Медицина каменного века. Часть II.

Sep 24, 2015 20:48




Инкский череп из Куско, с которого началось исследование трепанаций древности. Источник: Медникова 2004, с. 8.

Продолжаем публикацию прекрасной статьи Александра Соколова о медицине каменного века.

Первую часть Александр начал с того, что медицинская помощь невозможна без сострадания, и установил, что наши ближайшие родственники - шимпанзе - вполне способны на альтруистическое поведение. Судя по ряду находок, уже для наших далёких предков была характерна забота о ближних, ведь иначе сложно объяснить, почему среди останков древних людей встречаются скелеты инвалидов и стариков. Мы рассмотрели некоторые свидетельства того, что наши предки владели навыками лечения переломов и умели проводить ампутации. Теперь черёд за новыми «процедурами».

Трепанации




Мурзак-Коба. Предполагаемая символическая трепанация на черепе женщины. Источник: Медникова 2015, с. 57.

В 2015 г. М. Медникова исследовала череп женщины из Мурзак-Кобы с помощью микрофокусной рентгенографии. При сильном ударе обязательно были бы радиальные трещины - но их нет, хотя повреждение черепа глубокое. А вот при трепанации (сверлением) остался бы именно такой след.

Между прочим, трепанация - вскрытие черепа - рискованная процедура даже в наши дни. И тем не менее это - древнейшая хирургическая операция, проводимая человеком - по крайней мере, из того, что известно учёным.

Ещё во второй половине XIX века древние черепа со следами трепанаций попали в поле зрения археологов. «Сперва американский дипломат Э. Д. Скуайер нашёл древний трепанированный череп в Перу и послал его на экспертизу крупнейшему специалисту того времени - французскому антропологу Полю Брока, - пишет Мария Медникова в своей книге «Трепанации и культ головы». - Позже ещё одна сенсационная находка была сделана уже в самой Франции. Археологи раскопали полтора десятка трепанированных черепов и ещё вырезанные из них пластинки, и не где-нибудь, а в слоях нового каменного века!»



Зачем же древние люди вскрывали друг другу черепа? Мы уже упомянули ритуальные цели. Но явно этим перечень ситуаций не исчерпывался. Трепанировать могли:

- при черепно-мозговых травмах (например, полученных в бою);
- при сильных головных болях (вызываемых повышенным черепным давлением);
- при попытках лечить различные психические заболевания, эпилепсию и т. д.;
- при попытках добиваться от человека различных психических эффектов - например, сделать его более послушным; более агрессивным; «божественно безумным».

Возможно, наблюдения за тем, как после травм головы причудливо меняется поведение человека - натолкнули древних на попытки добиваться подобного эффекта.

У антропологов опять возникают трудности:

- как отличить посмертную трепанацию от прижизненной?
- как отличить трепанацию от следов травм, инфекций и других заболеваний - микоза, костной опухоли, сифилиса, остеопороза и т. п.?

Поскольку трепанация было в древности, видимо, широко распространённой практикой, у антропологов есть богатый материал для исследований. Существовало множество разных методов трепанации:

- скобление;
- круговое прорезание;
- сверление небольших отверстий и прорезание «мостика» между ними;
- вырезание фрагментов прямоугольной формы, с последующим удалением скальпа или без, с вживлением вырезанного фрагмента и т. д.

Использовались сверла, акульи зубы, кремнёвые и обсидиановые ножи, скорлупа кокосовых орехов, раковины.







Трепанированные черепа из Перу. Все фото предоставлены С. Дробышевским

Огромные коллекции трепанированных черепов пришли из Южной Америки, с территории Перу. Практика трепанаций у древних индейцев появилась ещё в III веке до н.э., но кульминации достигла у инков. Инки добились в этом высочайшего мастерства, о чём говорит то, что более 80% протрепанированных выживало, причём без осложнений, инфекций и т. п. Для сравнения - при аналогичных операциях в Европе XIX в. смертность колебалась от 50% до 100% (!). Пишут, что следы трепанации обнаружены на 16% найденных черепов инков! Число трепанаций на отдельных черепах достигает семи; нередко удалялись крупные куски черепа. Видимо, это было модным делом…

Судя по тому, что значительная часть трепанаций локализована преимущественно на лобной кости слева, трепанации могли проводиться с целью лечения боевых травм. Резали аккуратно, стараясь не задеть мышцы, оболочки мозга и т. д.




Церемониальный нож инков со сценой трепанации на рукояти, Перу. Источник: Ramirez 2010

Трепанации «народных хирургов» известны и в современную эпоху - например, этим прославилось кенийское племя кисии, чьи знахари ещё в середине XX в. мастерски трепанировали путём скобления головы, причём безо всякой анестезии и дезинфекции. Так кисии лечат головные боли или травмы. В 1962 году документально зафиксирован пациент, которому провели - барабанная дробь - 35 подобных операций!

Но вернёмся в каменный век. Какие трепанации можно считать древнейшими?

Знаменитый памятник Дольни-Вестонице (верхний палеолит, Моравия, 25-29 тыс. лет назад). Здесь нашли не каких-нибудь пару скелетов, а целую кроманьонскую группу - 31 человек, включая 6 детей. На черепах нескольких мужчин - одинаковые поверхностные повреждения, расположенные сходным образом, справа на лобной кости. Такое сходство говорит о том, что это не случайные травмы, а скорее часть ритуала - глубокое шрамирование. Конечно, речь идёт не о медицинской, а о символической трепанации.

В 2012 году подобный случай древнейшей символической трепанации установлен Марией Медниковой для черепа из Тельмановской стоянки (Костёнки 8, в Воронежской области).

Однако всё это «оперативные вмешательства», скорее всего, отнюдь не медицинского характера. Настоящие трепанации появляются уже в мезолите-неолите.

Вот несколько таких находок.

В 1996 г. скелет исключительно хорошей сохранности найден в Энсишейм (Ensisheim, Эльзас, Франция), в некрополе ранних земледельцев. Пожилой мужчина умер примерно 7100 лет назад. В его черепе красуется… нет, не одно, а целых два крупных отверстия со следами заживления. И это здорово, так как исключает инфекцию, опухоль и десятки иных случайных причин. В данном же случае это почти наверняка трепанация. Семь тысяч лет назад хирург уже умел мастерски вскрывать череп и сделал это даже дважды. Зачем? Мы не знаем. Правда, одно из отверстий зажило лишь частично…




Череп с двумя трепанациями из Энсишейм, Франция. Источник: Alt 1997.

вот ещё более древний случай, с территории ближнего зарубежья. Могильник Васильевка III открыт в 1955 году (это Днепровские пороги, Украина). Крупное мезолитическое погребение, возрастом - согласно радиоуглеродному анализу - 9300-8220 лет назад. На одном из 23 черепов (хранящихся в уже упоминавшейся Кунсткамере), обнаружено полностью зажившее высверленное отверстие. Судя по следам на черепе, принадлежавшем пожилому мужчине, поводом для операции послужила травма. В результате ушиба мозга и внутреннего кровоизлияния старик страдал сильными головными болями. Как избавиться от мигрени? Выпустить из черепа злых духов, конечно.

Череп аналогичной древности с зажившей трепанацией найден и в могильнике Васильевка II.




Череп с трепанацией из могильника Васильевка II. Источник: Lillie 1998.




Васильевка III. Трепанированный череп и микрофокусная рентгенограмма сквозного дефекта (б). Источник: Медникова 2015, с. 53.

Стоматология

А теперь о самом сокровенном - о наших зубах. «Зубы у людей болели с древнейших времён» (Капитан О., 2015). А ещё люди издревле обожали ковырять в зубах чем попало.

Почти два миллиона лет назад подросток D2735, чьи останки найдены в Дманиси (Грузия), регулярно пользовался палочкой-зубочисткой, которую с особым рвением всаживал между 1-м и 2-м правыми молярами (об этом говорят горизонтальные бороздки на соответствующих поверхностях этих зубов). Это в итоге привело к развитию воспаления - периодонтита, что хорошо видно на томограмме: между корнем зуба и пластинкой альвеолы образовался зазор. Зуб у парня шатался и болел. Не злоупотребляйте зубочистками, друзья! (см.: http://antropogenez.ru/single-news/article/343/)

Подобные следы от зубочисток найдены на зубе из Гран Долины (Атапуэрка, Испания) возрастом около миллиона лет и у раннего человека из Омо в Эфиопии (более двух миллионов лет назад!). А уж неандертальцы и кроманьонцы ковырялись в зубах постоянно.




Челюсть из Дманиси: D2735 пользовался зубочисткой. Слева - горизонтальные бороздки на правом нижнем первом моляре. Справа - компьютерная томограмма: зазор между корнем зуба и альвеолой (периодонтит). Источник: Margvelashvili 2013

В общем, гигиена полости рта имеет миллионолетнюю историю. А что с кариесом? Этот недуг, развитие которого связывают с употреблением вязкой, высокоуглеводной пищи, широко распространился у древних земледельцев.

Судя по историческим источникам, древние египтяне боролись с кариесом уже 5 тысяч лет назад. Греческие врачеватели лечили кариес высверливанием инфицированных полостей в зубах. Есть и более древние свидетельства - пломбы из пчелиного воска (6,5 тыс. лет назад, Словения); и даже сверление зуба с помощью лучкового сверла 9 тысяч лет назад (Пакистан).

В июле 2015 года в журнале Nature опубликована статья, которая отодвигает появление стоматологических навыков ещё на 5 тысяч лет в прошлое, в палеолит!

В 1988 году в Рипаро Виллабруна (Север Италии), в скалистом гроте найдено погребение молодого мужчины. Скелет напрямую датирован радиоуглеродом - молодой человек жил 14 тысяч лет назад. Первоначально отверстие в нижнем правом третьем коренном описали как обычный кариес. Однако недавно этот зуб вновь привлёк внимание исследователей. Антрополог Стефано Бенацци (из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге) заинтересовался полостью в зубе, которую изучили с помощью сканирующего электронного микроскопа - и обнаружили на её внутренней поверхности множество параллельных царапинок. Такие повреждения не могут возникать при жевании - тем более что они встречаются даже в нижней части кариесной полости (а сверху исчезают, видимо, в результате износа зуба). Скорее, бороздки появились в результате круговых движений каким-то твёрдым инструментом. Исследователи предположили, что это результат действий древнего стоматолога, удалявшего поражённую кариесом часть зуба.

Чтобы проверить гипотезу, был поставлен ряд экспериментов: коренные зубы пытались резать костяными, кремнёвыми и деревянными остриями. Как и предполагалось, именно кремнёвое орудие оставило следы наиболее близкой формы (что было подтверждено опытами на 6 зубах. Интересно, чьи зубы использовались?) Надо сказать, что похожие повреждения могут появиться на зубах, если в них зажать что-то - например, кусок мяса - и пытаться резать его. Так делали неандертальцы! Однако вряд ли в таком случае получились бы царапины внутри полости зуба.




Моляр с кариесной полостью из Рипаро Виллабруна. Источник: Oxilia 2015.




Царапины на внутренней поверхности кариесной полости зуба из Венето Доломитес. Сканирующая электронная микроскопия. Источник: Oxilia 2015.

Древний лекарь действовал с помощью кремнёвого острия. Учитывая, что кариесное поражение, оставшееся в исследуемом зубе, небольшое - лечение возымело эффект.

Газовая масс-спектрометрия даже выявила в полости нечто, что может быть следами восковой пломбы - но материала слишком мало, и исследователи предпочли не делать смелых выводов. Можно только добавить, что, судя по изношенности зуба, после операции человек жил ещё долго и, надеемся, счастливо.

Важно здесь, что, во-первых, зуб не сверлился, а выскабливался. По мнению авторов исследования, такая практика развилась из использования обычных зубочисток. Во-вторых, это значит, что люди озаботились лечением кариеса ещё до появления земледелия. Правда, подобная находка пока что одна. Возможно, данная проблема характерна именно для конкретной группы кроманьонцев, чья пища была богата углеводами.

Не костями/зубами едиными…

Наконец, мы подходим к вопросу: какие источники, помимо скелетных останков, могут рассказать нам о медицинских познаниях людей палеолита? Орудия? Но у древних, скорее всего, не было бормашин и скальпелей, манипуляции проводились теми же кремнёвыми ножами, которыми разделывали свежезабитого мамонта. Что же ещё?

На стоянках неандертальцев нередко находят охру. Охра - древнейший краситель, и обычно полагают, что именно в таких - символических - целях она и использовалась обитателями стоянок. Однако некоторые исследователи выдвигали и иные версии - охра могла применяться как антисептик (см., например, Velo, .I. (1984) Ochre as medicine: A suggestion for the interpretation of the archeological record. Current Anthropology 25, 674). Так охру ещё совсем недавно использовали австралийские аборигены, которые прикладывали её к поражённым местам при воспалениях и кожных болезнях; делали из охры компрессы, мазали царапины. Пишут, что охра благотворно влияет на состояние кожи, может защищать как от солнца, так и от холода. Может быть, в подобных целях охра применялась ещё в среднем палеолите? Но доказать это, увы, крайне трудно.




Погребение Шанидар IV. Источник: Leroi-Gourhan 1975, p. 562.




Подготовка погребения Шанидар IV (реконструкция). Источник: http://www.donsmaps.com/clancave.html

Много шума наделал другой случай, который, я уверен, уже вспомнили наши образованные читатели. В который раз в моих публикациях появляется знаменитая иракская пещера Шанидар - что делать, из песни слова не выкинешь. Эта пещера раскапывается с 1953 года, здесь найдены останки десяти неандертальцев - семи взрослых и трёх детей. Вероятно, это намеренное погребение. Возраст останков - 60 тысяч лет.

Один из уникальных аспектов - наличие в одной из могил большого количества цветочной пыльцы. Эта особенность была обнаружена в 1972 году при проведении палинологического анализа образцов грунта из погребения Шанидар IV. Большинство образцов содержали один и тот же набор пыльцы, характерный для этой местности. Однако 2 образца резко выделялись - в них оказалось множество скоплений пыльцы, не менее чем по 100 пыльцевых зёрен в каждом. Такое бывает, если в почву попадают целые цветки. Пыльца, образовавшая скопления, относилась к 7 видам растений - эти цветы и сейчас растут в Ираке.

Могли ли они случайно попасть в пещеру? - задался вопросом один из авторов исследования, археолог Ральф Солецки. Могила находилась в 15 метрах от входа. Ни деятельность птиц или грызунов, ни даже окаменевшие фекалии не могли создать такую картину. В одном из образцов, помимо того, найдено крыло бабочки. Не на могильные цветы ли она прилетела? Солецки интерпретировал находку как часть «эстетического погребального ритуала»: возложение трогательных букетиков на могилу усопшего товарища, либо подстилка из цветов и веток деревьев, на которую уложили покойника. Однако позже исследователи обратили внимание на фармакологические свойства растений, найденных в Шанидаре (впрочем, в 1975 году медицинскую версию высказал и сам Солецки).




Фрагмент Крыла бабочки из Шанидар IV (образец грунта 313). Увеличено в 400 раз. Источник: Leroi-Gourhan 1975, p. 563.

В статье 1991 г. Ян Лиетава подробно рассматривает этот вопрос. Вот растения, чья пыльца попала в могилу: тысячелистник, василёк летний, крестовник, мускари, хвойник безлистный, алтей. Все эти растения известны своими лекарственными свойствами и давно используются в народной медицине.

О свойстве тысячелистника заживлять раны писал ещё Гомер. Василёк летний, по свидетельству Плиния, использовал в качестве антисептика сам кентавр Хирон. Некоторые виды рода крестовник используются для лечения травм у индейцев. Хвойник применяется в китайской народной медицине как средство против кашля, жаропонижающее и противовоспалительное. Кроме того, он содержит эфедрин и может использоваться как стимулятор. Алтей широко известен в медицине со времён Гиппократа.

Знание этих трав помогло бы врачевателю каменного века залечивать раны, которые были частыми у неандертальцев. Итак, вполне возможно, что выбор данных растений обусловлен не эстетическим чувством, а их лечебными свойствами. Правда, почему лекарственные растения оказались в могиле? Неандертальцы лечили покойника? Все-таки без привлечения ритуала объяснение повисает в воздухе…

Знание прошлого ограничено скудным набором фактов, дошедших до наших дней. Мы видим некий срез реальности, а скорее даже отдалённое эхо, затухающий отголосок, отражение отражения. Что осталось за пределами нашего знания, что пока ускользает? Владели ли древние мастерством мануальной терапии или массажа? Ставили ли больному глиняные банки и горчичники? Кололи ли кремнёвыми иглами? Собирались ли на сеансы психотерапии вокруг костра? Кости молчат. Но, быть может, специалисты изобретут ещё более изощрённые методы - и кости заговорят сухим медицинским языком? Впрочем, что-то я размечтался. С утра першит в горле. Пойду-ка я лучше в аптеку, куплю алтейки - чем я хуже неандертальцев из Шанидара?

Литература

Alt, Kurt W. et al. Evidence for stone age cranial surgery // Nature, Vol. 387, 22 may 1997, p. 360.
Buquet-Marcon, Cecile; Charlier, Philippe & Samzun, Anaick. The oldest amputation on a Neolithic human skeleton in France // Nature Precedings : hdl:10101/npre.2007.1278.1 : Posted 29 Oct 2007
Lietava, Jan. Medicinal plants in a Middle Paleolithic grave Shanidar IV? // Journul of Ethnopharmucology. 35 (1992) 263-266
Leroi-Guurhan, Arlette. The Flowers Found with Shanidar IV, a Neanderthal Burial in Iraq // SCIENCE, VOL. 190, 7 NOVEMBER 1975, pp. 562-564.
Lillie, Malcolm C. Cranial surgery dates back to Mesolithic // Nature, Vol. 391, 26 February 1998, p. 854.
Margvelashvili, Ann et. al. Tooth wear and dentoalveolar remodeling are key factors of morphological variation in the Dmanisi mandibles // PNAS October 7, 2013 http://www.pnas.org/content/early/2013/10/02/1316052110.abstract
Oxilia, Gregorio et al. Earliest evidence of dental caries manipulation in the Late Upper Palaeolithic // Nature, Scientific Reports 5, Article number: 12150 (2015), 10 March 2015
Robinson, K. P. Historical aspects of amputation // Annals of the Royal College of Surgeons of England (1991) vol. 73, 134-136.
Solecki, Ralph S. Shanidar IV, a Neanderthal Flower Burial in Northern Iraq // SCIENCE, VOL. 190, 28 November1975, p. 880-881.
Trinkaus, Erik & Zimmerman M.R. Trauma Among the Shanidar Neandertals // American Journal Of Physical Anthropology 57:61-76(1982)
Медникова М. Б. Трепанации в древнем мире и культ головы. Москва, «Алетейа», 2004.
Медникова М. Б., Моисеев В. Г., Хартанович В. И. Обряды перехода в каменном веке по данным физической антропологии // Краткие сообщения Института археологии, 2015 г., выпуск 237, с. 50.
Ramirez, Pedro Miguel; Berti, Aldo F.; Santillan, Alejandro. Evolution of Neurosurgery and Neurosurgical Centers in Ancient Peru // Annual Meeting A Celebration 60 years of Neurosurgery. October 16-21, 2010
Вааль де Ф. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов. М., «Альпина-нон-фикшн», 2014
Гудолл Джейн. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г.

Опубликовано впервые на портале XXII век.

Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке.

трепанация, хирургия

Previous post Next post
Up