Из дома на завод и обратно домой — примерно такой логикой руководствовались проектировщики городов в СССР. Но советская эпоха вместе с индустриальной закончились, и наступила новая — постиндустриальная. Теперь люди трудятся не на заводах, а где придётся, и хотят ходить куда-то, кроме работы и театра. Как трансформировать советские города под нужды современных россиян, объясняет партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин.
Главная урбанистическая трансформация не только у нас, но и во многих странах - это переход от индустриального города к постиндустриальному. Индустриальный город - продолжение завода, его задачи - создать условия для производства и обеспечить уровень жизни рабочей силы. Постиндустриальный город работает не на заводе. Он производит знания и услуги, а «средство производства» - его улицы и площади, парки и скверы, офисные и общественные здания, образовательные, культурные, научные, медицинские, социальные и торговые сети, то есть вся среда города. Это не город-завод, но город-среда для производства ценностей, знаний и компетенций.
Партнер консалтингового бюро «Стрелка» Григорий Ревзин
В индустриальную фазу развития Россия вступила сельской страной, а вышла из нее городской - подавляющее число наших городов создано в индустриальную эпоху. Все они переживают эту трансформацию - и, прямо скажем, не все успешно. Города со свалками брошенных промзон и бывших военных объектов, города, транспортная инфраструктура которых рассчитана на перевозку грузов и рабочих масс до завода и обратно, города с деградировавшими общественными пространствами, города пустырей и зон отчуждения - это все наша реальность.
Единственный город, где управление этой трансформацией стало государственной задачей,- это Москва. Здесь все было сделано очень быстро: город от начала реконструкции парка Горького до сегодняшнего дня преобразился в течение пяти лет. Московская интеллигенция не приняла благоустройство Собянина по политическим причинам, это жалко. Но с профессиональной точки зрения то, что городская власть прониклась урбанистической проблематикой и направила большие средства на общественный транспорт, парки, улицы, общественные пространства, на среду города,- невероятный урбанистический успех.
Тверская улица в Москве после ремонта
Но что получает это только Москва - очевидная несправедливость. Качество жизни в Москве и так сильно отличается от того, что происходит в остальной России, сейчас этот разрыв увеличился за счет качества среды. Московские решения не могут быть прямо перенесены на остальную Россию: Москва - богатый город с большим профицитом бюджета. Но это не значит, что другие города не должны модернизироваться.
От моно к стерео
Заняться развитием городских пространств по всей России планирует КБ «Стрелка». Бюро заключило контракт на 3,8 миллиарда с Фондом единого института развития в жилищной сфере (учредитель - Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, АИЖК). По контракту, который был заключён без конкурса (так как фонд некоммерческий), «Стрелка» должна разработать стандарты комплексного развития жилых территорий.
По словам Ревзина, это позволит провести постиндустриальную трансформацию российских городов. Все аспекты программы будут известны через полгода. Пока лишь известно, что она будет включать три направления. Одно из них - работа с построенными для обслуживания одного предприятия моногородами. Таких в России 319.
Вопрос модернизации моногородов прежде всего относится к сфере экономики. Этой проблемой экономические эксперты занимаются в течение последних десяти лет, экономическая логика работы с моногородами более или менее ясна. Надо отметить, что она отличается большой жесткостью. Дело сводится к тому, что либо в моногородах должно быть создано (чаще модернизировано) экономически рентабельное производство, ради которого они были когда-то созданы, либо город должен постепенно сжиматься вплоть до исчезновения, а жители должны переезжать в другие места, где есть избыток рабочих мест.
Магнитогорск, фото РИА Новости
Это логичная позиция, однако нужно понимать, что переселить даже половину моногородов - нереальная задача. 319 городов - это целая страна, в которой проживает около 15 млн человек. Страну переселить нельзя - это экономический и социальный абсурд, и правительство исходит из другой логики. Суть ее в следующем: качество среды города создает качество жизни, качество жизни влияет на социальный капитал, в городе возникает позитивная повестка дня, надежда на будущее, что, в свою очередь, может привести к экономическому подъему как за счет малого бизнеса, так и внешних инвестиций. Опыт ряда европейских стран (прежде всего Германии и отчасти Англии) и Америки, а также теория развития городов говорят о том, что это возможный путь развития, но в России их пока не запускали. Советский моногород - это наиболее жесткое, экстремальное выражение индустриального типа города, и как трансформировать его среду, по большому счету пока неизвестно. Так что это чрезвычайно интересный профессиональный вызов.
Стандарты без советских коннотаций
Стандарты, над которыми работают в КБ «Стрелка», призваны изменить жизнь не только моно-, но и других городов. Хотя Ревзин настаивает на том, что стандартами в привычном смысле этого слова их называть нельзя.
Термин «стандарт» имеет в России специфический оттенок: кажется, что это документ, который ставит своей целью причесать все города России под одну гребенку, как хрущевские пятиэтажки. Но то, что мы собираемся сделать, имеет иную идеологию: не предписывание конкретных одинаковых решений по всей стране, а определение показателей в области безопасности, комфорта, разнообразия и уникальности среды, которые должны быть достигнуты. Они могут достигаться разными способами в зависимости от местного бюджета, климата, строительного рынка, социума, традиций и т. д. Навязывать решения конкретному городу и конкретной проектной команде мы не собираемся. Речь идет скорее о стандарте заданий на проектирование, проектных брифов, а не проектных решений.
Челябинск, фото РИА Новости
АИЖК (учредитель Фонда единого института развития в жилищной сфере, с которым у КБ «Стрелка» контракт - прим. ред.) прежде всего интересует строительство нового жилья. Тут нужно учитывать следующее.
Строительство - одна из наиболее активных отраслей нашей экономики. В России здесь значимые успехи. Мы вышли из СССР с показателем 16 кв. м жилья на человека, в настоящий момент у нас 24 кв. м - это среднеевропейский показатель обеспеченности жильем. Созданные механизмы финансирования строительства жилья, в том числе через АИЖК, позволяют специалистам делать позитивные прогнозы развития. Заявленные показатели - 28-35 кв. м на человека к 2020 году. Это очень высокий показатель.
Фото РИА Новости
Когда говорится, что Россия за постсоветское время не смогла выстроить новую промышленность, транспортную инфраструктуру и т. д. и вообще пропустила обрушивающийся на нее денежный дождь, то, даже признавая значимость этих проблем, нужно учитывать, что страна решила жилищную проблему. В послевоенное время у нас было 5 кв. м жилья на человека. Пятикратное увеличение этого показателя в странах с населением более 100 млн человек - это большая цивилизационная задача независимо от политического строя и экономического уклада.
Но задача решалась и продолжает решаться за счет массового домостроения, в особенности если мы говорим о секторе дешевого жилья. Это отрасль, выстроенная на индустриальной базе прошлого столетия. Специалисты высказывают существенные претензии к системам СНиПов и ГОСТов, на которых она основана, говорят о том, что сегодня они превращаются в тормоз развития. Степень устаревания этих систем - дискуссионный вопрос. Но если говорить о среде города, то эти системы регуляций вообще ее не учитывали: качество среды определялось исключительно функциональными требованиями и больше ничем.
Сахалин, фото РИА Новости
В результате мы получаем приличные квартиры, стандартные дома, недоделанные улицы и очень плохие города. Города перешагивают через зоны промышленного развития, через спальные районы позднесоветского времени и строят новые спальные районы, средовые качества которых не отличаются от советских образцов. В России в 2015 году построено 83 млн кв. м жилья, этот объем предполагается довести до 100 млн в год - это рынок триллионных инвестиций, на котором выпускается морально устаревший продукт - советский спальный район. Опыт показывает, что в массовом секторе эту ситуацию очень трудно переломить авторской волей или девелоперской инициативой - здесь необходимы новые системы регуляций, сравнимые по степени влияния с действующими нормами, правилами и процедурами. Перед нами стоит задача соединения массового домостроения с полноценной городской средой. В течение последних 40 лет ее решить не удалось. Тем интереснее ею заняться.
Гонка перед чемпионатом
Естественно, как и почти всё, что происходит в строительстве и благоустройстве последние два года, контракт, полученный «Стрелкой», связан с грядущим чемпионатом мира по футболу.
Одна из важнейших задач программы, кроме развития моногородов и принятия новых стандартов для градостроителей - создание общественных пространств в 40 крупных городах России, прежде всего в миллионниках. И, по мнению Ревзина, то, что работы нужно провести уже к 2018 году, подстегнёт всех участников проекта работать быстрее.
Фото РИА Новости
Чемпионат - это не только стадионы: когда город принимает чемпионат, в орбиту этого события включаются те места, где болельщики видят матч на больших экранах, в городе, вместе сопереживают игре. Очевидно, что это так или иначе центральные общественные пространства - площади, парки, набережные. Они должны быть соответствующим образом обустроены, должны быть созданы сценарии их использования во время чемпионата.
Но для нас очевидно, что эти пространства определят облик города и после чемпионата, и в этот период их значение для города окажется сравнимым и даже более существенным, чем воздействие спортивной инфраструктуры - стадионов и спортивных баз для проживания и тренировки команд. Кроме того, чемпионат проводится в 16 городах России, а эти пространства располагаются в 40 городах.
ЦПКиО им. М. Горького, фото РИА Новости
Разумеется, то, что мы сделаем, - это не комплексные программы благоустройства всего города, как в Москве. Но мы надеемся и попытаемся сделать так, чтобы эти пространства стали своего рода катализаторами процесса модернизации среды городов подобно тому, как эту роль выполнила пять лет назад программа реконструкции ЦПКиО, которую мы разрабатывали. Здесь все более или менее понятно, мы понимаем, как работает этот механизм. Вызов скорее в сроках. Чемпионат проводится в 2018 году, времени осталось немного. Но вместе с тем четкая дата позволяет надеяться, что программа будет выполнена. Опыт работы с Москвой показывает, что два года - вполне приемлемый срок для средовых трансформаций. Вообще, по нашему убеждению, такие изменения необходимо производить быстро, чтобы люди видели результаты, убеждались в возможности что-то изменить. Именно тогда пилотные проекты могут играть роль катализаторов изменений - как только они переводятся в режим долгостроев, программы, увы, начинают рассыпаться.
Работать над стандартами и развивать российские города «Стрелка» не планирует в одиночку. Ревзин считает, что необходимо привлекать местных архитекторов, которые лучше знают, что нужно их городам.
В целом речь идет о проектах переустройства пространства примерно 400 городов - это гигантская программа. Города очень разные. Разумеется, эта программа должна выполняться силами специалистов всей России, а также зарубежных - КБ «Стрелка» ни в коем случае не собирается делать это в одиночку. Сейчас мы занимаемся мониторингом с целью создания центров урбанистических компетенций по всей России с упором на местные профессиональные вузы и проектные организации. Очевидно, что при таких масштабах, при таком количестве городов и, как мы надеемся, разнообразии архитекторов и градостроителей проекты получатся разные. И вот здесь принципиальную роль приобретают стандарты.
Консалтинговое бюро «Стрелка» выиграло в январе 2015 года тендер мэрии Москвы на разработку проектов методических документов для реализации подпрограммы «Моя улица» (сумма контракта - 922 млн руб.). В марте 2016 года «Стрелка» заключила с мэрией еще один контракт на 890 млн руб. на разработку концепции и стандартов благоустройства объектов инфраструктуры отдыха Москвы.