Когда умирает известный человек, в некрологах пишут о его величии. Как правило это просто дань уважения или ослепление размахом личности. Затем время расставляет свои акценты и отойдя на некоторую дистанцию мы наконец можем оценить масштаб более трезво. Петр Фоменко, ушедший вчера на 81 году жизни - одно из немногих исключений. То что он великий русский театральный режиссер было понятно еще при его жизни.
Когда мы говорим - время все расставит по своим местам - в этом есть некоторое лукавство. Мы просто не хотим брать на себя ответственность. За собственное мнение, высказывание, суждение. Однако существуют четкие критерии оценки. Фоменко создал театр, воспитал множество удивительных, талантливых актеров (среди которых прекрасная Полина Агуреева, интервью с которой мы печатаем). Его театральный стиль неповторим. Тонкая метафора, постановка на смысловых оттенках и ньюансах актерского матерства. Вторые, третьи, четвертые смыслы, которые он вытаскивал из пьес классиков и являл в своих спектаклях, позволяют уверенно сказать прямо сейчас - Петр Наумович Фоменко был и остается великим русским режиссером.
Я не буду перечислять его заслуги, вехи биографии, удачные постановки. Об этом много написано уже и будет много писаться впреть. Сейчас просто хочется пожалеть... нет, не его, он уже далеко от нас, а пожалеть нас, любителей русского театра, русской культуры. Ведь это мы остались без него. И обречены смотреть на образовавшуюся пустоту, где еще недавно был он.
Дмитрий Ромендик
Читайте интервью С. Ивановой с Полиной Агуреевой на
сайте журнала "Медведь"