Слегка закопался в историю семьи. Мамин отец родился в 1899 в местечке Краснополье, Могилевской губернии.
Ничего про его семью я пока не накопал, но нашел интереснейшую книгу издания 1908 года
"Местечко Краснополье Могилевской губ. Опыт статистическо-экономического описания типичного местечка черты еврейской оседлости", описывающую период 1898-1901, когда автор, доктор Рохлин, там как раз и работал.
Под катом - очень зацепивший меня эпизод из этой брюшюры.
Все что я у узнал о деде - это то, что он входил во время переписи в число 162 детей "мужеска пола" в возрасте 1-5 лет :)
Книга действительно содержит огромное количество социологического, экономического и прочего статистического материала и написана, вопреки ожиданиям, очень живо.
Меня особенно заинтересовал раздел, посвященный еврейской благотворительности и взаимопомощи.
Примечание: перепечатываю фрагмент текста в (почти) современной орфографии.
"Переходим к характеристике отдельных обществ и учреждений.
1. "Моойс-Хитим". Раз в году , в течение целой недели, Краснопольцы, как и все евреи, должны питаться особого рода пищей - опресноками и вести праздный образ жизни. Это время еврейской Пасхи. Этот праздник требует больших материальный затрат со стороны населения. Значительный процент Краснопольского населения, конечно, не может справиться, съ такой задачей. В виду этого предпасхальное время является временем наиболее интенсивной деятельности всех действующих в м-ке благотворительных учреждений. В это время возрождается к жизни "Комитет по раздаче подаяний беднякам на мацу (опресноки)". Наиболее почтенные жители местечка, чаще всего с духовным раввином во главе, идут по домам за сбором пожертвований деньгами и натурой и собранное разделяют между теми семьями, которые без посторонней помощи не могут себе справить праздника своими средствами."
Задумался на мгновение о парадоксе брадобрея, но ... читаем дальше:
"Только горькая беднота пользуется этими пособиями, да несколько семейств так назыв. gefallene balebatim (разорившиеся хозяева)., к которым тайком приносится благотворительная лепта в дом и вручается, незаметным образом с соблюдением тайны в среде самой семьи, одному из ее членов. Во время сборов все население местечка напрягает все усилия, чтобы дать пожертвование на "моойс хитим". Каждый считает это священной религиозной обязанностью. Приходится наблюдать такого рода случаи, что глава семьи, разорившийся вконец, приносит в Комитет свою лепту в то время, когда украдкой от него, чтобы пощадить его самолюбие, пособие от имени Комитета вручается кому-либо из членов его бедствующей семьи".
Примечание: "Моойс хитим" ("деньги на пшеницу") - так называется материальная помощь‚ которую по традиции оказывает каждая еврейская община своим беднякам перед Песахом.