибиряк, проплывая по Чусовой, печально констатировал: «Владельческие участки накануне полного обезлесивания». Причиной тому были хищнические рубки частных заводчиков. Одетыми в леса оставались только «казённые дачи».
35. Главной причиной «убывания» лесов было отсталое производство, которому требовался древесный уголь. О древесном угле обзор «Россия…» говорит: «Получение последнего на казённых заводах велось самым примитивным способом, растрачивая лесные богатства».
36. С приходом Советской власти настало самое страшное для чусовских лесов время. Повсюду развернулась массовая и масштабная рубка. Наибольшую долю в лесозаготовки внесли предприятия Шалинского, Билимбаевского, Висимского, Кыновского и Горнозаводского лесохозяйств. Иногда лес вырубался избирательно, но чаще - подчистую. Иногда вслед за рубкой проводились посадки молодняка, но чаще лесосека просто оставлялась на прихоть судьбы: зарастёт - хорошо, не зарастёт - плевать. Лесорубами были заключённые и спецпереселенцы. Их гигантской армии не было дела до чусовских лесов. И когда леса по берегам Чусовой и её притоков были скошены, «ударные бригады» подняли топор даже на леса по водоразделам.
37. Пермский поэт Владимир Радкевич писал:
Прощай же, зелёное чудо!
Всё громче стучат топоры
И около камня Полюда,
И около Думной горы.
К молчанью природы привыкнув,
Ты сам расстоянье проверь
От нынешних скорых прибытковДо будущих долгих потерь.
38. Но Россию всегда спасало бездорожье. Пока для транспортировки древесины можно было пользоваться реками, о строительстве дорог никто не заботился. Тем более на Чусовой, где кругом горы. До 1973 года брёвна здесь сплавляли россыпью - молем. Но в 1973 году молевой сплав был запрещён. А на извилистой Чусовой сплав брёвен в больших плотах был нерентабелен. Без дорог и без молевого сплава леспромхозы начали задыхаться. Объём лесозаготовок резко упал. В конце XX века, когда было разорено чуть ли не всё, что можно разорить, лесозаготовки и вовсе свелись почти к нулю.
Ныне чусовские леса восстанавливаются. Когда глядишь на молодые ельники, поневоле кажется, что они словно бы изо всех сил стараются расти быстрее. Чусовая залечивает раны. Покатые горы, точно вышедшие на свободу бритые зэки, обрастают зелёными шевелюрами.
39. Из хвойных древесных пород на Чусовой повсеместно распространены ель, пихта, сосна и лиственница (лиственница вообще самое распространённое дерево России), а из лиственных пород - берёза, ива, осина и рябина. Гораздо реже встречаются липа и тополь. Совсем редко, единично - вяз, дуб, ильм, клён и кедр.
Из кустарниковых на Чусовой повсюду можно увидеть жимолость, малину, можжевельник, шиповник. Лесные ягоды почти «в полном наборе»: брусника, голубика, земляника, дикая клубника, морошка, черника.
На Чусовой произрастает 80 видов лекарственных растений, 90 видов медоносов, 20 видов съедобных грибов.
Разнообразие флоры Чусовой объясняется тем, что эта флора смешанная: в ней есть и европейские, и сибирские виды растений; есть растения тайги и растения степи; растения севера и растения юга; растения современности и далёкого прошлого - реликты; растения широко распространённые и растения, встречающиеся только здесь, - эндемики. Многие виды растений Чусовой занесены в Красную Книгу.
40. Внизу на реке видны следы от снегоходов - на Чусовой активное движение и зимой, и летом (когда начинаются сплавы - основной вид местного туризма).
41. Кто еще помнит
этого товарища?
42. Любое географическое описание Чусовой сопровождается восхищённым придыханием: Чусовая - единственная река, которая пересекла Уральский хребет. И это, разумеется, правда. Начавшись на восточном склоне хребта, где текут реки бассейна Оби, свой путь Чусовая заканчивает на западном, впадая в Каму слева за 693 км до Камского устья. Местами расстояние между притоками Чусовой и речками бассейна Оби составляет всего 3-5 км.
Переход с восточного склона на западный, из Азии в Европу Чусовая совершает в районе горы Волчиха вблизи города Ревда. Азиатский «хвост» Чусовой имеет в длину около 150 км. В средней своей части Чусовая течёт чуть ли не вдоль линии водораздела, то есть границы Европы и Азии. Линия водораздела ближе всего подступает к Чусовой на вершине Волчихи, с неё переходит на основные вершины массива Весёлые горы, далее - на гору в междуречье Серебрянки и речки Тискос, а потом уходит с территории бассейна Чусовой. Правда, в чём же, так сказать, «народно-хозяйственное» значение азиатско-европейского феномена Чусовской трассы, никто объяснить не сможет. Ни в старину, ни сейчас Чусовая «в Азии» не использовалась как транспортная магистраль. Магистралью она была лишь ниже Ревды, то есть в своём европейском течении, и являлась таковою только до конца XIX века.
Карта
отсюда; упомянутые выше гора Волчиха, город Ревда и граница Европы и Азии находится чуть к северо-западу от г. Полевского. Слобода - еще чуть дальше.
43. Что же означает слово «Чусовая»? Специалисты спорят уже больше двухсот лет.
В XVIII веке академик Иван Лепёхин писал: «Может статься, что наименование реки сея перепорчено, и она должна называться Часовая, а не Чусовая: ибо должно ожидать известного времени или часа, в который суда отпустить можно». Но название «Чусовая» гораздо более давнее, чем сплав «железных караванов», для которого ожидали «известного времени или часа». Впервые оно зафиксировано в 1395 году, когда никаких судов, кроме лодок вогулов, здесь не плавало, а вогульским лодкам из кожи или бересты не нужно было дожидаться определённой высоты воды, чтобы выйти в путь.
44. Высказывалось предположение, что слово «Чусовая» произошло от названия народа «тиссагеты». Этих тиссагетов Геродот, древнегреческий учёный, живший в V веке до нашей эры, помещал где-то на месте Урала. И. В. Пермяков в журнале «Уральский следопыт» в статье «Путь к Аргчиям» поправлял, что имелись в виду не «тиссагеты», а «фиссаиты» - тоже некий народ, описанный древними греками. Но всё это как-то неловко даже комментировать. Где Пелопоннес, а где деревня Ёква? Надо помнить, что географические труды древних греков, особенно о тех местах, где ни древние, ни современные греки не бывали, - это литературные сочинения. Не стоит преувеличивать роль литературы: неграмотные народы не стали бы именовать себя так, как их поименовали в непрочитанных ими книгах неизвестные им многомудрые авторы. Видимо, кого-то всё-таки «свели с ума римляне и греки, сочинившие тома для библиотеки»…
45. Во второй половине XX века топинимисты пришли к выводу, что название «Чусовая» изначально звучало как «Чусва», а русские поселенцы приспособили его к своему произношению. Название «Чусва» членится на две части: «чус» и «ва». «Ва» - это по коми-пермяцки «вода», «река». Названий на «-ва» в Пермском крае огромное множество: Сылва, Койва, Усьва, Лысьва, Обва, Иньва и т. д. Но что означает слово «чус»?
Общепринято считать, что «чус» означает «быстрая». Но это перевод с удмуртского, а удмурты на Чусовой не водились: река принадлежала народам коми и манси. К тому же не такая уж она и быстрая: даже рядом найдутся реки побыстрее Чусовой…
46. Имелись и другие варианты перевода слова «чус». «Чус» - это искаженное «чож» - «быстрая» на языке коми. Н. Архипова в книге «Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей» пишет: «В переводе с коми-пермяцкого слова „чус" - светлый, чистый и „ва" - вода дают основание полагать, что Чусовая - производное от „чусва", что значит „светлая вода"». Видимо, это столь же распространённая неверная трактовка названия, как и «быстрая вода».
47. …Или «чус» - это мансийское «чуч», «вершина горы»? А может быть, это коми-зырянское «чуш» - животное норка; возможно, река принадлежала людям рода норки? Есть даже версия, что «чус» - это древнетюркское «чуш», «исток».
Обилие переводов и этническое разнообразие населения за прошедшие века послужили причиной ещё одного, уже совсем нелепого объяснения. «Чусовая», а точнее, «чу»-«су»-«ва»-«я» - это «река»-«река»-«река»-«река» на четырёх языках: тибетском, тюркском, коми-пермяцком и мансийском. Такое объяснение звучит убедительно только для простодушного человека. Что же получается, тюрки (значит, башкиры - а других тюрок здесь не было) втиснули свой корень «су» в название реки ещё до коми-пермяков, то есть примерно за 500 лет до того, как сами появились на свет? И, чёрт возьми, каким ветром сюда занесло тибетцев? Чем им на Тибете-то плохо было?
Видимо, ближе всего к истине подошла топонимист А. С. Кривощёкова-Гантман. Она доказала, что слово «чус» - это архаичное, вышедшее из употребления коми-пермяцкое слово, обозначающее «овраг», «ущелье», «каньон». Чусовая в средней, наиболее выразительной своей части протекает в теснинах между утёсами-бойцами, поэтому подобное название весьма оправданно. Таким образом, Чусовая - это «река ущелий», «река теснин».
На этом я пока закончу. В следующем посте будем спускаться вниз, на лед - вооон у того подвесного мостика, видите тонкую полоску поперек реки впереди?
This entry was originally posted at
https://meladan.dreamwidth.org/712550.html. Please comment there using
OpenID.