Трудно быть режиссёром,

Aug 07, 2014 23:35

...экранизирующим фильм по книге, написанной в другую эпоху и полной совершенно непонятных современному зрителю аллюзий и реалий.

Отсмотрел легендарный германовский opus magnum "ТББ". Очевидно, написана уже тонна разборов этого фильма, поэтому, безо всякой претензии на откровение, просто отмечу для себя отдельные аспекты. Если коротенько, кино понравилось, смотрели всей семьёй В целом, произведение оставило весьма разноуровневые впечатления, притом, как ни странно (лично для меня), не только негативные.

Понравилась операторская работа, -- снято как бы "качественно", все эти модные подрагивания-подёргивания и насыщенность кадра предметами и движением помогают воссоздать атмосферу какого-то кишечника, в котором все эти увлекательные события происходят; с другой стороны, где-то к середине фильма это стало отдавать эстетством и чем дальше, тем больше заедать. Любопытна "разрядка" кадра в конце фильма -- появились крупные полупустые планы и статичная камера, эдакие прям задумчивые русские пейзажи заснеженной Средней полосы. Связано ли это со сменой режиссёра, или это такой тонкий ход, обозначающий границу между "до" и "после" (ну, в смысле, "восстания Руматы") -- лично мне неясно.

Сюжет не вполне понятен человеку, не читавшему книгу (это как раз про меня). Вроде, были какие-то "серые", на смену которым пришли "чёрные" (и в этом-то и есть один из месседжей фильма -- весьма спорных, на мой вкус), что, на более понятном мне языке, очевидно, как-то глухо отражает крайне внезапный перехват власти у родовой аристократии централизованным квазитеократическим государством. При всём этом, толпа деградировавших и постаревших засланцев с Земли -- мнсов и снсов, -- ведущая не пойми кому нужные и неясно как документируемые наблюдения за планетой (чисто с точки зрения организации научной экспедиции, происходящее является отборным бредом и проеданием фондов), сочетаемые с вялыми и лишёнными какой-либо системы попытками как-то положительно влиять на объект в развивательном ключе, пьянствует, изредка съезжаясь на корпоративы. Складывается впечатление, что их заслали с Земли при Союзе, а за время их пребывания на планете последний распался, что, в целом, обессмыслило экспедицию и лишило её и идей, и руководства (а сами учёные, как ни странно, как-то не поимели соблазна заняться цивилизаторством в более активных формах). Один из наблюдателей, Румата, шизеет от постоянных кур в кадре всей этой бессистемности и, очевидно, пресловутой надрывно-трагической невозможности что-либо изменить (хотя имеет к тому, с моей т.з., просто вагон возможностей без каких-то особых кровопролитий). И вот так двадцать лет и два года терпит он все творимые вокруг ужасы, а потом у него завалили бабу его чаша терпения переполняется, и понеслось построение новой, более прогрессивной формации -- феодализма не пойми чего в форме катания по пленэрам на санях в сопровождении рабов и игры на псевдо-саксофоне, что ли. В общем, как минимум, ясно, что без книги, с сюжетной точки зрения, этот почти трёхчасовой артефакт с трудом поддаётся дешифровке.

В целом, выстроенный Германом/Стругацкими мир полон внутренних логических нестыковок, погружаться в которые как-то даже нет смысла. Так, навскидку, разве что, отмечу следующие моменты.

Например, тотальные гонения на грамотеев и даже талантливых ремесленников (!), как по мне, выглядят полным идиотизмом. Во первых, грамотное население не берётся ниоткуда, а появляется в результате работы каких-то систем образования, -- традиционно, домашнего образования для тех, кто может такое позволить (аристократия), и, в более массовом и доступном варианте, в лоне некой церкви (которая тут вполне себе есть и имеет мощную и продвинутую организацию, -- целый орден, например). Т.е. носители образования изначально есть продукт существующей системы и доктрины и, уже в силу одного лишь этого, не представляют угрозы для порядка вещей сами по себе как (а) носители идеологии оного и (б) агенты, встроенные в него структурно. Во-вторых, в Арканаре мы видим развитое государство с серьёзными элементами централизации, что неминуемо влечёт за собой необходимость ведения документации, а, стало быть, обуславливает востребованность грамотеев. В-третьих, Арканар не существует в вакууме -- есть соседи, где к книгочеям "относятся лучше", что автоматически создаёт им (соседям) сравнительное преимущество и (а) переводит их в разряд более интересного объекта исследования (вот, спрашивается, а зачем тогда этот Арканар -- ведь "Возрождение", получается, не у него, и надо идти туда, где оно есть) и (б) формирует предпосылки к попаданию Арканара в зависимость от этих самых соседей, в чём не остаётся никаких сомнений в свете отнюдь не пацифистского характера тамошней цивилизации; т.е., опять же, преследование грамотных является несусветной глупостью.

В свете наличия феодалов и централизованной монархии (и при всём том, речь идёт именно о централизации власти -- в фильме не видно гордых баронов, оспаривающих друг у друга заливные лужки и вершащих суд и расправу на своих территориях в качестве суверенов оных), а также такого института, как брак, просто нереально, чтобы в обществе не существовало права, регулирующего отношения между хотя бы упомянутыми группами интересов, но мы не видим ни намёка на суды, ни отсылов к правовым нормам, хоть бы и обычным (кроме двух условных -- Румату нельзя "привлекать" -- "он же королевской крови", и "я барон, у меня есть привилегия не снимать шляпу"). Это, кстати, ко всему прочему, ещё и один дополнительный элемент недостоверности темы с гонениями на грамотных (как и то, что по всему-де королевству продаются таблички с надписью про "рыцаря" дона Рэбу, -- это кто ж их читает-то?).

С лично моей т.з. не вполне понятно, с чего граждане учёные взяли, будто в Арканаре Возрождения нет. Арканар вполне материально-технически развит -- там есть сложные каменные и деревянные оборонительные и жилые сооружения, кареты, конструкционно непростое оружие (арбалеты, например). Применяются блоки. Есть отхожие места вне домов! (любопытно, создатели фильма хотя бы понимали, что это значит?) Упоминается о преследовании изготовителей очков (!), что говорит о весьма обширных междисциплинарных знаниях на стыке медицины, химии и физики (подите, изготовьте-ка стекло хотя бы приблизительно потребных диоптрий и прозрачности "на коленке"!). Степень проработанности доспехов и оружия говорит о том, что и кузнецы/ремесленники высокого класса там были/есть. Да что там, там в совсем недавнем прошлом был целый Арканарский государственный университет! С любой позиции, это весьма развитое общество, а творящийся повсеместный кровавый беспредел абсолютно не противоречит реалиям Возрождения, а даже, эмпирически говоря, в них вполне вписывается. Съездили бы авторы на один день в гости к папскому двору при, скажем, семействе Борджиа; погуляли бы по улицам Парижа при Людовике, ну, хотя бы, даже и XIII-м эдак под вечерок -- ещё и не на такое насмотрелись бы, куда там вашему Арканару. Т.е. "Возрождения нет", но, на самом-то деле, оно вполне себе есть (в т.ч. и по конкретно земным меркам).

...И при всём этом -- не быт, а сплошное недоразумение. Не иметь одновременно скотного, проходного и постоялого двора в собственной спальне -- это как бы азы комфорта (отметим, что этого нет даже в замке славного дона Руматы, который вполне мог бы начать пресловутое Возрождение с себя, на собственном примере показав окружающим хотя бы аристократам, как можно банально разграничить функциональные зоны в доме, решив при этом кучу важных задач). Есть замки и дома, но крышу наладить мы не в состоянии, жижа через дыры течёт чуть ли не прямо на постель нашему "аристократу". "Не верю!"

Отправлял-отправлял Румата "умников" (или что там вместо них могла предложить местная разумная фауна) за какие-то болотА, да не выотправлял: жили они там-были своим научным комьюнити, возгоняли спирт (это ж каким, кстати, идиотом надо было быть, чтобы разломать перегонный аппарат (горько сетуя при этом на отсутствие прогресса), -- спирт, например, можно не только пить, о чём наш мэнээс, по идее, должен был бы знать; да и воду так дистиллировать можно было бы, -- но это, на общем фоне, уже просто мелочи), вели, гипотетически, дискуссии о высоких материях, -- чем тебе не заготовка для какой-никакой научной школы; ан нет, победил Румата, прогнал злых "чёрных", а всё справляется о табачнике с какой-то там улицы как о единственном "умном" местном. Передохла вся эта выездная сессия учёного совета там на его харчах, что ли?

Эдакое Средневековье, мрак, сырость, но при этом горы еды. Куры лазят где ни попадя (ха-ха, в реалиях не то что Тёмных веков, но и едва ли не конца XIX века в Европе в простых семьях и хлеб-то не каждый день случался, а тут такое, да без охраны), яйца давятся за просто так, старик идёт по улице с окорочком в руке... Да при таком пищевом изобилии они, несмотря на климат, уже вполне впали бы в ряд счастливых излишеств, и такого сурового режима, относящегося, скорее, к условиям сплошного ресурсного дефицита, в стране не установилось бы.

Кругом -- сплошное смертоубийство, реки фекалий крови. Румата в этом плане ходит эдаким "девственником" -- на его счету лишь отсечённые уши и... репутация отчаянного рубаки (но на раёне-то всем известно, что парнишка, по ходу, пацифист). Между тем, в этой связи есть пара нюансов. Во-первых, убеждён, что в тех условиях для выживания ему таки пришлось бы кого-то регулярно пускать под нож, иначе лично его экспедиция имела бы все шансы закончиться на самой ранней стадии. Во-вторых, будь наш дон настолько воздержанным по части насилия, это стало бы такой аномалией в том средневековом мире, в котором Румата обитал (а добавьте-ка сюда слухи и неизбежные преувеличения), что, скорее всего, вокруг него за годы обязательно сформировался бы какой-либо религиозно-философский культ, имеющий, скажем, ненасилие одним из элементов; и уж всяко он приобрёл бы просто опасно огромную популярность в королевстве, что, с моей т.з. делает невозможным выдерживание сюжетной линии: за два десятилетия подобной популярности он, как по мне, уже возглавлял бы некую новую религию своего имени и/или подвергся бы покушениям и гонениям со стороны массы заинтересованных лиц, что, скорее всего, закончилось бы предсказуемо, -- а именно, восшествием Руматы на трон [нового] государства.

При этом местная религия в том виде, в котором она краями упоминается в фильме, -- это какая-то нордическо-пуританская камасутра, сотканная, таким образом, из сложносовместимых (если вообще совместимых) начал. Тоже книжки для всего этого добра нужны, кстати, -- по крайней мере, на таком этапе развития. В общем, несуразица на нонсенсе и абсурдом погоняет.

О том, как Румата мог бы заводить друзей и оказывать влияние на людей изменить мир Арканара к лучшему безо всяких кровопусканий, можно писать много. Кмк, ему, в целом, достаточно было бы просто подавать пример, потихонечку вводя в оборот небольшие псевдоэволюционные подвижки в измерении материального быта с акцентом на утилитаризме новшеств. "Тараном" местной косности могла бы выступить с особой эффективностью медицина, -- любой, даже самый законченный тиран, по идее, заинтересован в выживании и поддержании здоровья, а тут без знаний, в т.ч. и передающихся письменным путём, не обойтись; ergo, вот вам уже и сперва (полу)закрытые "шарашки", а вот и секретный университет под вывеской монастыря, и пошло-поехало. Ну да о чём тут, вообще, говорить...

Отдельно о морали сей басни. Месидж намбер ван. Вот "освободил" горбачёв Румата тупых совков рабов, уж и постареть успел, а они колодки не снимают -- мол, привычка-с, уж не серчайте, барин. Рабство-де въелось в подкорку, никак уходить не хочет. Оставим за скобками сам этот крайне сомнительный тезис -- так, собирательная Скарлетт, натерпевшаяся от вчерашних рабов при Реконструкции, вряд ли с ним согласится, да и других примеров достаточно. Но пусть, пусть освобождённые рабы и спустя годы (Ярмольник Румата уж постареть успел) не выходят за устоявшийся паттерн и, как ни странно, хотя бы не пускаются во все тяжкие, -- ну там, "панские экономии" пойти пожечь, всё такое. Пусть. Но тут, конечно, первый вопрос лидеру-Румате, а что, собственно, он сделал для выдавливания из рабов капель раба за отчётный период? Ну там, школы какие построил, письменности взялся обучать квадратно-гнездовым способом, сам взялся писать своим новым подданным простые и понятные трактаты в духе Библии, законов Хаммурапи и Макаренко с Песталоцци? Извлёк своих выкормышей заболотных (см. выше) на свет Божий? Не, на санях катается. В опчем, у этого "бога" "кроме мордобития -- никаких чудес". Т.е. как бы мимо кассы, месидж-то, даже на материале конкретной матрицы, построенной в фильме.

Месидж за нумером цвай (нумерация лично моя, дана в случайном порядке) -- "где пришли серенькие, жди чёрненьких". Тут не всё логически безупречно, с моей т.з. Вопрос, в частности, в направлении этой тенденции. Если "серые" пришли после "белых", то да, не будем исключать скорого прихода "чёрных" (что бы это ни значило). Но если "серые" пришли после "чёрных"? Может, это таки позитивный тренд-то, а? Может, не будет больше "чёрных"-то?

Третий месидж -- конечно же, "трудно быть Богом". Кстати, единственный вменяемый и непротиворечивый вывод из всего фильма, с которым я готов согласиться при условии того, что это утверждение case-sensitive и формулируется так, как написано выше. Т.е., таки да, богом (это который с бесконечным здоровьем и юберваффе в ручонках) быть просто, а вот Богом -- трудно. У Руматы как раз и не получается. Не дана ему большая буква.

Завершу своё неструктурированное бурчание на оптимистичной ноте, отметив симпатичный момент-реферрал. В кадре ("с наскока" не нашёл это место, а повторно пересматривать чудо-фильм желания нет, но, вроде бы, дело было во дворце) некий мужик играет на духовом инструменте. И композиция эпизода, и мелодия навеяли воспоминание о прекрасных кадрах из фильма "Aguirre, Der Zorn Gottes", в котором индеец исполняет местную музыку для конкистадоров.

Герман, ТББ, Стругацкие, шоб було, Россия

Previous post Next post
Up