О том, какой удар по национальным экономикам (и, по итогу, по глобальной экономике) нанесёт эпидемия вируса, не написал только ленивый. С очень многими из звучащих тезисов склонен согласиться. Но есть и другая сторона.
Столетиями литература, искусство и, вообще, интеллектуальная деятельность были тесно ассоциированы с элитными стратами общества. Причин тому много - сии последние были более образованы, прошли определённую позитивную селекцию, обладали более широким, чем у прочих своих современников, кругозором. Однако не в последнюю очередь это было так потому, что именно у элит имелись два очень важных ресурса, с которымы было туго у прочих классов - во-вторых, сама техническая возможность для творчества (в виде в т.ч. отлаженного быта и наличия финансовых ресурсов для, допустим, эксперимента) и, во-первых, свободное время.
В наши дни бытовые условия у среднего жителя «Севера» не хуже, чем у аристократа предшествовавших веков. В дома подаётся вода, стирку делает машина, для «печи» не надо рубить, колоть и носить дрова. При этом в подавляющем своём большинстве «северяне» грамотны, образованы и имеют постоянный и мгновенный доступ к обширным ресурсам знаний и умений (от книг онлайн до курсов и мастер-классов на YouTube).
И вот теперь-то из-за этого карантина им на голову внезапно падает единственный супердефицитный ресурс «обычной» жизни - ВРЕМЯ, которое всегда «во-первых». Благодаря этому открываются - глобально - очень интересные и многообещающие опции.
Будучи предоставлен сам себе, человек способен наверстать упущенное, завершить личные «долгострои», вернуться к «малозначащим» (но любимым и интересным, и оттого могущим быть очень значимыми в перспективе) делам и увлечениям. Многие откроют в себе что-то новое; у людей возникнут новые интересы, они смогут посмотреть на мир новыми глазами. В сложившейся благоприятной среде человеческая созидательность и стремление конструктивно прикладывать свою энергию (у кого они есть), помноженные на законы больших чисел, дадут очень любопытные всходы.
С футурологической точки зрения, мы (как человечество) сейчас, вполне возможно, проходим какую-то важную реперную точку. И человеческая созидательность, обыкновенно задавленная спудом ежедневных проблем и ныне, в условиях вынужденного безделья, выпущенная на волю, вполне может создать нечто новое и интересное. Ожидаю как минимум небольшой волны смены карьерных траекторий по всему миру (сознательной, а не вынужденной), отраслевой перестройки экономики и оживления рынка технологий. Могут появиться новые произведения творчества (благо, форматов в наши дни предостаточно), новые изобретения и прочие достижения мысли; возникнут новые формы экономической деятельности, которые будут отчасти адаптированы под новую реальность, а отчасти предопределят её сами.
Надеюсь, что благодаря вышеописанному эта «перезагрузка» принесёт и какую-то пользу.