Дамасские хроники крестоносцев

Jun 05, 2009 08:48

Г. Гибб. «Дамасские хроники крестоносцев», М.: Центрполиграф, 2009, 253 стр.

На основании «Продолжения дамасской хроники» ибн-Каланиси была подготовлена настоящая книга, адоптированная под европейского читателя (уже хотя бы ее название приближает книгу к нам, христианам). Арабских свидетельств тех кровавых столкновений, к сожалению, очень мало, и мы смотрим на Крестовые походы исключительно с европейской точки зрения. Данная книга помогает частично восполнить указанный пробел.

Рассказ ведется по годам хиджры, от 490 (1096/1097) по 555 (1160). Каждому году соответствует краткое описание основных событий: «в апреле пришло известие о том, что умер правитель франков Раймунд». Автор не дает анализа ситуации, книга мало разбавлена «развлекательными» моментами. Идет методичное перечисление походов, сражений, договоров, убийств и т.п.

Какие мысли и идеи возникли по ходу чтения книги.


1. Войны в ту эпоху на Переднем Востоке велись между владетелями и их дружинами (рыцари у крестоносцев, аскары у мусульман), население оставалось пассивным зрителем и страдателем. Армии в несколько тысяч человек уже считались большими, потеря 500 рыцарей была катастрофой. Противостояние сводилось к маневрам и рейдам в тыл врага, операции проводились лишь в теплое время года.

2. Войны шли за обладание городами и крепостями. Села и деревни разорялись лишь как необходимость, чтобы вынудить населенные пункты сдаться. Покоренное население по большей части оставалось на своем месте и платило дань новому правителю. Иногда его продавали в рабство. В отношении городов старались сочетать политику кнута и пряника. После взятия города и грабежа населения правитель «восстановил порядок, и все были довольны и служили ему, потому что окончились беззакония»; «кади принял христианскую веру и стал служить графу». Вырезалось полностью население взятых городов очень редко, и хронист это упоминает как нечто выдающееся.

3. В действиях что крестоносцев, что мусульман не было единства. Каждый был за себя и все слова о войне за веру были словами с обеих сторон. Иерусалимское королевство заключает мир с Дамаском, но нападает на Баальбек и т.п. Во многом такое состояние было продолжением ситуации, сложившейся после Фатимидов, но так же на это наложила отпечаток тогдашняя западноевропейская традиция.

4. В том районе всегда было много разных религий, умевших уживаться друг с другом (см. п. 3). Нет нетерпимости, нет войны идеологий. Армяне христиане поддерживают крестоносцев, но и вполне нормально живут под мусульманскими владыками, еврейка помогает взять Дамаск атабеку Алеппо и т.п.

5. Первые годы (до 1100 где-то), пока формировались государства крестоносцев, шла война и не было и мысли о мире, но уже вскоре стали заключаться мирные договоры между крестоносцами и мусульманами. Как правило, они заключались на 1 год, их целью было обезопасить торговлю и дать крестьянам возможность посеять и снять урожай. Договоры по большей части соблюдались, нарушались в мелочах (ограбить «нейтральный» караван, напасть на крепость, принадлежащую по договору противнику, но отложившуюся от сюзерена). Очень скоро жизнь в Палестине и Сирии стала сосуществованием. И его выводили из равновесия «внешние силы»: приходящие новые крестоносцы из Европы, проповедники из Ирака и Египта.

6. Византии как серьезной силы нет. Она появляется некоторым фоном, издалека грозит и уходит. Дамаск с ней не сталкивался.

Недостатки книги
1. Отсутствуют примечания и пояснения в тексте. Их роль частично выполняет Введение, где дается описание Дамасской хроники, кратко обрисовывается состояние дел в Сирии на начало крестовых походов и описывается структура армий мусульманских государств. Очень сложно продираться через гущу фактов, не имея никакой структуры.

2. В книге нет карт и таблиц; без них теряется смысл всех хитросплетений родственных отношений, кто кому был братом и сватом и почему абу али ибн Хафиси обиделся на абу али ибн Хуфиси. Не ясно, кто и куда маршировал и как воевал. Хотя бы одна общая карта Сирии и Палестины помогла бы лучше сочетать места и события.

arab, books, sources, crusades

Previous post Next post
Up