Устричный узел

Mar 20, 2011 12:25

Мы завершаем революционный раунд рубрики 10 наивных вопросов с публицистом Александром amoro1959 Морозовым. На этот раз обходимся без секса, оргазма, бабушек и тел. Зато узнаем, что мегаполис подобен скользкой устрице, которую авторитарий не может долго удерживать своими жирными пальчиками. Но и в этом есть секс, правда? Так что Viva La Revolucion!



Палец Морозова | Фото: Александр Макаров
АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ | Публицист

1. Существует ли мода на революцию среди российской молодежи? Если существует, то почему?

Есть. Но очень маленькая. Вот во времена мой молодости фильмы про революцию показывали каждый день - она была модной. Она была хорошо брендизована. А теперь она популярна в каких-то тусовках. Но как винтаж. Если зайти в субботу в какой-нибудь мегамолл - там много молодежи. В моде испанские ботинки, букридеры.

2. Что общего между всеми мирными революциями последнего времени?

Строго говоря, это не революции. Это «городские социальные движения», которые в некоторых случаях приводят к падению правительства и досрочным выборам в тот же самый парламент с сохранением той же самой структуры общества и даже тех же самых руководящих групп - просто это другая часть той же самой элиты. Бывает так, что одна часть слишком уж засидится, хотя ей и пора давно уступать место другой части.



3. Являются ли массовые уличные выступления следующей политической эпохой после диктатуры и демократии? Или такие выводы делать еще рано?

Городские протестные массовые акции сотрясают и диктатуры, и демократии. Наверное, это что-то вроде коррекции политического рынка. Резкое обнуление цены «акций» одной из элитных групп.

4. Огромные уличные столкновения, акции протеста и демонстрации происходят и в европейских странах: Италии, Франции, Греции и др. Однако они не приводят к смене политического строя. Почему?

Строй неплохой.

5. Не приведет ли волна «народных» (или псевдонародных) революций, прокатившихся по странам СНГ и Северной Африки, к новому закручиванию гаек: повсеместному ограничению интернета, более жесткому режиму безопасности, превентивным репрессиям среди интеллигенции?

Закручивание обычно происходит тихо, медленно и в силу этого почти незаметно для публики. Утрата свобод, вымывание ценностей из социальной почвы идет обычно через несколько этапов, на каждом из которых белое сначала становится слегка грязноватым, затем серым, а потом темно-серым... Как правило, значительные слои населения даже не понимают, что общественный климат изменился, а гайки уже закручены. Городские восстания как раз, наоборот, вбрасывают в атмосферу немного озона, напоминают о свободах и общественных ценностях.

6. Вообще ненасильственные революции - это скорее хорошо или скорее плохо?

Это просто говорит о дисфункции в политической системе. Желательно, чтобы смена правительства проходила в результате парламентских выборов.

7. Есть ли что-то общее между 1989-1990 годами (события в Ферганской долине, Баку, Прибалтике, в целом в СССР) и 2011-м?

Современные большие города - урбанистические монстры. В них накапливается большой потенциал культурного и политического разнообразия. Авторитарные режимы не могут долгое время удерживать мегаполисы в подчинении. Сам современный урбанизм создает стиль, который затягивает горожан во всемирный глобальный контекст. Изоляционизм и «самобытничество» могут какое-то время - одно-два поколения - удерживать в подчинении какой-либо идеологии. Но третье удержать уже не могут. Если что-то общее и есть между крушением СССР и нынешними событиями в Тунисе и Египте, то оно, вероятно, проходит по разделу «современные мегаполисы невозможно слишком долго удерживать в режиме высокой централизации власти».

8. В каком случае вы бы сами присоединились к «несогласным» и демонстрантам и где вам для этого надо было бы жить: в Египте, Белоруссии, Грузии, Италии или Франции?

В случае применения властями саперных лопаток против митингующих.

9. Какие люди являются предтечами и духовными вождями нынешнего «восстания масс»: Гарибальди, Ленин, Троцкий, Сталин, Че Гевара, Ганди или кто-то другой?

Никто из перечисленных. Поскольку это не «революционные», а «реформистские» восстания, причем в направлении ценностей еврокультуры, то их духовными вождями являются Джон Локк и Иммануил Кант.

10. Если бы вы были президентом страны, в которой начинается революция, что бы вы сделали?

Если бы я был президентом-авторитарием? Который всех уже достал? Скорее всего, я бы просто верил, что меня все по-прежнему любят. Я бы считал, что мои генералы контролируют армию, народ мне благодарен и никто лучше меня не понимает, как править этой страной, а если я уйду, то будет катастрофа и мои центурионы мгновенно перегрызутся, поубивают друга друга и в стране не будет «мира и стабильности». Так бы я думал до самой последней минуты.

свежее мясо, наив

Previous post Next post
Up