Кабала о народах мира.

Jun 03, 2009 11:46

Статья в газету "Еврейский Мир"
Тора задает истории главные направления развития. В главах о Праотцах евреи сталкиваются с двумя родственниками - Ишмаэлем и Эйсавом. Качества этих персонажей определили характер двух величайших цивилизиций - европейско-христианской и азиатско-мусульманской.
Именно в среде этих двух групп народов проживали до недавнего времени подавляющее большинство евреев, сформировав ашкеназскую и сефардскую «модели» еврейского бытия.
Эта глобальная история прошла через три ключевых этапа - этап Праотцов, этап формирования монотеистических религий и этап современности.
Проанализируем суть этих этапов с помощью кабалистических идей, взятых из Торы.
Три Праотца - Авраам, Ицхак и Яаков представляют три сфиры - хесед, гвуру и тиферет.
Согласно каббале, Ишмаэль - сын Авраама представляет избыток хеседа, Эйсав - сын Ицхака представляет избыток гвуры.
Начнем с Ишмаэля. Хесед иногда переводится как доброта (loving-kindness), на самом деле хесед - это стремление системы к распространению, безграничность, «педаль газа без педали тормоза». В человеке избыток хеседа приводит к «горячему» темпераменту, свойственному «южному» человеку, склонности к разврату, неумению ограничивать свои страсти.
Перейдем к Эйсаву. Гвура - это строгость дисциплины, «педаль тормоза», умение контролировать себя, возможность развития интеллекта благодаря дисциплине. В человеке избыток гвуры приводит к «холодности» темперамента, свойственного более северным народам, жестокости. При этом Эйсав был умный, он умел «перехитрить» своего отца, его голова похоронена в пещере Махпела вместе с Праотцами.
Наши Праотцы формировались во взаимоотношениях со своими братьями - Ишмаэлем и Эйсавом.
Этим Тора подчеркивает историческую связь евреев с народами Ишмаэля и Эйсава.
Вторым этапом развития этих народов стало появление у них монотеистических религий, пришедших благодаря евреям.
Ешу, будучи евреем создал христианство, вложив важные вещи из иудаизма. Магомет подробно знакомился с иудаизмом для создания мусльманства.
Обе эти религии пришли, чтобы компенсировать чрезмерные отклонения в характере (проблемные зоны) у соответствующих народов.
Мусульманство - жесткая религия гвуры, пришедшая нейтрализовать разгул хеседа у ишмаэльтян. Это позволило мусульманам стать действенной силой в мире.
Христианство - проповедовало любовь. Это «теплая» религия, пришедшая нейтрализовать жестокость и холодность чрезмерной гвуры потомков Эйсава. Этот баланс также позволил христианам завоевать лидирующие позиции в мире.
Итак, религия была «выкроена» под характер «заказчика» и позволила ему «подняться» до мирового влияния. На самом деле именно в этом и состоит роль правильной религии. Вс-вышний хочет, чтобы человек реализовал себя, осознавая также и особенности своего характера.
Третий этап - эпоха модерна, современная история.
Цивилизация постепенно подошла к идее прогресса. На формальном уровне прогресс и религия оказались оппонентами друг друга. Европа, осознав это решила, что «Если религия мешает прогрессу, долой религию». И развитие прогресса сопровождалось стремительной потерей влияния религии на общество.
Мусульманский мир посмотрел на эту же ситуацию с противоположной стороны. «Если прогресс мешает религии, долой прогресс». В результате у мусульман почти отсутствует прогресс, но зато религия имеет сильнейшее влияние.
У этой ситуации, характеризующей сегодняшний мир есть два объяснения.
Во-первых, религии «выкраивались» под характер «заказчика». В результате жесткая религия мусульман победила в своем регионе, мягкая религия христиан проиграла в борьбе за влияние.
Во-вторых, «модель» Эйсава с гвурой - более «продвинутая» в интеллекте, чем модель Ишмаэля. Недаром, голова Эйсава удостоилась покоиться вместе с Праотцами.
С другой стороны, имя Ишмаэль переводится как «И услышал Б-г», следовательно ишмаэльтяне в конце концов более преуспели в «общении» со Вс-вышним.
Так структуры Торы и каббалы помогают нам понять логику развития истории.

Продолжение - о еврейском ответе в виде тиферета - на "перегибы" хеседа и гвуры - здесь

систематизация, кабала, сфирот, комментарии на Тору, отношения с другими народами, статья в газету "Еврейский Мир"

Previous post Next post
Up