Перед тем, как попытаться выразить свои мысли по теме, вот ссылки на новости, старости и мысли чужие:
Несколько раз в день обновляемая лента новостей от "Голоса России":
rus.ruvr.ru/tag_219604750/Новости из Таксима: полиция разгоняет оставшихся там протестующих.
rus.ruvr.ru/2013_06_11/Tureckaja-policija-shturmuet-ploshhad-Taksim-1109/rus.ruvr.ru/news/2013_06_11/Stambul-Zatishe-ne-predviditsja-1513/Неужели все? или нет? Впрочем, на лагерь в соседнем Гези парке вроде бы
пока не покушаются.Еще в выходные центры "палаточного" протеста выглядели предельно идиллически - фоторепортажи из френдленты: в
Стамбуле, и в
Анкаре, в
Анталии.
Слежу за обзорами от
rychkoff:
rychkoff.livejournal.com/125975.html - подборка фото разных городов, а также интернет-фольклора
rychkoff.livejournal.com/126311.html - еще мысли на тему
Гези парк в репортаже Другого:
drugoi.livejournal.com/3857300.html Еще несколько статей, рисующих картину происходящего:
rus.ruvr.ru/news/2013_06_09/V-Ankare-policija-vnov-primenila-slezotochivij-gaz-i-vodometi-protiv-demonstrantov-2091/rus.ruvr.ru/news/2013_06_10/JErdogan-obratitsja-k-narodu-na-mitingah-v-Ankare-i-Stambule-7508/rus.ruvr.ru/2013_06_08/Lovushka-dlja-tureckih-vlastej-Rossija-v-globalnoj-politike-5035/rus.ruvr.ru/2013_06_08/Itogi-nedeli-Revoljucija-v-Turcii-kemalisti-protiv-islamistov-i-drugie-zainteresovannie-storoni-2455/И о полицейских замолвили слово (и правильно):
russian.rt.com/article/10386 ...а также общую картину внутренней и внешней политики Того-кого-уже-надоело-называть: о его наполеоновских президентских планах, неоосманизме и сирийской авантюре:
rus.ruvr.ru/2013_03_19/Turcija-prezidentstvo-so-mnogimi-neizvestnimi/rus.ruvr.ru/2013_02_17/JErdogan-mozhet-stat-prezidentom/rus.ruvr.ru/2012_11_28/Doktrina-JErdogana-neoosmanizm-i-Patriot/rus.ruvr.ru/2012_11_09/Turcija-reanimiruet-ideju-Osmanskoj-imperii/ О том, что в последние дни вот уже ДВЕ НЕДЕЛИ ровно продолжающегося (кажется, правда, что скоро конец?..) турецкого протестного движения громче всех слышно стало на площадях "маргиналов турецкой политики" - всяческих левых:
putnik1.livejournal.com/2263342.html, что можно оценить как действия на руку власти (коммунистов и социалистов любого толка в Турции привыкли считать чуть ли не вне закона (
см. Назым Хикмет) самые разные общественные и политические силы, так что это путь к дискредитации общенародного и внеидеологичного протестного движения), а можно и так:
"Ни при каких обстоятельствах ранее их сторонники (не слишком многочисленные, но весьма особенные) не вышли бы на улицы вместе с кемалистами. И то, что сегодня, - впервые, - все-таки вышли, не скрываясь в "красных" рядах, но открыто заявляя о себе, а кемалисты, со своей стороны, принимают их поддержку, означает только одно: против "ползучего исламизма", медленно подминавшего Турцию, реально, оставив все счеты на потом, вышла вся Турция, не желающая стать Египтом.
Это важно.
А что касается урока, - ибо уроки следует извлекать решительно из всего, - то, на мой взгляд, в преддверии грядущих бурь сторонникам Левого Фронта стоит учесть: они, да, могут стать авангардом протестов, а там даже, глядишь, и ведущей их силой, но при одном условии: если их лидеры смогут отвечать за свои слова пусть не так же, как Дениз и Махир, - времена нынче веганские, - но хоть сколько-то всерьез." (цитата из поста
putnik1 )
Еще мнение от
duheva: "Если честно я привыкла считать Турцию страной неразреıııимых противоречий, Ислам или Кемализм, дорожание алкоголя и принудительное религиоведение или разруıııение суфийских монастырей и девуıııки, вынуденные носить в ıııколу парики, что бы иметь возможность прикрывать волосы, третьего не дано. Тот факт, что сейчас, помимо очевидной борьбы против попытки тотального контроля со стороны правительства, помимо пытающейся прорваться на передовую оппозиции, народ впервые пытается договориться, для меня настоящее откровение.
Нет, конечно, не все так радужно. Коммунисты и Кемалисты подняли голову еще в первую ночь с пятницы на субботу, повсюду и флаги и баннеры. Неидейные протестующие совсем затерялись в общей толпе - ведь у ни то нет опознавательных символов. В рядах протестующих очень много подростков, готовых ıııвыряться камнями, бить стекла и радостно прогуливать Экзамены в универе. Распространение паники и лжи повсеместно (улицы залиты кровью, десятки убитых, мочи копов, ааа!) ..."
Оконачание тут:
duheva.livejournal.com/39631.html Уфф, кажется, накопившиеся за последние дни ссылки разгребла и выложила. Теперь о моих мыслях и впечатлении после разговоров с мужем, и его разговоров со знакомыми и родственниками, представляющими самые разные взгляды и привязанности.
Родственники у нас все до единого из лагеря АКП, что не мешает многим из них быть хорошими, душевными и добрыми людьми, ежу понятно. Не гопами и баранами едиными...
Так вот. Поговорил муж с одной из бесконечно милых и нежно любящих мужа его тетушек, на руках которых он вырос: закрытая мусульманка, искренне верующая, религиозная (знает на память весь Коран, о как - там специальная техника запоминания есть вроде...), выросшая в семье авторитарного оцта, не получившая, как и все сестры, какого-либо образования после начальной школы, кроме курсов Корана. Не ее вина, но ей с этим жить. А как отметила и
duheva выше, в "светской", "республиканской", "кемалистской" Турции военных переворотов - такая женщина в платочке чувствовала себя человеком второго сорта. Что дал лично ей Эрдоан? ощущение свободы, ценности ее личности, уважения, значимости. Ключевое слово, конечно, "ощущение" - но оно, вероятно, дорогого стоит. Мы все ведемся на эмоции, зацепив за нужный крючок, нами так легко управлять... а необразованному (в широком смысле) человеку и в голову не приходит, что телевизор и газеты могут говорить НЕправду.
В Турции непосредственно до Эрдоана был вовсе не рай на земле, и мой собственный муж с этим согласен: не только барышни в мусульманских платочках, не желающие (по личным убеждениям ли, под давлением ли семьи) открывать свои волосы и шею, но и неформальная молодежь не вписывалась в ту Турцию, и в университеты не впускали ни девушек в платках (вместо этого они надевали парики, чтобы хоть так прикрыться... и смех и грех!), ни парней с бородами и длинными волосами (таким и был мой муж, рок-музыкант, лет дцать назад)
Как хорошо написал об этой ситуации
Лев Вершинин:
"Реджеп-бей сам по себе «турецкая весна», только растянутая во времени и слегка отмакияженная под «европейские ценности». Он - символ и отражение побочных, но очень болезненных итогов запущенного на Востоке кемалистами (насеристами, баасистами, садатистами, а еще ранее шахом) процесса экспресс-втягивания традиционных обществ в «цивилизацию». Община рушится, толпы растерянных людей от земли идут в города за лучшей жизнью, оказываются там лишними, злятся и требуют своего, а их эмоции используют в своих интересах муллы, видящие возможность сохранить влияние только в приходе к рулю.
Именно эту тенденцию, будучи плоть от плоти этой самой массы «лишних людей», выражают гг. Эрдоган, Гюль и тэдэ. Правда, выражают в наиболее умеренном, окультуренном варианте, стремясь впрячь в телегу и коня, и трепетную лань. То есть, выполняя социальный запрос выдвинувшего их сектора, предотвратить уход этого сектора под контроль «диких мулл». Отсюда и доктрина нео-османизма, подразумевающая, что Турция - не «страна турок», а такой себе рrimus inter pares в рамках уммы, то есть, потенциальный политический лидер всех суннитов, вне зависимости от этнической принадлежности. А следовательно, весь негативный потенциал, накопившийся в социуме, следует направлять на достижение этой цели, после чего (во всяком случае, так полагает её автор, профессор Давутоглу) проблемы рассосутся сами собой."
Поговорил муж и с еще одним знакомым, на этот раз из образованных верующих. Очень верующих, и очень образованных :) Этот его друг сказал, что дважды отдавал свой голос Эрдоану, но в последние годы в нем и в партии АКП совершенно разочаровался, и в оценке как политики АКП, так и протестных событий они с моим антирелигиозно настроенным мужем практически сошлись. Подобная позиция была выражена в лозунгах "Религия без АКП". Ибо Маятник качнулся в резко противоположную от идеалов (слишком рано ушедшего) Мустафы Кемаля и его незадачливых (к великому сожелению!) последователей - и вместо золотой середины опять завис - в противоположной крайности.
Поговорил муж и с друзьями-коммунистами (их есть у нас, турецкие коммунисты это вам не наши,
см. Назым Хикмет :) Печально смотрят они на текующие события, без оптимизма, в отличие от многих своих "товарищей"-левых среди участников протестов. И эти наши друзья оказываются вдруг солидарны с образованным верующим другом: движение протеста власти оборачивают себе же на пользу, и если не сам Эрдоан, то партия АКП, за которой стоят серьезные силы (привет,
Фетуллах Гюлен в Америке) выйдет из этой истории сильнее, чем была. Эрдоан же скоро сойдет с политической сцены, вероятно силами своих же партийцев, позволивших ему делать глупости одну за другой - как был подставной фигурой, так и останется, несмотря на свои султанские замашки.
С коммунистами и так все понятно, на чьих чувствах играет АКП тоже. Теперь про республиканцев-кемалистов, партию CHP. Чьи интересы она представляет? Как правило, приверженцы республиканской партии включают в себя потомков старой османской элиты, перекочевавшей в новую республиканскую, и взращенный ататюрком образованный класс врачей, учителей, чиновников - не забитых и забытых "бюджетников", как у нас после развала СССР, а уважаемых, имеющих вес в обществе, хорошооплачиваемых. Здесь особенно силен контраст с оказавшимися несколько "на обочине жизни" после революционных изменений турецкого общества "низов", вынужденных цепляться за традиции и религию.
Именно элитизм, аристократизм и снобизм этой старой-новой элиты (простите за тавтологию) хорошо описан
duheva здесь:
life-in-turkey.livejournal.com/349047.html "Моя викторианская Турция" (вне политического контекста - очень рекоммендую эту статью! и ее
продолжение тоже)
При всей моей (и мужа) любви к турецкой государственности и ее создателю (Ататюрку), мы лично сталкивались с не самыми приятными и совсем не обнадеживающими чертами многих представителей описанного выше типажа. Это и наши соседи по ситэ, и, о ужас, тусовка в парусном клубе Анталии (последние вместо каких бы то ни было действий по популяризации парусного спорта, привлечению людей со стороны, молодежи, бескорыстных акций и т.п. предпочитают тусить в своем узком круге, за стаканчиком ракы жалуясь на всех и вся, интригуя и почесывая ЧСВ).
Снова
отсюда:
"Еще раз: основной конфликт турецкого общества, породивший г-на Эрдогана, заключался в недовольстве «низов» коррупцией и политиканством «прогрессивных» (светских) элит, десятилетиями правивших страной, и в условиях «европейской демократии» выдвиженцы «исламистов» не могли рано или поздно не прийти к власти. Такое, собственно, уже бывало. Но, поскольку такой вариант рано или поздно неизбежно чреват радикализацией и выходом на авансцену «диких мулл», в двух предыдущих случаях кемалисты (в лице армии) реагировали жестко, руководствуясь, как сформулировал в свое время мудрый генерал Мехмет Топчу, «не буквой демократии, но ее духом, суть которого в том, чтобы не позволить стране вернуться в дикость». В итоге «эрдоган № 1», некто Мендерес, был повешен, а «эрдоган № 2», некто Эрбакан, выброшен из политики навсегда. Однако времена изменились, СССР не стало, военные перевороты оказались «категорически недопустимыми», и в результате нео-османисты, уже с третьей попытки, армию согнули и поставили на колени, казалось бы, открыв дорогу в Дивный Новый Мир.
Но.
Как бы ни загнили «сами в себе» традиционные светские элиты, как бы коррумпированы они ни были и как бы ни погрязли в политиканстве, своё дело за многие десятилетия они сделали: в отличие от Ливии, Египта, даже Сирии (об Иране пока умолчу, это серьезная и отдельная тема), в Турции сформировался очень обширный и влиятельный социальный слой, ни с какой стороны не заинтересованный в ре-исламизации социума, а следовательно, и в «нео-османах», которые, помимо всего прочего, еще и стремятся навязывать свои идеи светской Турции, не особо стесняясь в методах. Удельный вес недовольной массы, не желающей следовать ни иранскому, ни египетскому, ни, тем паче, ливийскому или сирийскому примеру, слишком высок, а стоящие за нею силы слишком влиятельны, чтобы возвращение к истокам оказалось легко осуществимым, и сегодня образ Кемаля, - которого «нео-османы», официально превознося, по факту выхолащивают, - стал основой для «национального демократического консенсуса», то есть для объединения сил, казалось бы, к объединению в принципе не способных, от национал-консерваторов до марксистов. В результате чего режиму резко поплохело."
Забыла упомянуть националистов (MHP), но кажется, их идеи уже достаточно наглядно были дискредитированы на протяжении 20 века, чтобы оставить их в прошлом. Если за CHP голосуют около 30%, за MHP не более 10-15%.
Кстати, пресловутые 50% голосовавших за АКП, о которых так кричит г-н Эрдоан: значительная часть населения не поддерживает ни его, ни какую-либо другую партию, и прошлые выборы игнорировала. Именно эти люди оказались на улицах после несправедливого подавления экологического митинга в парке Гези. Аполитичные, не страдающие синдромом активной гражданской позиции люди, и наши друзья, вышедшие в Таксим в Стамбуле в первые дни, и мы сами - такие же. Вот этих людей не представляет ни одна существующая партия и политическая сила. Эрдоану хочется вместо них видеть привычную полудохлую оппозицию CHP, скандальных коммунистов, загадочных террористов-наймитов из-за границы, хулиганов-мародеров - кого угодно. Но значительная часть этих людей его чаяния разочаровывает. Именно это так вдохновляло меня все эти две недели, заставило вдруг следить за новостями и думать думы о политике и судьбах стран и мира. Кольцо Всевластья попало к хоббиту :)
Вопрос стоит за тем, кто попытается завоевать голоса этих людей? существующая ли партия, или новое образование? сможет ли протестное движение стать политической силой? Причем силой, не впалающей в крайности, как ее предшественники - своей собственной однобокостью поддерживающие раскол в обществе.
Чем бы ни закончилась история с протестами, я все-таки думаю, что для тысяч людей они не пройдут бесследно. Если даже во мне пробудилась некая сознательность и осознанность, что говорить о других? А с сознательности и неравнодушия все и начинается. Сегодня объединение "всех хороших против всего плохого", а завтра, может, каждый из его участников сумеет где-то реально изменить мир к лучшему?
ЗЫ Устала, устала, устала от всего этого. Не знаю, буду ли еще писать про это. Не стоит зарекаться :)
А сегдня на прощание - прекрасный текст от Яны Темиз, настоящая литературная магия. Сегодня, внезапно, на злобу дня:
ya-exidna.livejournal.com/397484.html UPD
Вот еще хорошая, годная статья:
lenta.ru/articles/2013/06/10/erdogan/И вот до кучи:
anti-global.ru/analitika/e-ksklyuzivnaya-stat-ya-ot-uchastnika-mitingov-v-turtsii/ This entry was originally posted at
http://meladan.dreamwidth.org/438642.html. Please comment there using OpenID.