Турция от моря до моря. Город-музей Сафранболу (ч.1)

Dec 10, 2014 15:45




Продолжаем путешествие по Турции от моря до моря: Карта маршрута; Краткое содержание
День четвертый: Kurucaşile: город мастеров-кораблестроителей; Amasra. Курорт по-черноморски
День пятый: По долине реки Филиос до Сафранболу

Наш последний день на Черноморском побережье получился самый "гулятельный". Нам и с погодой наконец-то повезло, по мере приближения к нашей цели тучи отчасти развеялись и показалось солнышко. И место прогулки было выше всяких похвал: целый город-музей в живописной чаше долины со скалистыми краями, полностью застроенной аутентичными османскими белыми (и не только) домиками с коричневыми ставнями и черепичными крышами: "Город Шафрана" - Сафранболу, один из 13 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Турции.




Такое скопление османских домиков наблюдается и в ряде других городов Турции - Бейпазары в районе Анкары, Однупазары в Эскишехире, Гёйнюк в районе Болу. Такое огромное Калеичи, только без моря, засилья китайских сувениров и туристов-пляжников. Большая часть домиков в центре исторического города красиво отреставрирована и оборудована для туристических целей под отели и сувенирные магазины, но все это перемежается вполне живыми улочками и кварталами жилых домов и двориков, и вместе с туристами (в зимний день - совсем немногочисленными) по старинной брусчатке бродят местные жители по своим повседневным делам. А современная часть города, по счастью, не вместилась в эту волшебную долину и раскинулась немного поодаль, позволяя на время забыть о том, какой нынче год и век на календаре.

Фотографии в альбоме «Safranbolu», автор ielleh на Яндекс.Фотках

3. Напоминания о том, что тут вам не хухры-мухры, а Всемирное наследие, встречают уже на трассе при въезде в город.




4. Чем именно славен старинный Сафранболу, можно догадаться по немаленьким и от души сделанным макетам османских особнячков на перекрестках.




5.




6. Некоторые здания в современной части города тоже постарались оформить с элементами традиционного декора окошек.




7. Знакомство с современным городом у нас ограничилось высадкой на площади с кучей голубей.




8. Кроме голубей на площади имеется и скульптурная группа с Ататюрком, народом и местной символикой.




9.




10.




11. Но мы приехали сюда за несколько другим колоритом, поэтому едем дальше...




12. Взбираемся на холм, за которым скрывается...




13. ...знаменитый заповедник старинной архитектуры и городского быта ушедшей эпохи!




14. Старинный Сафранболу открывается взгляду путешественника не сразу.




15. Но и здесь то и дело встречаются указатели на то, что мы на верном пути и вот-вот прикоснемся к объекту Всемирного наследия (''Dünya Mirası'' по-турецки) ;)




16. Оцените и дизайн автобусных остановок ;)




17. Первое старинное здание, попавшее в кадр - небольшая мечеть под названием Umre camii.




18. Помимо ''города-музея" Сафранболу, в окрестностях есть еще и "деревня-музей" Yörükköyü ("Деревня кочевников"), такой местный аналог деревни Джумалыкызык в районе Бурсы, как я понимаю (последнюю недавно показывала sombra-de-luna.




19. Концентрация старинных домиков неуклонно растет.




20. Современные безблагодатные строения остаются все дальше и дальше (точнее, выше и выше).




21. Зато обстановка вокруг - все колоритнее и колоритнее.




22.




23. Османский дворик сферический в вакууме.




24. В ассортименте: развалины с привидениями и прилизанные домики без.




25. Они обступили нас со всех сторон!




26.




27. Если сюда приезжать на авобусе или такси, наверное, логичнее здесь и выйти. Желтенькие машинки подпирают стены комплекса старинных бань и кервансарая Джинджи Хан (Cinci Hanı ve Hamamı), получивших такое название по имени построившего их в 1645 году Джинджи Ходжи, служившего в Сафранболу в должности казаскера - верховного военного судьи. Оба строения фунционируют до сих пор по прямому назначению - в банях можно помыться, а в хане остановиться в отеле и покушать в ресторане.




28. Мы поехали дальше, чтобы найти место для парковки и полюбоваться на город с обзорной площадки.




29.




30. Справа в кадре - одна из исторических мечетей города, Kazdağlıoğlu Camii (название так и ласкает русский слух - Каздаалыоолу джами:), построенная в 1779 году Мехметом Ага из рода Kazdağlıoğlu (судя по всему, его предки пришли с горной местности Каз, это на северо-западе Турции, в районе пролива Дарданеллы, Чанаккале и Балыкесира).




Мы провели в Сафранболу сравнительно немного времени, а между тем здесь вполне можно остановиться на выходные или даже несколько дней, чтобы не спеша обойти все достопримечательности и изучить окрестности, где помимо "деревни-музея" и других исторических мест немало природных красот, в том числе красивейший каньон Tokatlı:



Акведук Инджекая прилагается:



(Источник фото: forum.awd.ru, по ссылке можно ознакомиться с фотоотчетом о поездке по схожему с нашим маршруту в Амасру и Сафранболу).

Так вот, поскольку времени у нас было не так много, мы успели только побродить по старинным улочкам, а на более тщательное исследование городских достопримечательностей нас уже не хватило. Поэтому буду сдабривать свой рассказ, заимствуя подробности у доброго интернета. Вот, например, еще один вид на мечеть Каздаалыоолу:



(Источник: www.mustafacambaz.com, по ссылке еще несколько фотографий этой мечети).

31. Едем дальше.




32. Тут встречаются и домики без претензий на османский колорит, попроще, но тоже вполне аутентичные. А дальше, на холме, к старинным особнякам присоеднияются и обычные современные жилые дома, но что хорошо - без нарушения этажности.




33.




34.




35. Вот такую гармонию прошлого и настоящего я люблю ;) И, наверное, чертовски приятно обитать в домиках у самого края горы справа - совмещая современную инфраструктуру (в памятнике архитектуры наладить быт все же обычно проблема) и сногсшибательно сказочный вид из окон.




36. Солнечные панели и спутниковые тарелки кое-где украшают черепичные крыши ;)




37. На переднем плане цветет весна (предпоследний день февраля на дворе!), а на заднем плане - обширное кладбище на холме, возле которого установлен самолет Zafranbolu, памятник истории развития турецкой авиации.




Вот он вблизи:



(Источник: www.panoramio.com/photo/89223000)

После войн начала XX века (Триполитанской, Балканских войн и Первой мировой) роль авиации стала очевидной, но у погибающей Османской империи не было возможностей заняться ее развитием. Уже во времена Республики в 1925 году при поддержке Ататюрка было создано Турецкое авиационное общество (Türk Tayyare Cemiyeti), в связи с чем есть известная цитата отца нации - "İstikbal göklerdedir; çünkü göklerini koruyamayan milletler yarınlarından asla emin olamazlar..." ("Будущее - в небе, потому что народы, не способные защитить свое небо, никогда не смогут быть уверенными в завтрашнем дне").

Позднее это общество было преобразовано в Авиационную ассоциацию (Türk Hava Kurumu), при которой в 1935 году была создана авиашкола "Турецкая птица" (Türkkuşu), и по сей день проводящая обучение полетам на всем, что может летать. Помимо обучения и показательных полетов по всей Турции проводился сбор средств на развитие авиации, в результате чего было куплено 250 самолетов, которым давали имена по городам, собравшим взносы. В 1928-1930 годы на средства жителей Сафранболу был приобретен легкий разведывательный самолет Breguet XIX - A-2. Первый полет состоялся в День Победы 30 августа 1931 году в Кастамону (ввиду отсутствия в Сафранболу пригодной для взлета местности) при передаче судна ВВС Турции.



(Источник: terscita.blogspot.com.tr/2013/03/sivil-havaclk.html)

В 2006 году, 75 лет спустя самолет Зафранболу был установлен на своей турецкой "малой родине".

38. Пока любуемся видами на город, можно вспомнить его историю. Название Сафранболу происходит от греческого Сафрамполис, "Город шафрана": город прославился выращиванием цветов шафрана (крокусов) и торговлей этой ценной пряностью. В числе более ранних названий города - Теодоруполис, Борлу, Тараклыборлу (Борлу и Тараклы - племена тюрок-кыпчаков), а также Гермия, Дадибра (впрочем, точно неизвестно, где именно была эта Дадибра, вполне возможно, что и не здесь вовсе:), Залифре (сельджукский вариант) и Заафиранборлу (Zağfiran - возможно, вариант произношения "шафрана", от арабского azafran, zaʻfarān, и еще более древнего аккадского azupiranu?)
(Вот тут статья на турецком об исторических названиях города. И вот тут еще многобукафф, которые я уже не осилила:)




39. Начиная как минимум с 3-4 тысячелетия до н.э. (о чем свидетельствуют курганные захорошнения в окрестностях) здесь сменился "стандартный набор" цивилизаций: хетты, фригийцы, лидийцы, персы, понтийцы, римляне, византийцы... В XII веке местность захватывают тюркские народы: в 1196 году - сельджуки, в 1213-1280 гг. город в составе бейлика Чобаноуллары (Çobanoğulları, с центром в Кастамону), в 1326-1354 гг. его сменили Джандароуллары (Candaroğulları), с 1423 г. - османы.




40. В XVII веке Сафранболу оказался на торговом пути из Стамбула в Синоп, и сам стал центром торговли и политической жизни, в городе был построен "Османский дворец", где обретались высокопоставленные лица, которые то и дело строили в городе всякие мечети, каравансараи и прочие нужные заведения и обустраивали городскую инфраструктуру, короче говоря, все то, на что мы теперь можем приехать и полюбоваться ;)




41. Для удобства любования на месте присутствует карта. Правда, особо понятной и удобной она мне не показалась.




42. Поэтому я покажу еще парочку: вот эта - поподробнее.




В правом верхнем углу на зеленом фоне - общий план города: старинная часть в долине - "Чарши" ("Рынок", торговый и деловой центр города и зимнее место жительства его обитателей, защищенное особенностями рельефа от плохой погоды), потом извилистая дорога, по которой мы ехали, и современные кварталы: "Кыранкёй", где проживали до 1923 года христиане, и "Баалар" - дословно "Сады", туда переселялись местные жители на лето. У всех было по два дома, зимний в Чарши и летний в "Садах".
А мы любуемся панорамой города с холма Хыдырлык (зеленое пятно в правом нижнем углу).

43. Вторая карта повеселее, но менее информативна:




44. Слева мечеть Kazdağlıoğlu, о которой я уже писала выше.




45. Вид на соседний холм, с которого тоже можно полюбоваться на город сверху. На нем крепость, желтое здание Исторического музея с реконструкцией старинных интерьеров и Часовая башня с обзорной площадкой на верхнем этаже. За ними как раз находится район Кыранкёй, где виднеется церковь св. Стефана, в 1956 году преобразованная в мечеть Улу джами.




Здание Исторического музея было построено в 1904 году в качестве правительственного дворца по указанию Энис Паши из Кастамону. Часовая башня сооружена в 1797 году великим визирем Иззет Мехмет пашой. Часы до сих пор идут ;)



(Источник: www.mustafacambaz.com/details.php)

Церковь Айя Стефаонос / Улу Джами:



(Источник: www.mustafacambaz.com/categories.php)

Внутри Часовой башни:



(Источник фото: forum.awd.ru/viewtopic.php)

Вид со смотровой площадке на вершине башни:



(Источник фото: forum.awd.ru/viewtopic.php)

Кстати, о часовых башнях: нашла информацию, что в Сафранболу рядом с музеем и Часовой башней есть целый парк миниаютюр с макетами разных часовых башен Анатолии (deniz kızı, инфа для тебя! :)



46. В центре кадра - каравансарай Джинджи Хан, слева от него два купола Джинджи Хамама, мимо них мы проезжали по дороге сюда, на холм Хыдырлык. За ним - мечеть Кёпрюлю Мехмет паши, построенная этим знаменитым деятелем в 1661 году (он жил в Сафранболу до того, как стал великим визирем). А слева в кадре - мечеть другого великого визиря, уроженца Сафранболу Иззет Мехмет паши, построенная им в 1796 году (реконстроуировалась в 1902-03, 1990 и 2008 гг.).




Глядя на интерьеры мечети Кёпрюлю Мехмет паши, пожалела, что не зашла внутрь:





Вторая мечеть показалась более обычной, но все равно красиво, конечно.



(Интерьеры мечетей отсюда: safranboluturizm.gov.tr/sayfa.asp)

47. А вот вам еще Маленький Хоббит ;)




48. И такой еще разрез.




49.




50. Между тем, "Город-музей" живет своей жизнью: строят (или восстанавливают с нуля?) дом...




51. Малышам найдется где поиграть:




52. Напоследок покажу, чем примечателен холм Хыдырлык помимо смотровой площадки: это религиозный комплекс на месте, где после турецкого завоевания совершался намаз и проводились молитвенные ритуалы: призывание дождя и весенний праздник Хыдреллез. Такая мечеть прямо под открытым небом ;) В кадре справа - возведенный в 1845 году мавзолей (тюрбе) Хасана Паши, каймакама Кёстендиля (на западе Болгарии).




53. Старый источник.




54. Могилы Хызыра Паши (Hızır / Hıdır Paşa) - османского командира эпохи Орхана Гази, и героя эпохи Турецкой Освободительной войны Dr. Ali Yaver Ataman'а (1955).




55. А теперь пора уже спуститься в сам город и прогуляться по его узким мощеным улицам среди тех самых старинных османских домиков, за которые его включили в объекты ЮНЕСКО ;)




Что мы и сделаем в следующей серии!

Продолжение следует!

This entry was originally posted at https://meladan.dreamwidth.org/539342.html. Please comment there using OpenID.

фотки, история с географией, türkiye мое, karadeniz, 2013, февраль, пути и шествия

Previous post Next post
Up