Mar 14, 2016 07:14
(черновые тезисы)
ВСТРЕЧА С 8 ДНЕМ
Недавно я удостоился познакомиться с проектом «8 день».
Проект очень интересный и амбициозный.
Но при этом во-многом непривычный.
Чтобы оценить и воспользоваться его достоинствами, полезно пролить свет на особенности и сильные идеи, которые заложены в этом подходе.
=-=-=-=-=
КАНАЛ ПОЛУЧЕНИЯ
Материалы, согласно высказываниям авторов пришли путем активации механизма, который в классическом иудаизме назван пророчество.
Этот факт - может вызвать сопротивление с двух флангов.
Классические евреи могут не согласиться, что такой канал сейчас существует., так как по мнению иудаизма пророчество закончилось примерно в эпоху разрушения Первого Храма.
Атеистическая аудитория может быть не готова к введению такого механизма, так как материалистическое сознание привыкло апеллировать к «автономной» работе разума человека.
=-=-=-=-==
Но на самом деле - такой смелый ход - дает нам огромное количество интересных возможностей, которые мы сейчас вкратце осветим.
=-=-=-=-=-=
Мошиахальнось эпохи.
Есть в иудаизме идея, что в определенную эпоху, связанную с концепцией прихода Мошиаха - пророчество возобновится.
При этом фактор Мошиаха не обязан быть внезапным.
И так как многие классические авторитеты принимают в той или иной степени - то ли близость этой эпохи, то ли ее начало - мы можем сказать, что - апеллирование к механизму пророчества - связано с тем, что мы находимся в связи к этой эпохе.
=-=-=-=-=
=-=-=-=-=
Опасности:
Включение в дискурс этого концепта несет и опасность.
Можно предположить, что появятся разные силы, которые начнут претендовать на то, что и у них тоже открылось пророчество и они могут начать вбрасывать разные идеи, и нет гарантии - что эти идеи будут нести только правильные концепции.
В народе возможно опасение «лжепророчества».
И поэтому те, кто чувствует в себе ответственность за защиту могут захотеть запретить в-целом всю эту тему, чтобы перекрыть канал злоупотреблений.
Каков может быть позитивный путь к этому процессу?
На начальном этапе мы можем соединить механизм пророчества и механизм авторитетного утверждения информации.
=-=-=-=-=
В древности пророк был как бы высшим авторитетом и считалось, что пророчество выше земного интеллекта и таким образом - Б-г как бы имел возможность «навязывать» свою волю, будучи выше человеческого уровня принятия решений.
=-=-=-=-=
Сейчас мы можем перевернуть (по крайней мере на данном этапе) систему иерархии.
Пророчество - это не только способ авторитарного внедрения знания, но еще и механизм появления оригинального знания, которое как бы не могло появиться в «изолированном» сознании мыслителя.
То есть у классического пророчества было как бы два аспекта:
аспект оригинальности (неожиданности)
и аспект авторитарности (Б-г выше человека).
=-=-=-=-=-=
=-=-=-=-=-=
Эти аспекты мы можем на данном этапе разделить.
Нам сейчас (как мне кажется) более важен аспект «оригинальности» чем аспект авторитарности.
=-=-=-=-=-=
Поэтому мы можем принять механизм пророчества - как канал прихода оригинальных идей.
Но оставить канал «земного утверждения».
То есть - чтобы отделить полезные откровения от злоупотреблений - мы можем ввести механизм утверждения - пророчества - земными авторитетами.
Эти авторитеты - должны будут проверять материал по как минимум двум критериям:
(а) безопасность - защита от злоупотреблений - «кошерность»
(б) полезная инновационность.
Можно даже ввести эту систему в схему «искры»-»клипот».
То есть - можно анализировать пророческую информацию по двум критериям:
(а) безопасность - как отсутствие клипот
(б) инновационность - как присутствие искр.
=-=-=-=-=-=
«А судьи кто?»
В этот момент возникает вопрос - кто может стать таким авторитетом - экспертом по оценке «пророчества»?
И здесь полезно работать в двух направлениях
«КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН».
Видимо было бы ценным начать собирать группу людей с «перспективным» мышлением и с глубокими познаниями, которые могли бы начать формировать коллегиальный совет экспертов.
При этом чрезвычайно полезно наличие специализации.
Одна часть экспертов - должна отвечать за «искровый» анализ, выискивая - что полезного несет та информация, которую оценивает совет.
Вторая часть экспертов - должна отвечать за «антиклипотный» анализ, выискивая возможные опасности принесенных знаний.
=-=-=-=-=
АНТИКЛИПОТНОСТЬ КАК КОШЕРНОСТЬ
Термин кошерность - имеет большой смысл применять в более широком смысле - не только к еде, но и к идеям.
Кошерный - может означать - «не зараженный клипот», то есть не опасный.
В пищевой индустрии - человек отвечающий (надзирающий) за кошерность - называется машгиах.
Возможно, что вариацию этого термина - имеет смысл применить и к процессу анализа идей.
=-=-=-=-=
БОЛЕЕ АККУРАТНЫЙ АСПЕКТ - «ГРУППИРОВОЧНОСТЬ».
ИЛИ НОВЫЙ ХАСИДИЗМ ИЛИ «АВТОРСКИЙ» ПОДОХД.
Возможен вариант - когда люди будут делиться на группы.
В одних группах - какой-то набор идей будет считаться важным.
В других группах - этот набор идей будет считаться неважным.
При этом - если «смешать разные группы - сторонники и противники идеи - начнут конфликтовать между собой.
Чтобы уйти от этой проблемы - будет ценным разделять эти группы - на «поклонников» и «непоклонников».
Те - кому предлагаемый подход кажется неуместным (нерелевантным) - могут просто его не принять в свой «арсенал».
Те - кого предлагаемый подход вдохновляет и удовлетворяет - могут объединиться в «группу поддержки» подхода, «выращивая» систему внутри группы.
=-=-=-=-
Историческим аналогом данной ситуации было появление хасидизма - особенно на начальном этапе.
Хасидиский автор-лидер - мог предложить ценную идею, которую принимали сторонники этого автора.
Остальные имели полное право - не «зажечься» этой идеей (тут прекрасно работает метафора искры) и оставить эту идею - вне своего арсенала.
Благодаря наличию множества хасидских авторов - мир получил возможность развивать идеи/искры в рамках тех кругов, которые от этих искр «зажигались».
=-=-=-=-
ДЕМОКРАТИЯ КАК МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ.
По отношению к «искрам» особенно уместным является применение концепции демократии - как права собираться в группу - для поддержки «своих искр» и защита групп - от претензий оппонентов.
=-=-=-==
АСБОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ КОШЕРНОСТЬ
И сейчас мы вводим одну из самых ценных идей в нашу схему.
Концепция защиты от клипот - должна иметь два уровня - возможно их стоит назвать ЖЕСТКИЙ и МЯГКИЙ.
Хотя здесь необходимо подумать еще более аккуратно.
Очень похоже на то, что определенные идеи - для кого-то будут считаться вредными и/или опасными клипот, а для кого-то полезными искрами....
И в этом случае - можно создать раздельные группы.
Одни группы - будут избегать определенного ресурса, считая его как минимум опасным.
(консерваторы).
Другие группы - будут внедрять эти ресурсы, считая их полезными
(новаторы).
=-=-=-=-=-=
И возможно, что первичным критерием возможности такого подхода будет то, что новаторы обязуются не навязывать свои подходы остальным (оставляя в покое консерваторов).
=-=-=-=-=-=
Самое главное - на этом этапе - это организовать продуктивные «ареалы» для распространения определенных идей.
В этих ареалах будут процветать искры.
Эти ареалы будут открытыми для добровольного присоединения заинтересованными.
Эти ареалы не будут навязывать свои подходы другим, но будут готовы поделиться искрами с теми, кто захочет войти в группу поклонников искр.
=-=-=-=-=
На этом мы закончим теоретический подход и предложим несколько важных примеров.
(а) каббала.
Сейчас часть людей увлеклась каббалой, а другая часть - не рвется в эту область.
Те, кто чувствуют ценность для себя этого учения - могут объединиться и создать для себя оптимальный ареал.
(б) идеи проекта «8-й день»
=-=-=-=-=
=-=-=-=-=
КОНЦЕПЦИЯ ВЗРОСЛОСТИ - В АСПЕКТЕ ИДЕЙ ПРОРОЧЕСТВА
Отдавая процесс оценивания идей в руки людей - мы презентуем идею взрослости.
То есть - человечество - должно повзрослеть - до того уровня - чтобы научиться не только порождать идеи - но адекватно их оценивать, выискивая искры и клипот - и организуясь так, чтобы каждая из искр получила максимум простора для развития и чтобы сохранился принцип демократического - мирного сосуществования разных «грядок» с разными искрами.