Если видишь в Барселоне Евгения Плющенко, амплитудно двигающего золотыми бедрами (на катке как-то раз, к слову, играла Hips don't lie, хм), значит, скоро что-то будет. В последний раз, увы, этим чем-то были прокаты произвольных программ юниоров, полные боли, страданий и бабочек. В большую стойкость мальчиков постарше хотелось робко верить, а они взяли и выдали турнир, вспоминая который, остается только глупо улыбаться и пытаться свыкнуться с мыслью, что я это видела живьем, своими глазами, дышала с этими потрясающими парнями одним воздухом.
Пока я пыхтела, ломала пальцы и боролась с желанием сбежать с трибуны, фигуристы показались в проходе (зал к тому времени был битком, возбужденный гул уже не затихал) и занялись обычным делом в преддверии выхода на лед: стали переминаться с ноги на ногу. Отыскала каменную физиономию Юзу - испугалась еще больше. А уж когда он на разминке снова пошел на четверной тулуп и опять вышел лишь двойной... Паника-паника-паника!
Модный Патрикей запутал меня своими кофточками в стиле casual. Когда смотрела тренировку, была уверена, что это, собственно, его тренировочный костюм и есть: невзрачный, немаркий да по фигуре. Хотя могла бы вспомнить, что тренировку в день КП Патрик проводил уже в костюме, и сделать выводы. В общем, когда увидела, что на разминку божественный канадский скользун вышел в неброском меланже с тренировки, то начала сомневаться в своей памяти. Как я могла не признать свитерок, который видела по телевизору? Но там он был вроде с люрексом, более нарядный... Позже выяснила, что это просто Патрикей свитерок сменил. Вроде бы.
Катался Патрик в тот вечер шикарно: широко, стремительно. Впечатление - будто на поток ключевой воды глядишь. И я даже поняла, почему некоторые поклонники говорят, что не смотрят у Патрика на прыжки. Когда он катается так чисто, на них действительно не обращаешь внимания, потому что они просто его, внимания, и не привлекают, и не стоят. Впечатлил разве что каскад 4-3 - от души так сиганул (на тренировках, кстати, Патрик частенько троил квад), а остальные есть и ладно. Но почему-то даже такой блистательный прокат не вызвал у меня желания аплодировать стоя (это мои проблемы, конечно, вообще зрители-то охотно поднимались с мест), и через пару минут я уже не могла вспомнить ни одного фрагмента из ПП Патрика, только музыку. Действительно, как чистая вода.
Дайс... бедный Дайс. Впрочем, он же загадывал попасть в финал, так что, наверное, не такой уж и бедный. Но когда Патрик расписывал лед своими дивными дугами, Сёма и Хави жгли на все деньги, Боян сигал четыре квада в одной программе, а Юзу в режиме бога бодро рапортовал из своего космоса: «Полет нормальный», - Дайсу объективно нечем было крыть. И после КП он, видимо, сам это понял и катался обреченно. Самым ярким моим впечатлением от Дайске Мураками в Барселоне так и осталась случайная встреча в парке Гюэль.
В ком точно не было ни капли обреченности, так это в зеленой жопе Сёмочке. Что меня особенно восхитило в нем и еще в Бояне: мальчишки в первый же взрослый сезон (буду все же считать именно сезон 15/16 для Сёмы дебютным) вышли в финал серии, но при этом ничуточки не робели, катались без страха. Причем у Сёмы ведь не все получалось на тренировках: он падал, смешно задирая ноги, порой еще валялся на льду, не торопясь вставать, а поднимался потом с улыбкой. И выдал такой бодрящий прокат произвольной, что я даже только через раз мысленно дергала его за ногу на выездах.
Хочется похвалить его тренера, Nessun Dorma - очень грамотная программа для старта по взрослым. Известная, но все же не настолько заезжанная, как какая-нибудь «Кармен», музыка, которая воодушевляет как спортсмена, так и зрителей (в самом начале скрипки неприятно скребут по ушам, но каков финал, аж самой петь охота). К тому же эта музыка - ну и Сёмочкины раскат да харизма, чего уж там, - удачно отвлекает внимание от некоторой пустоватости постановки: несколько раз бросалось в глаза, что весь такой вдохновенный Сёма просто вихрем носится по льду без всяких изысков, а эмоции так и прут. Очень удачно вставлен фирменный кантилевер прямо на кульминацию: лаконично катит Сёмочка через полкатка, а прям визжать от восторга охота, настолько дух захватывает. В общем, при активной помощи Пуччини «малышатина» меня в спинку сиденья-то вжал.
Когда я узнала, что Боян катается под музыку из «Как приручить дракона», первой шальной мыслью было: «Почему не взял Forbidden Friendship, негодяй?!», - но это было, конечно, затмение, такая мелодия не для Бояна (хотя я все еще мечтаю, что кто-нибудь возьмет эту музыку). Пока его катание на таком уровне, что в произвольной вообще можно любую музыку ставить, все одно. Прыгнул Боян свои четыре квада на программу, но практически все прыжки с плохими выездами, а что между прыжками - обнять и плакать. В КП мальчик еще вытягивает что-то кроме прыжков, а в ПП сил уже не хватает. И длится она о-о-очень долго. Так что можно понять Сёму, который чуть не уснул, сидючи на лидерском диванчике. «Каваиииии!» - дружно выдохнули японки, когда увидели, как Сёмочка непосредственно и совершенно по-детски трет кулачками глаза, мимими.
Как я уже говорила, таланты фигуриста Фернандеса меня не очень привлекают, но как человека я Хави после финала зауважала еще больше.
Увидев своего любимца на льду, испанцы просто взбесились. Все четыре дня я скептически смотрела на конструкцию трибун, а тут народ еще и начал топать! Что за издевательство над моими расшатанными нервами! Юзу на разминке квад двоит, испанцы топают, трибуны трясутся - мы все умрем, а-а-а. И когда Хави ошибся на выезде с первого четверного, я, каюсь, подумала, что опять он не выдержал народной любви, сейчас наваляет… А Хави не навалял. Наоборот, он выжал из этой программы максимум, отыгрывал каждый акцент, каждую ужимку, заставив публику бесноваться еще сильнее, хотя, казалось, куда еще. Не Удача была подружкой Хави в тот вечер, я бы сказала, с ним был добрый товарищ Тяжелый Труд. (Многочисленные остановки-растанцовки никак не могли придать прокату легкости. Понимаю, они задуманы для того, чтобы оттенить не самое выдающееся скольжение Хави, но в этот раз, по-моему, перестарались.)
В общем, Хави выстоял, трибуны выстояли, публика выстояла постояла, судьи… наставили - прямо-таки счастливый конец. Зрители вовсю заходились от восторга, а я, машинально продолжая хлопать, отыскала глазами Юзу, который был похож на изваяние со взглядом убийцы. Когда у него не получился выезд с разминочного ритта, я не выдержала и решила для разнообразия посмотреть на Хави, ожидающего оценок. (К тому времени была настолько плоха, что не сразу сообразила, почему он сидит на диванчике вместе с какой-то теткой, а не с Брайаном.:) Посмотрела - и поразилась. Может, конечно, мне и показалось (говорю же, плоха была), но после интервью Хави, где он признавал, как трудно будет бороться за первое место, но он попробует, интервью, звучавшего, с одной стороны, как признание поражения, а с другой, как неуместная бравада, - после таких слов я не ожидала увидеть в лице Хави надежду. Он ведь, оказывается, просто сказал правду тогда. Первое место действительно недосягаемо, но он боролся, сделал все, что было в его силах, и какое-то время надеялся, что, может… Слишком уж я привыкла к образу доброго и ленивого пофигиста Хави, а ведь там недюжинный характер имеется. Когда объявили выход Юзу, Хави похлопал ему - ох, какой в тех аплодисментах был нерв! Напряженное ожидание, спокойное пожелание удачи, уважение - но не страх.
И после этого я ничуть не удивилась, когда узнала, что Хави добавил в КП второй квад. И зауважала его еще больше. Но остановок слишком много, Хави!!111!!
Через секунду мне было совершенно пофиг на боевой настрой Хави, потому что на льду суровый Юзу в сверкающем каригину опять мучительно долго настраивался на прокат. Двадцать девять секунд, затем три вдоха: Юзу в записи музыкальной дорожки, Юзу на льду, ну и я втянула воздух вместе с ними, зная, что дальше дышать буду с перебоями.
Летом я полушутя предлагала, чтобы Юзу выбрал для ПП какую-нибудь японскую «клюкву». Ох, что со мной было, когда узнала, что будет он у нас в этом сезоне Сэймэем. Шоу-вариант программы мне нравился, но все-таки в том виде было еще непонятно, что же из себя представляет постановка, и сейчас мне даже сложно представить, что сначала Юзу представлял зрителям «Сэймэя» без той самой дорожки, потому что стоило увидеть прокат ПП целиком на тренировке в Канаде, и я влюбилась в эту программу окончательно и бесповоротно, и поездка в Барселону на финал была спаяна теперь с будоражащей мыслью: «Я увижу Сэймэя живьем».
И вот - вижу. История с «Шопеном» повторяется: знаю программу наизусть, а все равно в восторге от того, что все движения точно в музыку. Этот убийственный не-хлопок ладонью о ладонь, потому что между ними сгусток энергии, при заходе на первый квад - жаль, что видела я его скорее со спины, очередной прекрасный сальхов, и вот оно - в который раз за сегодняшний день я вижу этот заход на вдруг ставший строптивым четверной тулуп... и через секунду уже ничего не боюсь, потому что в нужный момент там не два оборота, а в два раза больше, идеальный прыжок. Легчайший флип, вращение, и вот теперь Юзу начинает ворожить на всю катушку. Зачарованная публика хлопает в такт, заглушая звук барабанов, остается слышим только низкий гул, мерный рокот, погружающий зал в транс еще глубже. Юзу делает успокаивающий пас руками, и я перестаю волноваться - все будет хорошо. Эта дорожка под барабаны - танец в танце, бедные судьи, я-то видела кросс-роллы сверху, а они - во всей красе плюс пламенный взгляд.
Барабаны стихают, наступает медленная часть - самое время отдохнуть, прыгнув парочку каскадов, один, например, с четверным. Пролетела эта часть программы мгновенно, и вот снова барабаны, музыка становится быстрее - и Юзу летит вместе с ней. Не припомню, чтобы запись раньше передавала это ощущение, но во второй половине программы, после каскада 3-2, Юзу ускоряется от элемента к элементу. От этого стремительного движения внутри начинает закипать эйфория, а колдун уже покончил с ойлерным каскадом, мгновенный риттбергер, на лутц несется вихрем! Прыгает он его аккурат перед бортиком, где стоит Брайан, который прекрасно чувствует эту скорость, и уже успокаивающе машет рукой: «Спокойно, спокойно». Не знаю, успел ли Юзу его увидеть, но лутц приземлен.
Дальше у меня начинаются провалы в памяти. Следующего за лутцем вращения не помню вообще, видимо, так велик был восторг, вижу сразу, как Юзу раскидывает руки и бросается в дорожку (трибуны ОРУТ). Жест в конце гидроблейдинга - это бедные судьи-2, хотя мне показалось, что он руками всю нашу трибуну забрал, а пронзительный взгляд было видно и с последнего ряда. Бауэр в роли контрольного выстрела, финальное вращение помню очень смутно, музыку снова заглушают аплодисменты, но финальный "топ" ногой слышен очень четко. Все, заклятие снято, зрители могут вставать, орать, отбивать ладони и сходить с ума, как душеньке угодно. Я наконец-то отрываю взгляд от Юзу, смотрю на экран (и пропускаю момент складывания печатей, черт) и вижу крупным планом этот взгляд, полный спокойной уверенности в собственном превосходстве. Как бы блестяще ни катались перед ним - он сильнее, он снова первый. Как же отличался этот взгляд от оскала безумной радости преодоления на том же катке год назад, не похож был и на хлещущее через край счастье победы над всеми демонами на NHK. Зрители вышли из транса, но сам «шаман» (с) еще в образе. Сдержанные поклоны, выражение лица, когда он поднял вверх палец, - это все еще Сэймэй. Но обнять тренера к бортику подъехал уже точно не могущественный чародей.
Не помню, когда я наконец закончила аплодировать и села на место, но на объявлении оценок снова подскочила, как ужаленная (милый дяденька-сосед опять сказал: «Воу»). Я, значит, вскочила, а Юзу, который до того без устали посылал зрителям лучи любви и благодарности, обессилено уткнулся лицом в ладони (а затем и в Пуха) и заплакал. Брайан трогательно погладил подопечного по плечу, по коленке; на слезы чемпион всего на свете отвел себе немного времени, но успокоиться до интервью, конечно, не успел. Тем больше гордости я испытала за его английский, с прошлым годом не сравнить. Очень душевная и сумбурная вышла беседа с Сарой, где Юзу рассказывал, как он на самом деле нервничал и боялся, несмотря на уверенный вид (хотя скорее остальных пугал своей каменной физиономией, бгг, особенно некоторых), и ходил по краю, почему-то предлагая фанатам написать ему о секрете его же внешнего спокойствия (дай только адрес, котик). В общем, когда я думала, что милее трущего глаза Сёмочки в тот вечер быть никого не может, я жестоко ошибалась. Мокрый от пота и слез Юзу, излагающий по-английски такие истины как score is score, сдабривая речь очаровательно чудовищным «лиарли», - это одиннадцать котиков из десяти. После интервью прокричал обязательное «спасибо» (в очередной раз восхищусь, как же искренне он умеет благодарить) и пошел обнимать друзей-медалистов.
С порядком церемоний награждения организаторы, конечно, сплоховали, публика мальчиков отпускать очень не хотела. Я вот тоже не насмотрелась еще на счастливую истерику Юзу, а призерам уже пора уступать лед девушкам. От Сёмs на награждении была просто в шоке, он будто забыл, как в прошлом году его тут уже омедаливали, все делал невпопад, заставляя семпая помирать со смеху. Апофеозом стала попытка побега с фотосессии, когда обратно Сёмочку дружно призывали трибуны (Юзу от смеха, кажется, уже не мог говорить). Ну и как чемпион рулил действом - ему доплачивать должны. Но все-таки самое сильное впечатление от церемонии - это японский гимн. Как Юзу его пел - аж сердце щемило. Куда делся тот юноша с неукротимым огнем во взгляде?.. Многоликий, золотой ты наш человек.