Храм Покрова Богородицы в Филях. Ангелы и люди

Sep 16, 2018 20:53

Я долго не решался написать этот пост, поскольку не был уверен не только в правоте, но даже в логичности своих догадок. Однако, выждав пару недель я понял, что другого ничего не придумаю, новых фактов не найду и, в конце концов, «поэт должен творить мифы, а не рассуждения», как сказал Платон устами Сократа. Поэтому - вот моя версия ответа на тот вопрос, о котором я говорил раньше https://medved-kuznets.livejournal.com/9089.html. Итак - кто же изображен прямо над западным входом верхнего (зимнего) храма в Филях, посвященного Нерукотворному Образу Спаса (тогда как сам храм - посвящен  Покрову Богородицы).Вот это изображение:



Так оно выглядит при взгляде чуть дальше метра от него:


А так при взгляде из центральной части храма в западный притвор (трапезную):


Первое, что приходит в голову - это просто ангелы. Но, если рассмотреть аналогичные изображения в других храмах - такое предположение отпадает. Вот смотрите: Ангелы Мартина Исповедника:


Вот они издалека:


Вот тот же Мартин Исповедник - другие ангелы:




При некоей схожести в стилях изображения (Мартин Исповедник был расписан в 1800-1801 итальянцем Антонио Клаудо в ампирном стиле, а эта роспись в Покровах - скорее всего, была сделана в 1878 году, но тоже в классическом стиле) главное отличие - отсутствие крыльев у персон в Филях.
А вот другие, уже замоскворецкие, а не таганские ангелы (видно, что они написаны позднее таганских):


В храме, куда я хожу уже более четверти века: Преображенском или Иконы Богородицы Всех Скорбящих Радости на Б.Ордынке. Это тоже 19-й век. Ангелы совсем другие, но тоже с крыльями:


(Всех Скорбящих Радости)


(Филевский храм)

Кстати, обратите внимание на схожесть изображения на потолке западного притвора Покровского храма в Филях и потолка/плафона колокольни Всех Скорбящих Радости (на Ордынке). Как похожи ангелы, когда они именно ангелы.
В общем … ну не ангелы изображеныв Филях над западными дверями верхнего храма. И тем более не Троица ветхозаветная - нет атрибутов, да и не писали тогда так "кратко" Троицу. Тогда кто?

Покопавшись в истории храм и его владельцев вот что я нашел:
Павел Григорьевич Шелапутин купил имение в Филях у Нарышкина и, соответственно, храм перешел под его попечение. Судя по документам, Шелапутин провел масштабное поновление храма в 1878 году. При нем были очень серьезно поновлены росписи на стенах во всем храме (впервые выполненные в 1850-м).

Что же происходило с ним в ту пору? У него была жена (имевшая довольно слабое здоровье, так что он в первую очередь из-за неё и купил это загородное имение), которая к указанному году (1878) уже родила ему пятерых детей, двое из которых умерли.
Выжившим детям (это были три мальчика) на 1878 год было соответственно 7, 6 лет и 3 года. И, памятуя о том, что в этом храме некоторые святые имели лица реальных членов царской семьи ( https://medved-kuznets.livejournal.com/9089.html ), я подумал... А что если Шелапутин продолжил эту традицию... и сделал всё это по просьбе нежно любимой и больной жены? По её просьбе купил имение с таким прекрасным храмом, а потом по её же просьбе попросил живописцев запечатлеть образ выживших мальчиков в храме, чтобы хоть так попробовать продлить их жизни и испросить благословение, постоянным присутствием на литургии, как бы постоянным предстоянием. В пользу этого предположения говорит и то, что эти лица точно принадлежат людям разного возраста. Кроме того, они немного не похожи друг на друга, я бы сказал - видна индивидуальность. А что до кажущейся женственности изображенных, то и ангелов так же изображали, да и детей тогда так писали - что не всегда пол можно по лицу определить.



А вот и их совместное фото с отцом. Интересно, что здесь сыновья Шелапутина запечатлены относительно друг друга так же, как и в храме: младший слева, старший - по центру.
Конечно, такой способ «продлить лета на земле» - не самый эффективный. Что и подтвердила жизнь - Павел Григорьевич пережил всех трех сыновей (его жена и их мать умерла ещё раньше).
Не хочу обсуждать богословские и этические стороны такого жеста, как изображение живых людей в храме. Но если это действительно так - это очень интересная и грустная история любви... и повод помолиться за усопших р.Б. Бориса, Григория и Анатолия, а также за р.Б. Павла и р.б. Анну.
Да, забыл сказать: жену Павла Григорьевича звали Анна Алексеевна (в девичестве - Медынцева) - возможно именно ей мы и обязаны этой дивной загадке, а также тому прекрасному состоянию этого храма и его росписей.

нарышкинское барокко, нарышкинское барокко; Фили, Фили

Previous post Next post
Up