Меньшикова башня и храм Введения в Барашах

Oct 22, 2017 17:16

Наконец получилось выбраться на прогулку и хочется рассказать, по её результатам, о двух храмах, о которых рассказать хотел очень давно. Не сомневаюсь, что интернет полон всяческих красочных описаний, но думается, ещё одно только добавит этим местам популярности и бросит очередную песчинку на нужную чашу весов.
План прогулки был таков - сперва посетить Меньшикову башню, постоять на месте Успенского храма на Пречистенке (величайшего образца нарышкинского барокко), затем, пройдя мимо «Дома-Камода», вернуться за Чистопрудный бульвар и мимо храма Троицы в хохлах дойти до Китай-города. Но жизнь внесла свои коррективы, однако об этом чуть позже.
Итак - Меньшикова башня, или Храм Архангела Гавриила на Чистых прудах. Высоченный храм, мало откуда видный, и бывший на момент строительства почти в два раза выше. Редкий в Москве образец петровского барокко.


Но воздействие московского и питерского духа тут взаимны: московские восьмерики на четвериках - характернейшая черта нарышкинского барокко;



Всё это признаки времени - когда столица переезжала на север: храм построен в 1707 году. Собственно одним из сподвижников «переезда» - Меньшиковым.


волюты петровского барокко, которые становятся даже контрфорсами.


Обилие декора (как в узорочье и нарышкинском барокко), но сам декор слишком пышный и западный.
Говорят, что проект этого храма был выполнен Иваном Зарудным совместно с Доменико Трезини. Похоже именно это мы и видим в результате - слияние двух ветвей одного стиля. Вот как он выглядел в начале


А справа - то, что сделал Трезини потом, уже без участия русского коллеги (заметьте - контрофорсов больше, восьмериков нет, буйство декора поутихло).

Правда, за такое гордое действо, как создание в Москве храма, который выше колокольни Ивана Великого, не позднее чем через 20 лет молния сожгла шпиль (а с ним и колокола обрушила пожаром) и изменила облик храма.
Вообще о храме можно говорить ещё очень долго, но мне было важно просто рассказать, что он есть тем, кто про него никогда не слышал. А если кому-то хочется подробнее - рекомендую сперва ознакомится с передачей Рустама Рахматуллина: https://www.youtube.com/watch?v=5vdNPMRk3kk&list=PLnrp2vUvoutU5pW0M7VgJOJiTvOtLNHrn&index=50 .
Ну а мы идём дальше. По Потаповскому переулку попадаем на Покровку и при выходе на неё, справа, - микро-сквер как раз в том месте, где когда-то стоял величайший храм в стиле нарышкинского барокко - храм Успения Богородицы на Покровке. Тот самый, который стал образцом для многих храмов России в 18-19 веках, который являлся краеугольным камнем барокко Сибирского (https://medved-kuznets.livejournal.com/4757.html).
Свернув на Покровке налево, по пути к «Дому-Комоду» мы увидели купола храма, по виду также относящегося к концу 17 века и решили непременно к нему подойти. Но сперва всё-таки остановимся у этого, неожиданного для Москвы образца елизаветинского барокко.


Дворец - Апраксина (Трубецких): Апраксин владел им в начале, Трубецкие позже. Очень растреллиевский домик, кто тоскует по Питеру - прошу сюда, на Покровские ворота. Но нас сегодня интересовала Москва.
Итак, повернув направо, за «Домом-Комодом» видим церковь Введения Богородицы во Храм в Барашах.


Не знаю, любите ли вы нарышкинское барокко так, как люблю его я, но если вы хотите понять меня - я покажу, как я смотрел на этот храм и как пытался понять даты его постройки.


Закомары, характерные для русской храмовой архитектуры вообще, но выполненные в один ряд на храмах 17-го века говорят скорее о самом конце узорочья (80-е годы 17 века, сравните с Собором Боголюбской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском монастыре), когда уже нет многоуровневых кокошников годуновского стиля.


Наконец-то разорванный фронтон над окнами - верный признак самого начала нарышкинского барокко, начало 90-х 17 века, когда каменные волны только-только подкинули замковый камень вверх.


А вот разрыв фронтона уже на пять частей и распадение волны говорят уже о зрелом нарышкинском стиле, о конце 90-х.


Колонны с почти коринфским ордером, раскреповки даже на барабане - это скорее уже самое начало 18-го века.
Наконец читаем в интернете - время строительства храма: 1688-1701. Храм начали строить ещё во времена, когда узорочье имело полные права, во всяком случае - основные формы храма - четверик - оттуда, но длительное строительство привело к усилению влияния нового стиля, в первую очередь на то, что легко изменить - на декор. Получился растянутый во времени, запечатленный в камне плавный переход, аналогичный тому, который можно также проследить по камням храма Воскресения в Кадашах. Переход одного стиля в другой - самое интересное в архитектуре, да и в любом другом искусстве. В результате видим шедевр.




Овальное окно кажется прорублено в елизаветинские времена, а может быть даже в советские, крыльцо отсутствует и подлежит реставрации, но каменные волны продолжают катиться сквозь века.

нарышкинское барокко, прогулки по Москве, барокко, архитектура

Previous post Next post
Up