Ильва Хагман, профессор истории религий
Происхождение дуализма
Манихейство и зороастризм: две религии, проповедовавшие дуализм, битву между Добром и Злом. Были ли катары «вдохновлены» этим, отделяя мир небесный от мира земного?
Мани объясняет свою доктрину - манихейство - персидскому принцу.
Вера в предсуществование души первоначально была очень распространена среди Отцов Церкви, хотя эту доктрину потом стали ассоциировать только с Оригеном (первая половина III века). После опровержения этого мнения святым Августином, святым Иеронимом и Руфином около 400 года, в среде ортодоксии больше не было никаких официальных изложений этой идеи. В своей переписке на эту тему святой Иероним и Руфин говорили друг другу, что, хотя они хвалят Оригена за то, за что весь остальной мир его хвалит, следует также обличать у него то, что все прочие обличают. У катаров существовало большое разнообразие теологических мнений. Как правило, одно из них описывалось как вариант умеренного дуализма. Его характерной чертой является идея о том, что Бог сотворил вечное благо и духовный мир вместе со всеми ангелами, в том числе Христом и Люцифером. Бог также сотворил четыре элемента, из которых Люцифер создал этот мир. Это и был тот самый Люцифер, который сделался злым и был изгнан с неба вместе с последовавшими за ним ангелами. Этот фундаментально монистический взгляд представляется оппозиционным видению абсолютного дуализма. Согласно последнему, сын «Бога» Зла, которого также называли Сатаной или Люцифером, пробрался в благой мир благого Бога, соблазнил и силой увлек за собой треть ангелов. После того, как Люцифер проиграл битву архангелу Михаилу и его ангелам, он был изгнан с неба со своими ангелами. Таким образом, этот мир Зла был создан Сатаной, воплощенным злом, в то время как падшие ангелы сделались человеческими душами.
Установлено, что документ, наиболее близкий к тому, что можно назвать катарским катехизисом, находился в распоряжении Назария, епископа Церкви Конкореццо в Ломбардии. На этот документ очень сильно повлиял апокрифический текстInterrogatio Iohannis (Вопросы Иоанна), привезенный из богумильской Церкви Болгарии около 1190 года. Считается, что теология Interrogatio Iohannis очень близка к доктрине, исповедуемой Василием, иерархом богумилов Константинополя. Ее изложение содержится в разделе труда «Panoplia Dogmatica” Евфимия Зигабена о богумильстве, написанного до 1111 г. Эта форма катаризма была оспорена Дезидерием, Старшим Сыном Назария. Дезидерий тогда уже был посвященным епископом в сакраментальном, но не иерархическом плане. Дезидерий заявил, что Interrogatio Iohannis - неверный текст, и сам предложил множество новых доктрин, более приближенных к католицизму.
- Портрет Заратустры, основавшего зороастризм в Иране более трех тысяч лет тому назад. Считается, что эта доктрина очень сильно повлияла на три монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам.
- Барельеф, представляющий персидскую империю Ахеменидов, правители которой приняли зороастризм.
- Императрица Византийской империи (527 г.) Феодора, изображенная на мозаике базилики Сен-Виталь в Равенне, очень сильно повлияла на религиозные взгляды в империи.
Катаризм в Окситании XIII века особенно напоминал катаризм альбаненсов. Хотя и взгляды, типичные для более монистических катарских мифологий, там тоже были широко распространены.
Кроме основных теологических течений - Церкви альбаненсов и Конкореццо - существовали различные версии итальянской школы баньоленсов. Все формы катарской теологии несут на себе отпечаток оригенизма, но именно в варианте баньоленсов это прослеживается наиболее четко. Это естественно, поскольку вполне возможно описать Оригена как умеренного дуалиста, доброго верующего во всеблагость Божью и индивидуальное предсуществование души.
Три тысячи лет существования
Все ветви богомильства и катаризма, описанные в источниках между 950 и 1464 гг., и представляющие разнообразие катарской догматики, позиционируют себя в качестве доктрины истинной христианской апостольской Церкви, имеющей власть Спасения. Благодаря consolament, ангельская душа, падшая с неба вместе с Люцифером, соединяется со своим небесным духом. Будучи спасенной при условии соблюдения до самой смерти правил и христианской веры, душа соединяется с духом и телом, оставшимися в небе в момент падения.
Зороастризм существовал в течение трех тысячелетий и был государственной религией во времена правления многих персидских династий. Можно проследить два различных типа влияния этой религии на иудаизм и христианство. Прежде всего, это влияние выражается в эсхатологической теологии, описывающей конец времен - уничтожение мира огнем и расплавленным металлом, воскресение мертвых и приход Мессии по имени Фрашкарт. Вторая тенденция этого влияния основывается на положении о предсуществовании души. В зороастризме мы встречаем таких духов, какфраваши, которые одновременно являются душами предков, но также и ангелами-хранителями. Ритуальные тексты иногда называют фравашей пред-душами и внешними душами, которые, подобно как в верованиях катаров, живут в божественном мире. Сфравашами внутренняя душа, называемая душой-дыханием или урваном, должна воссоединиться после смерти. Зороастрийский дуализм это, прежде всего, этический и антиаскетический дуализм, для которого главным является выбор между истиной, аша, и ложью, друг. Этот выбор сделали два перворожденных близнеца, Спента и Ангра-Манью.
Все основание манихейской религии покоится на концепции первого человека, являющегося наиболее возвышенной эманацией Бога. Миссия этого первого человека заключается в том, что он должен спасти Царство Света от нападения Царства Тьмы. Битва завершается состоянием «перемирия», где все существующее распределилось по полю битвы. Отец света посылает новую эманацию, третьего посланника, который протягивает правую руку и захватывает первого человека, чтобы спасти его от тьмы перед тем, как привести к свету. Однако есть один нюанс: пятеро сыновей первого человека навсегда захвачены частичками тьмы. Единственным способом спасти эту часть света является создание мира, который ipso facto, становится механизмом освобождения. Мир завоевывается, обустраивается, возделывается и поддерживается благожелательными божествами, посланными лично Отцом света. Таким образом, становится ясно, что здесь мы находим положения, противоположные катаризму, где Сатана/ Люцифер обустраивает или даже создает мир.
Этический дуализм зороастризма еще более далек от дуализма катаров. Катаризм явно укоренен в христианской традиции, и даже если возможно обнаружить сходство и интересные параллели между ним и манихейством или зороастризмом, все основные понятия катаризма исходят из христианской традиции. Поскольку до Никейского собора 325 г. существовало множество форм христианства, можно видеть сильное влияние различных религий и философий на эти формы христианства. Это выявилось намного позже, как, например, в катаризме, который, по-видимому, в некоторых аспектах несет отпечаток богатства эллинистической культуры и пифагорейской философии.
Богумильское кладбище возле Столяча в Боснии-Герцеговине, где впоследствии было распространено это движение.