66% россиян живут, избегая вступать в контакт с властью. 78% рассчитывают только на себя, не ожидая помощи от государства и общества
Подавляющее число россиян уверены, что не способны влиять на политические процессы в стране. Об этом свидетельствуют результаты
опроса, проведенного Левада-центром.
На вопрос социологов «Могут ли такие люди как Вы, влиять на принятие решений в стране?» 38% респондентов ответили «Скорее, нет» и 49% - «Определенно, нет».
Могут ли такие люди как Вы, влиять на принятие решений в стране?
Левада-центр, 2016 год
Неудивительно, что четверо из пяти наших сограждан не готовы активно участвовать в политических процессах.
Готовы ли Вы лично более активно участвовать в политике?
Левада-центр, 2016 год
В качестве главных причин отсутствия интереса к политике россияне называют невозможность что-то изменить, недоступность политической деятельности для «простых людей» и отсутствие времени на занятие политикой.
Почему Вы не хотите активно участвовать в политике?
Левада-центр, 2016 год
Аналитики, комментируя эти результаты, привычно рассуждают о патернализме россиян. «Это люди, зараженные патернализмом, они перекладывают ответственность на начальство, хотят, чтобы за них решали, и моноцентричная система власти их устраивает», -
цитируют «Ведомости» политолога Константина Калачева.
Однако такая интерпретация совершенно ошибочна, поскольку две трети россиян говорят, что живут, стараясь не вступать в контакт с властью.
Как бы Вы определили свои отношения с властью?
Левада-центр, 2016 год
Мало того, 78% респондентов говорят о том, что рассчитывают в жизни только на себя, не ожидая помощи от общества и государства.
На что Вы сейчас больше рассчитываете?
Левада-центр, 2016 год
То есть патернализмом здесь и не пахнет. Скорее, речь идет о «внутренней эмиграции», когда граждане страны сознательно и полностью отделяют интересы государства от своих личных интересов.
В краткосрочной перспективе это неплохо, поскольку, когда подавляющее большинство населения говорит «у нас своя жизнь, у политиков - своя», вероятность политических катаклизмов, типа «майданов» и «оранжевых революций», остается низкой.
Однако в стратегическом плане нынешняя ситуация чревата целым набором проблем для российских властей. Первая заключается в том, что большинство населения, по сути, оценивает события «большой политики» по непосредственному эффекту, который эти события оказывают на повседневную жизнь людей. Условно говоря, введение Россией продовольственных контрсанкций воспринимается в первую очередь не как демонстрация силы и независимости родной страной, а как исчезновение с магазинных полок качественного сыра.
Вторая проблема для власти в этой ситуации - то, что эти люди совершенно не готовы жертвовать своими интересами, интересами своей семьи, ради интересов Родины. Если стране надо осваивать Дальний Восток, то мы готовы - но только при условии адекватной материальной компенсации. И один гектар земли посреди тайги - это даже не повод для начала разговора.
Vladimir Vyatkin, 1982 год
Третья проблема - в том, что термин «внутренняя эмиграция» в данной ситуации оказывается весьма точным. Эти люди воспринимают Россию как вынужденное место проживания, и если только им представится возможность уехать в более благополучную страну - они ею непременно воспользуются. Никакие патриотические соображения их не удержат.
И последнее, но отнюдь не по значению. Человек - животное социальное, и быть частью большого сообщества - его естественная потребность. Если роль такого сообщества перестает исполнять государство, на замену ему приходят другие структуры, чаще всего - религиозные общины или крупные корпорации. Не случайно, картина мира будущего, в котором роль государств выполняют глобальные корпорации, давно стала общим местом в фантастических романах.
В России эти альтернативы практически исключены, поскольку и крупнейшие корпорации, и православная церковь де-факто воспринимаются как часть государства, с которыми не хочется иметь дела. Но природа не терпит пустоты, и «аполитичные» граждане подсознательно все равно будут искать большое сообщество, частью которого смогут стать. Не сложно догадаться, что новым объектом лояльности станут другие религии и другие корпорации. Не государственные, и скорее всего, не российские.