Три уровня еврейской миссии.

May 28, 2009 13:36

Человек более развитый, или группа людей должны свою цель в жизни сформулировать в виде миссии (mission statement).
Это поможет ощутить свою значимость и более сознательно относиться к своей жизни.

Еврейский народ тоже имеет свою миссию.

Но у этой миссии есть важные нюансы, которые часто не осознаются, но могут играть важное значение.

В целом, еврейская миссия формулируется как тикун олам - исправление и совершенствование мира.

Однако, если уточнить, что считается миром, то выяснятся интересные особенности.

У «классического» ортодоксального еврейства миром считается само ортодоксальное еврейство.

У нас нет миссионерства, как процесса исправления других народов.

Еврейская духовная жизнь всегда была локализована внутри своей общины.

Чтобы понять смысл такой ситуации, нужно понять, что еврейство формировалось в древности в особых условиях.

Во-первых, очень часто другие народы, жившие вокруг евреев в те далекие времена были «дикие» и одновременно враждебные к евреям.

И поэтому естественно предположить, что евреи не чувствовали особого интереса «связываться» с такими «дикарями». С ними конечно велся бизнес, но на уровне более духовного общения было «табу» - запрет.

При этом сами евреи сохраняли свою религиозную принадлежность и также находились и держались внутри общины.

Поэтому влияние евреев локализовывалось внутри своей системы.

Интересный феномен произошел 2000 лет назад.

В древнем мире появилось довольно много неевреев, которые чувствовали себя неудовлетворенными идолопоклонским мировоззрением и они начинали тянуться к еврейским ценностям. Они не были готовы к серьезному гиюру, но пытались найти какую-то «промежуточную» форму. В частности, про них известно, что они зажигали шаббатние свечи.

История не сохранила серьезных свидетельств, что сами евреи активно занимались поддержкой этой гигантской группы людей (их были сотни тысяч в Римской империи).

Историки утверждают, что когда Ешу создал свою религию, то постепенно эта религия «подобрала» эту группу людей в свои ряды (а Израиль в это время был разрушен Римлянами) и христианство, выйдя из иудаизма смогло дать этим людям духовную поддержку.

Еще раз подчеркнем, самих евреев этот вопрос не волновал, и распространение еврейских идей через христианские каналы происходило без еврейского контроля. В результате само христианство развивалось по своим законам и постепенно выхолостило многие еврейские идеи. Но тем не менее опосредованное влияние иудаизма на народы произошло и постепенно христианство сделало цивилизованным народы Европы.

Тем не менее сами евреи продолжали оставаться фокусированными на самих себя.

Ситуация резко изменилась к началу 19-го века.

Народы Европы постепенно стали более цивилизованными и одновременно (в Западной Европе) менее агрессивными по отношению к евреям.

В том числе в связи с этим началась сильнейшая ассимиляция и значительная часть еврейского населения ушла от еврейской общинной структуры и растворилась среди местного нееврейского населения.

Это было сильным шоком для еврейского ортодоксального мира.
Привыкнув в течение тысячелетий не выходить за рамки своей общины - ортодоксальный мир продолжал ограничиваться в своем влиянии ортодоксальной частью населения, которая резко уменьшилась в количестве.

В результате потерялась связь между еврейским духовным «центром» и разбежавшимися в светский мир евреями.

Итак, если мы посмотрим на влияние еврейства, то окажется, что оно резко сузилось, т.к. в рядах ортодоксального еврейства осталась меньшая часть народа.

В результате мир «разделился» на духовный центр - ортодоксальное еврейство и смешавшееся между собой светское еврейство и остальной мир.

Прошло более ста лет, пока ортодоксальное еврейство не осознало - можно и нужно влиять не только на свой узкий круг, но и на «выпавших» из круга евреев.

На иврите этот процесс называется «кирув» - приближение. Одним из пионеров этого подхода был рав Ноах Вайнберг з”л, основавший организацию «Эш а-Тора».

Этот процесс весьма противоречив и неоднозначен. До сих пор кирувом занимается лишь небольшая часть ортодоксального еврейства, т.к. этот процесс таит в себе много подводных камней.

Более того, многие ортодоксальные круги до сих пор смотрят на кирув негативно, потому что те, кто им занимаются непосредственно сталкиваются с людьми изначально далекими от ценностей Торы, и все это очень непросто и создает немало проблем.

Влияние может идти в обе стороны, особенно если дети кирувных раввинов оказываются среди только начинающих приближение молодых людей, не сковывающих себя рамками традиционных представлений о скромности.

Тем не менее, идея кирува расширила процесс влияния еврейской духовности, позволив еврейскому «духовному центру» расширить свое влияние на мир.

Итак, форма еврейского влияния стала двухступенчатой - внутриортодоксальное плюс вовне-кирувное.

Мы должны учесть, что желание влиять еще не означает, что светские евреи «стройными рядами» спешат «поддаться» этому влиянию.

Пока процесс кирува охватывает очень небольшой процент светского еврейства. Но это только начало, и главное, опыт кирува приходит в процессе развития.

ВЛИЯНИЕ ВОВНЕ.

А что происходит в отношениях с нееврейским миром?

Пока для ортодоксального «духовного центра» эта зона остается в статусе «неприкосновенности».
«Старинные» принципы невмешательства все еще почти непоколебимы.

Но если мы хотим проанализировать ситуацию, нам нужно не только смотреть на мир глазами «одной стороны», но и увидеть разные точки зрения.

Само еврейство, в-целом, никогда не заботилось о том, как оно выглядит в глазах окружающих. Любая уважающая себя страна заботится о своем имидже, о том как ее воспринимают окружающие.

Классическое еврейство пока остается в этом плане «непоколебимым». Нас совершенно не волнует, что о нас думают и как нас видят.

Этот вопрос не столь безобидный. Все холокосты и погромы происходят от того, что антисемиты имеют свое карикатурное представление о евреях. Но это представление - безальтернативно.

Если антисемит тиражирует свои карикатуры или «протоколы сионских мудрецов», то эти материалы оказываются без конкуренции.

Когда обыватель слышит от антисемитов, что евреи плохие, то он никогда не сможет услышать от кого-то другого, что евреи - хорошие.

А мнение, не опровергнутое - остается в подсознании людей. Как говорят психологи, человек запоминает лучше всего последнее сказанное слово. А если оно единственное, то понятно, что общественное нееврейское сознание воспринимает евреев только через призму карикатур.

Далее, в последнее время в мире стало происходить интересное явление.

Из еврейской мудрости вычленилась ее мистическая часть - каббала. По самым разным причинам, включая фактор модности - интерес к каббале стал распространенным фактором среди не только евреев, но и неевреев тоже.

Ситуация - достаточно парадоксальная.
С классической точки зрения - каббалу принято учить после освоения базовых еврейских знаний. И в обычном режиме человек должен был бы сначала изучить основы. Но основы иудаизма изучают только «свои» раввины, и только со «своими» евреями.

Но вступил в дело фактор рыночности. Если есть спрос, то появилось и предложение. Среди «немэйнстримных» (в смысле неортодоксальных) лекторов возник процесс преподавания каббалы всем желающим.

Более того, каббалу стали преподавать в отрыве от еврейских базовых знаний, как отдельную дисциплину.

Даже более того, некоторые особенно ретивые лекторы стали заявлять, что каббала - это вообще нееврейская дисциплина, и даже не религия, а наука и т.д.

Как относиться к этому явлению?

Обычно еврейский «духовный центр» по определению относится враждебно к попыткам окружающего мира заинтересоваться еврейскими ценностями.

И здесь принято все «сваливать» на моду, на рекламу.

Но откровенно говоря, есть «подозрение», что среди многочисленных посетителей каббала-центров есть достаточное количество искренних искателей духовности.

Более того, эти люди (по крайней мере интуитивно) чувствуют духовность, идущую от еврейской мудрости и тянутся к ней.

Как к этому относиться?

Люди умеющие воспринимать события мировой истории как проявления Б-жественной воли считают, что происходит тенденция повышения интереса к еврейству среди народов мира.

Почему же эта идея столь непопулярна среди ортодоксального еврейства?

Одна из причин - множество основных книг, включая Талмуд, писались во времена, когда неевреи в большинстве своем были «дикарями». И этот подход часто автоматически переносится на другие времена.

Интересно, что вторая глава талмудического трактата «Авода Зара» предписывает еврею не ходить по пустынным местам с неевреями, потому что нееврей захочет зарезать еврея. И Талмуд предписывает не оставлять еврею свою лошадь на постоялом дворе нееврея, потому что нееврей захочет заняться с лошадью содомией.

Комментатор Меири - обсуждает это место в Талмуде. Он пишет, что более современному читателю надо учесть, что это писалось в те далекие времена, когда такие нравы были распространенными. Но что современный читатель должен учесть, что народы мира прошли большой процесс развития цивилизации и не нужно эти строки Талмуда воспринимать как руководство к действию. Люди стали другими.

Это не значит, что мы должны всем желающим неевреям предлагать наши знания как это делают христианские миссионеры.

Но какой-то процесс должен происходить.

Процесс осмысления кирува уже занял 20-30 лет и мы находимся только в самом начале освоения этого «проекта».

Постепенно мы должны начать думать об адекватном месте наших отношений с другими народами, чтобы занимать в этом вопросе более осмысленную позицию.

Интересно, что евреи могут научить неевреев многим важным вещам.

В Израиле живет очень талантливый мыслитель, Лиора Зив-Ами. Она сформировалась в Советском Союзе, уже более 20 лет находится в Израиле. Она автор книги и многочисленных статей. Ее подход к роли Израиля в мире очень интересен и содержателен.

Из того, что она пишет, можно увидеть очень много глубоких и важных идей в области нашего вклада в общемировые процессы.

Приведу два примера ее идей по поводу места и роли Израиля.

ЕВРЕИ ИЗРАИЛЯ КАК ЛАБОРАТОРИЯ ЗАПАД-ВОСТОК.
За последние несколько десятилетий произошли два параллельных важных процесса.
С одной стороны, мир пытается двигаться к глобализации, ища способ объединить воедино разные мировоззрения. Самым драматическим является попытка сближения Западно-христианской и Восточно-мусульманской цивилизаций. Из-за внутренних разногласий вместо сближения происходит рост напряжения, выливающийся в конфликты. Человечество пытается найти ответ, как организовать конструктивное сосуществование этих двух систем.
Одновременно с этим в Израиль стекаются евреи из разных стран мира. При этом евреи делятся на ашкеназских и сефардских. Первые приехали из Европы, вторые - из Азии.
Ашкеназы впитали в себя многие ценности европейской цивилизации, сефарды - впитали Восточные ценности. В результате этого в Израиле в локальном масштабе происходит соединение двух систем, которые по ментальности напоминает глобальную «сходку» Запада и Востока.
Мы можем сказать, что Вс-вышний создал в Израиле «лабораторию» по поиску решений глобального противостояния. Если евреи найдут способ гармоничного взаимодействия двух общин, то этим Израиль даст миру важнейший опыт по преодолению глобального кризиса.
Интуитивно мир смотрит на Израиль как на источник возможного ответа.
Но сам Израиль пока не осознал этой своей роли. И чем меньше Израиль работает в роли «лаборатории», тем больше разочарования у окружающих народов, которые не видят от Израиля ответов на один из ключевых вопросов современности.

МОДЕЛЬ МЕТРОПОЛИЯ-ДИАСПОРА.
После создания Израиля в еврейском народе создалась ситуация «один народ-две системы». Евреи получили свою страну и одновременно имеют мощную диаспору.
Но еще более интересно заметить, что большинство стран мира (и в том числе страны бывшего Союза, гиганты - Индия, Китай и др.) стали строиться по этой же схеме. Но «в обратную сторону». В добавление к метрополии у них появились свои диаспоры. И все эти страны ищут ответа - как создать систему, конструктивно объединяющую метрополию и диаспору.
И здесь мир ждет от евреев наработок и опыта. Если мы сможем найти систему гармоничного взаимодействия этих двух частей, то мы дадим миру бесценный опыт.

Продолжение следует.
Previous post Next post
Up