Уже среда - разгар масленичной недели! Третий день - это лакомки.
В домах накрываются самые богатые столы, на улицах появляются палатки с горячим
сбитнем, медовыми
пряниками и пирогами, и тёщи приглашают в гости зятьев. Это день праздника в семейном кругу, и на столе обязаны были быть все виды блинов: простые и со всеми мыслимыми начинками, сладкие и солёные, тонкие и пышные - и, конечно же, блины с мёдом.
Празднование Масленицы в нынешнем, привычном нам, виде появилось примерно в XVIII веке. Исконно русские традиции были иными, но именно в XVIII веке русские цари стали устраивать показательные масленичные гуляния, а церковь - относиться к празднику с повышенным вниманием (в XVII веке, например. были преимущество гонения на языческий праздник).
Уже ко второй половине XVIII века праздник признали, прихожанам веселиться не запрещали, а пытались регламентировать происходящее. Тогда появились ограничения на употребление определённых продуктов в отдельные дни, строгий регламент молитв, а сама масленица стала считаться подготовкой к Великому посту.
Однако со сменой календаря сместились и сроки масленицы. Если в XV-XVI веках она приходилась на 20-е числа марта, когда весна действительно заметна, то идея праздновать весну 1 марта оказалась явно неудачной, хоть и закрепилась. Показателен в этом плане 1724 год, когда царь Пётр I решил устроить масштабные гуляния с маскарадным шествием, санными забавами и т.п. Но из-за морозов праздник прошёл с куда меньшим размахом.
Однако традиции становились всё более светскими. Внесла тут свой значительный вклад, например, Екатерина II, в силу происхождения (она была родом из одного из немецких княжеств) не знавшая корней народных традиций. В итоге по всей стране появились и были подхвачены местными властями маскарадные карнавальные шествия с элементами китча и театральной пародии, больше соответствовавшие европейской карнавальной традиции, нежели русской праздничной. И на первый план вышел такой символ, как блин - понятный, олицетворяющий нечто народное и как бы делающий власть ближе к народу.
В итоге к XX веку уже стёрлось разделение, где светский праздник, где православный, где языческий. Осталась всеобщая встреча весны, всенародные гуляния и радость, пиршества и разгулы. И символом масленицы стали блины, которые до того занимали заметное, но отнюдь не главное место на праздничном столе.