Развели богадельни. Дома престарелых царской России

Jun 07, 2016 14:24

8 июня — День социального работника России. В этот день 315 лет назад, в 1701 году Пётр I издал указ «Об определении в богадельни нищих, больных и престарелых». По распоряжению царя «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил», т.е. тот самый социальный работник. С тех пор система ухода за сирыми и убогими развивалась и уже к концу XIX — началу ХХ веков представляла собой целую сеть богаделен.

«...Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза... Свет не видывал еще такого голубого воришки, как Александр Яковлевич.

Он был не только завхозом, но и вообще заведующим. Прежнего за грубое обращение с воспитанницами сняли с работы и назначили капельмейстером симфонического оркестра. Альхен ничем не напоминал своего невоспитанного начальника. В порядке уплотненного рабочего дня он принял на себя управление домом и с пенсионерками обращался отменно вежливо, проводя в доме важные реформы и нововведения...

В первой же комнате, светлой и просторной, сидели в кружок десятка полтора седеньких старушек в платьях из наидешевейшего туальденора мышиного цвета. Напряженно вытянув шеи и глядя на стоявшего в центре цветущего мужчину, старухи пели:

- Слышен звон бубенцов издалека. Это тройки знакомый разбег. А вдали простирался широ-о-ко Белым саваном искристый снег!..

На стене, простершись от окна до окна, висел лозунг, написанный белыми буквами на куске туальденора мышиного цвета: «Духовой оркестр - путь к коллективному творчеству»... Всё в доме поражало глаз своей чрезмерной скромностью: и меблировка, состоявшая исключительно из садовых скамеек, привезенных с Александровского, ныне имени Пролетарских субботников, бульвара, и базарные керосиновые лампочки, и одеяла с пугающим словом «Ноги»...

Обед был готов. Запах подгоревшей каши заметно усилился и перебил все остальные кислые запахи, обитавшие в доме. В коридорах зашелестело. Старухи, неся впереди себя в обеих руках жестяные мисочки с кашей, осторожно выходили из кухни и садились обедать зa общий стол, стараясь не глядеть на развешанные в столовой лозунги...

«ПИЩА-ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ»

«ОДНО ЯЙЦО СОДЕРЖИТ СТОЛЬКО ЖЕ ЖИРОВ, СКОЛЬКО 1/2 ФУНТА МЯСА»

«ТЩАТЕЛЬНО ПЕРЕЖЕВЫВАЯ ПИЩУ, ТЫ ПОМОГАЕШЬ ОБЩЕСТВУ»

«МЯСО - ВРЕДНО»

Все эти святые слова будили в старухах воспоминания об исчезнувших еще до революции зубах, о яйцах, пропавших приблизительно в ту же пору, о мясе, уступающем в смысле жиров яйцам, а может быть, и об обществе, которому они были лишены возможности помогать, тщательно пережевывая пищу...»

Илья Ильф, Евгений Петров, «12 стульев»
Богадельни были и до Петра

В своей культовой книге «12 стульев» (более, правда, известной большинству из нас по экранизациям) Ильф и Петров описывают провинциальное «учреждение социального обеспечения» времён НЭП-а, но поскольку со времён революции прошло не так то уж много лет - оно мало чем отличалось от богаделен царской России. Разве что, действительно, у старушек выпали зубы, а из столовой пропали яйца.

Богадельни - древнее изобретение человечества, в определённой форме они были известны ещё в античные времена, а в России появились вместе с принятием христианства (тоже влияние Византии). Ещё креститель Киевской Руси, князь Владимир приказывал церквям и монастырям заботиться о немощных, сиротах, увечных и нищих. Что-то на содержание таких богаделен выделяли из своей казны русские князья и цари, священники, но большую часть нищие и убогие собирали сами, выпрашивая милостыню у тех же церквей.

В XVII веке уже существовало целое «министерство социального обеспечения» - Приказ строения богаделен, финансирование же строительства новых шло из главного царского «министерства» - Приказа Большого дворца. Только в Москве к началу правления Петра I существовало до семи или до восьми богаделен, в одной из которых обреталось до ста «болящих и бродящих, лежащих нищими по улицам». Конечно же, для огромной России и это была «капля в море» - попасть в такую богадельню было большим подарком судьбы, поэтому Фёдор III, предшественник Петра I, распорядился о строительстве в Москве ещё «двух шпиталень по новым еуропским обычаям, одной в Знаменском монастыре, в Китай-городе, а другой за Никитскими воротами, на Гранатном дворе... чтобы впредь, по улицам, бродящих и лежащих нищих не было». Кормить «пенсионеров» должны были особые вотчины, которые закреплялись за «шпитальнями». Но даже и спустя два века попасть в «учреждения социального обеспечения» царской России было не так просто, особенно если «сирый и убогий» по своему происхождению был простой крестьянин и не имел отдельной «пенсии».

poltora-bobra: Приюты и богадельни царской России

Сегодня, рассказывая о благотворительности в царской России, нам рисуют радужную ситуацию: «К 1913 г в Российской глубинке существовало 921 учреждение для детей-сирот (не считая воспитательных домов и приютов в крупных городах). Большое количество приютов для детей-сирот было создано и на частные средства. Известно, что только „Московское общество попечения о бедных и больных детях“ в 1899 г открыло 86 учреждений для 848 детей-сирот в возрасте от 3-х до 10 лет». («Устройство детей-сирот в России, Историческая справка» Сотрудник (детский психиатр) ГУ МО «Лобненский социальный приют для детей и подростков» Лебедева Елена Олеговна).

Постоялицы вдовьего дома в Нижнем Новгороде, фото из блога mu-pankratov, 1890-е годы
Не спорю, может и было 921 учреждение, но вот попасть было туда сложновато.

poltora-bobra
Кстати, на эту тему вспоминается детская книга о С.М.Кирове «Мальчик из Уржума»:

«Приют содержался на деньги купцов и чиновников. Было в приюте всего сорок мест. А бедняков, желающих отдать в приют своих ребят, в городе больше сотни насчитывалось. Без знакомого человека тут уж никак не обойдешься. И надумала бабушка Маланья сходить к своему прежнему хозяину, чиновнику Перевозчикову. У него большое знакомство среди уржумского начальства было, и сам с женой часто в гости к председателю благотворительного общества хаживал - в карты играть.

Надела бабушка самую лучшую кофту, вытащила из зеленого сундука кашемировый платок: как-никак к господам идет - надо поприличнее одеться. Пришла она к чиновнику Перевозчикову, стала просить похлопотать за ее внуков, чтоб их в приют приняли.

- Откажут тебе, Маланья Авдеевна, - сказал Перевозчиков. - У тебя ведь собственный дом имеется. Домовладелицей считаешься.

Бабушка от обиды чуть не заплакала.

- Ну и дом! У иного скворца скворечник лучше. Из-под пола дует, стены осели, двери скособочились. Окна силком открывать приходится: все рамы порассохлись. Одна слава, что дом!

Выслушал Перевозчиков бабушку, почесал подбородок.

- Ну ладно, старая. Придет комиссия, посмотрит твой дом. Но ведь ты, кажись, кроме всего прочего, николаевская солдатка, пенсию за мужа получаешь.

- Вот, батюшка, от этой самой пенсии я и прошу внуков в приют устроить. До того эта пенсия велика, - заплакала бабушка Маланья и стала по пальцам считать, сколько в день на четырех человек от ее большой пенсии приходится. Получилось по две копейки с грошиком на человека.

- Ну ладно, Маланья Авдеевна, иди домой - похлопочу за твоих внуков, - пообещал Перевозчиков и велел бабушке Маланье заглянуть к нему через недельку.

Читать подробнее в блоге автора
Купчих - к купчихам, солдатских жён - к солдатским жёнам

Пётр I, пожалуй, впервые решил подвергнуть полному «огосударствлению» благотворительность - распорядившись в очередной раз создавать казённые богадельни, он в отличие от своих предшественников стал преследовать нищенство «в частном порядке» и частную благотворительность. Петровские богадельни опять же создавались преимущественно при церквях, но к тому времени и церковь уже стала одним из государственных институтов: на содержание богаделен священникам приказали использовать средства, вырученные от свечного сбора. Но в первую очередь Пётр I заботился, конечно же, об вышедших в отставку и увечных солдатах и матросах - именно их надо было принимать в богадельни «вне очереди», а всех остальных уж как получится. По недостаточносати богаделен, опять же, не получалось.

При Екатерине II устройство богаделен поручалось губернским приказам общественного призрения бедных. Богадельни были разделены на «мужские» и «женские» и помимо обычных калек и престарелых бедняков в них предписывалось селить увечных солдат, уличённых в прошении милостыни, старых священников-расстриг и даже ссылаемых в Сибирь бродяг и преступников, «если по дряхлости и болезням не могут туда следовать». Не удивительно, что при таком контингенте «дома престарелых» и в XIX веке выглядели не лучшим образом, хотя и таких заведений по-прежнему не хватало и попасть туда было везением.

Обед в женском отделении Николаевского дома призрения престарелых Санкт-Петербурга (принимались только представители купеческого и мещанского сословий), фото из блога babs71, 1908 год
В 1860-е годы в ходе Великих Реформ богадельни передали в ведение земств и городов. Большие суммы на благотворительность начали жертвовать богатые купцы. И потому появились новые богадельни, вдовьи, воспитательные и сиротские дома и другие учреждения. По составу контингента они стали сильно различаться - могли быть «несословными» и «сословными» - то есть убогих мещанок селили только убогими мещанками, купчих - с купчихами, солдатских жён с солдатскими жёнами. Были даже богадельни исключительно для вдов бывших полицейских, погибших при исполнении обязанностей. Различались богадельни и по вероисповеданию подопечных старичков и старушек - «православные» и «инославные». Общее число «призреваемых» в одном только Санкт-Петербурге превысило 8,5 тысяч человек (большая часть - пожилые женщины), что, к слову, превышало количество постояльцев богаделен в большинстве европейских столиц (кроме Парижа).

mu-pankratov: Вдовий Дом" в Нижнем

Нижегородский городской общественный имени Блиновых и Бугровых Вдовий дом - одно из крупнейших благотворительных учреждений Нижнего Новгорода XIX - начала ХХ века. Построен на участке площадью 0,6 га в 1887 году на личные средства купца. Об этом пожертвовании нижегородский губернатор Николай Баранов доложил царю Александру III: «Купец 1-й гильдии Бугров на собственный счет выстроил дом... для безвозмездного помещения вдов с малолетними детьми. Стоимость постройки - до 200 тыс. руб».

Вдовий дом в Нижнем Новгороде, фото из блога mu-pankratov
Это каменное четырехэтажное (вместе с полуподвальным этажом) здание было возведено по проекту архитектора Николая Фрёлиха напротив Крестовоздвиженского монастыря в конце Большой Покровской улицы - главной улицы Нижнего Новгорода (ныне площадь Лядова, дом 2, студенческое общежитие Нижегородского технического университета).

Вдовий дом содержался на проценты с пожертвований братьев Блиновых, которые внесли в банк 65 тыс. рублей... Для этих же целей Бугров сдавал в аренду усадьбу в центре Нижнего Новгорода, вначале под расквартирование войск, позже под торговые помещения. Весь доход (8-10 тыс. руб. в год) шел на нужды Вдовьего дома.
mu-pankratov
По уставу заведения к проживанию во Вдовьем доме допускались вдовы, оставшиеся по смерти мужей с малолетними детьми (не менее двоих) и не имеющие средств к существованию. Возраст детей при заселении не должен был превышать 12 лет.

Каждая семья бесплатно пользовалась отдельной квартирой с отоплением, освещением, а также общественными кухнями, баней и прачечной. Дети получали образование и медицинскую помощь. Обеспечивать пропитание своих семей женщины должны были самостоятельно. Городская дума предоставляла надомную оплачиваемую работу: пошив одеял, белья и одежды для городских больниц, стирка белья, вязание носков, завертывание конфет. Кроме того, вдовы занимались уборкой помещений в частных домах и общественных заведениях - школах, больницах, богадельнях.

Вдовий дом состоял из 160 одно- и двухкомнатных квартир. При заведении постоянно жили врач и фельдшер, одно из помещений было оборудовано под больничную палату. На отдельных площадях размещались учебные классы, контора. Пять квартир предназначались для обслуживающего персонала. В остальных жили вдовы с детьми.

Устав заведения требовал, чтобы жильцы содержали квартиры в чистоте, по очереди убирали коридоры, докладывали смотрителю дома о своих отлучках «каждый раз при выходе из Дома и по возвращении в оный». Возвращаться разрешалось не позднее 21 часа, а детей надлежало оставлять под присмотром соседок. Проживающим и их посетителям следовало держать себя «чинно, не допуская крика, песен, пляски, музыки, курения табаку и употребления всякого рода спиртных напитков», жить «в мире и согласии, честно, скромно и целомудренно, отнюдь не дозволяя между собою ссор и раздоров». Во Вдовий дом принимались в основном старообрядки, ну и никонианского исповедания, отмечалось, что постояльцы должны соблюдать посты...

Памятник купцу Бугрову был открыт 25 декабря 2014 года на площади Лядова, д.2, как раз у Вдовьего дома, где сечас общежитие Политеха. Внизу видны значимые здания которые он построил и содержал... например - ночлежный дом для босяков (выстроенный его отцом), «Вдовий дом», здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время - Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1). Как видно, Бугров особенно памятен нижегородцам щедрой благотворительностью, он выделял на нее ежегодно 45 % чистого дохода...

Читать подробнее в блоге автора
Previous post Next post
Up