| 06 ноября 2024 г.
Евгений Головченко, эксперт по российской политической коммуникации, рассказал EUvsDisinfo о своих исследованиях, российских мультфильмах, сериале «Однажды» на канале «Рыбарь» и о том, как прославление российской войны является одним из элементов всеобъемлющей, всеохватывающей пропагандистской кампании. Он также рассказал о том, как успешно противостоят дезинформации и манипуляции за пределами России.
Какова конкретная тема вашего исследования?
Я - доцент кафедры политологии Копенгагенского университета и Копенгагенского центра социальных данных, где я занимаюсь исследованиями в области политической коммуникации и международных отношений. В 2020 году я написал докторскую диссертацию о прокремлевской дезинформации в социальных сетях, где я изучал такие вещи, как то, как российская дезинформация распространяется в социальных сетях, насколько она распространена, а также как ей противодействуют в социальных сетях.
Как мультфильмы стали средством дезинформации?
Я думаю, становится все более и более очевидным, что Россия не только производит пропаганду и дезинформацию на контролируемом государством телевидении или на более традиционных каналах социальных сетей. Они пробуют разные площадки и культурные продукты. Одними из них являются мультфильмы и комиксы. За последние несколько лет мы увидели несколько новых мультсериалов, которые по сути пропагандируют российское государство и российские военные усилия.
Что это за мультфильмы, и кто их продюсеры?
Существует множество продуктов. Некоторые из них производятся российским государством, в то время как другие производятся российскими негосударственными субъектами, которые имеют очень тесную связь с российским государством. Очень интересным примером является мультсериал, созданный Rybar, который является относительно известным российским каналом Telegram с более чем миллионом подписчиков, который предоставляет обновления о войне. Они также функционируют как аналитический центр и называют себя актером, который защищает интересы России на «информационном фронте» - подразумевая информационную войну с Западом. Rybar, конечно, изображает Россию так, как они это называют, «правильно».
На поверхности это функционирует как низовое, снизу вверх усилие людей, которые пытаются понять войну и говорить о войне, но они также находятся в тесных и симбиотических отношениях с российским государством. Рыбарь пропагандирует российские военные усилия и взамен получает поддержку, либо прямую, либо косвенную, от российского Министерства обороны. Контент также распространяется различными субъектами, которые связаны с российским государством.
Рыбарь - аналитический центр, ставший производителем пропагандистских мультфильмов?
Точно. Рыбарь выпускает свой анализ войны, и это то, что сделало их высоко цитируемыми также в мировых и даже западных СМИ. Но в то же время они также выпускают пропагандистский контент для продвижения российских военных усилий. Эти мультфильмы или серии комиксов являются одним из их продуктов. [Эти мультфильмы публикуются как на русском языке, так и Рыбарь также доступен на английском языке для охвата более широкой аудитории.]
[Подробнее о происхождении канала Rybar читайте
здесь и их
недавние усилия, включая избирательную деятельность в США.]
Открыто ли они говорят о том, кто финансирует их работу?
Да, в некотором смысле. Если вы прочитаете серию мультфильмов, вы обычно увидите, что их поддерживает фонд. Если вы посмотрите на этот фонд поближе, вы часто увидите, что его поддерживают различные российские государственные субъекты, например, Министерство обороны России. Иногда там просто говорится, что они «сотрудничают» с Министерством по этим продуктам. Так что они относительно открыто говорят о сотрудничестве с российским государством, конечно, не раскрывая, как именно это происходит.
Каково содержание, и кто герои/главные герои?
Мультсериал «Однажды» (который распространяется российским Telegram-каналом/мозговым центром Rybar, по сути является военными историями из полномасштабного вторжения России в Украину. Это изображение российских солдат как героев, которые храбры, сражаются за свою страну и справедливость, а не за деньги. В отличие от украинских солдат, которые в этих мультсериалах очерняются и изображаются слабыми, трусливыми и контролируемыми Западом. Украина изображается как фальшивая страна или не-страна.
В одной из серий есть фотография украинских солдат, которые буквально говорят, что они борются за возможность жить за границей в США. Это явная пропаганда, упрощающая реальность, показывая российских солдат как героев, которые защищают мирных жителей, а украинских солдат как злодеев, которые угрожают мирным жителям.
Персонажи обычно довольно плоские. Мультфильмы почти никогда не углубляются ни в одного из персонажей. Но основной посыл заключается в том, что Россия на хорошей стороне, а Украина/Запад - на плохой. Это посыл, который, вероятно, найдет отклик у большой части российской аудитории.
Если мы посмотрим на различные опросы о том, во что на самом деле верят россияне, то многие люди поддерживают войну и видят Россию на правильной стороне. Эти карикатуры рассчитаны на тех людей, которые уже выступают за войну и пытаются продвигать армию и военные усилия России.
Можете ли вы описать один мультфильм или эпизод, который произвел на вас особое впечатление?
В сериале «Однажды» одна сцена посвящена мирным жителям в зоне военных действий на Украине. Женщины, которые прячутся в своих домах, испытывают облегчение от того, что поблизости нет украинских солдат, и размышляют, стоит ли им покинуть зону военных действий в целях безопасности. В следующей сцене мы видим, как украинские солдаты въезжают на своих боевых машинах, а украинский солдат входит в дом этих гражданских женщин. Наглядно намекается, что этот украинский солдат хочет совершить акты сексуального насилия в отношении этих гражданских лиц. Женщины убегают от этого «злого украинского солдата», но когда они уезжают на гражданской машине, на них нападают другие украинские солдаты. Затем, откуда ни возьмись, в небе появляется российский вертолет и пытается «героически» спасти мирных жителей от «злых украинских солдат». В этом пропагандистском повествовании один из российских летчиков сбит, и есть сцена, где он «героически» принимает свой последний бой против украинцев. В этой сцене он похож на Чака Норриса, и скрытый посыл довольно ясен: российские солдаты сражаются на этой войне, жертвуя собой, чтобы защитить мирных жителей от «злых украинцев».
Как и где распространяются эти мультфильмы в России?
Рыбарь и их мультсериал «Однажды» - о военных историях и полномасштабном вторжении, они распространяют эти мультфильмы на сайте Рыбаря. Они также утверждают, что Рыбару помогают в распространении этих мультфильмов другие актеры и организации, связанные с российским государством. Есть сообщения о министерствах в России, которые распространяют подобные мультфильмы в школах или через художественные выставки, где некоторые из этих провоенных мультфильмов и комиксов демонстрируются в поездах, которые ездят по всей России.
Кто является основной целевой аудиторией?
Если вы посмотрите на более широкие усилия российской пропаганды по распространению таких мультфильмов, то есть сообщения о распространении среди школьников. Но они предназначены не только для детей. Они рассчитаны на более молодую аудиторию. Это очень важная деталь, потому что среди молодого поколения в России есть некоторая поддержка войны и российского режима. Но не такая высокая, как среди старшего поколения. Молодое поколение в России меньше потребляет российские государственные новостные каналы, такие как телевидение, радио и газеты. Они больше сидят в социальных сетях. В последние годы российские власти уделяли большое внимание пропагандистским усилиям в отношении молодого поколения. Они сосредоточены на создании компьютерных игр, на изменении школьных программ и учебников, на внеклассных мероприятиях после школы, чтобы попытаться продвинуть российские военные усилия. Это говорит о том, что эти серии мультфильмов являются частью более широких усилий по охвату более молодой демографической группы.
Ожидаете ли вы больше мультфильмов или подобной продукции?
Да. Усилия российской государственной пропаганды за последние несколько лет показывают, что правительство готово финансировать больше культурных продуктов, которые продвигают определенные темы и направления и являются частью того, что они иногда называют «военно-патриотическим воспитанием».
Российское правительство открыто подчеркивает, что оно хочет продвигать культурные продукты, которые поддерживают войну. Самый очевидный пример - киноиндустрия, но они [также] продвигают производство российских игр и других культурных продуктов. Создание пропаганды в серии мультфильмов и других подобных продуктах, которые говорят с молодым поколением, - это следующие очевидные шаги после фильмов, игр и поп-музыки.
Как вы оцениваете воздействие этих мультфильмов?
Трудно определить влияние этих конкретных карикатур на политические взгляды, но если мы посмотрим на более широкие исследования в области политической коммуникации, политической рекламы или политических кампаний, то станет ясно, что изменить взгляды и отношение людей только с помощью политической рекламы очень сложно. В краткосрочной перспективе проще обратиться к людям, которые уже во что-то верят, чтобы заставить их поверить в это еще больше.
Если мы просто сосредоточимся на эффектах одной или нескольких политических карикатур или комиксов, мы упустим главное, потому что эти продукты - лишь капли в гораздо большем океане пропаганды, которая начинается с детского сада и продолжается на улицах с рекламными щитами, телеканалами, радио, газетами, созданием игр и поп-культурой. Мы знаем гораздо меньше об эффектах этих более масштабных пропагандистских усилий. Но если мы посмотрим на опросы о том, во что на самом деле верят россияне, и как они видят мир, эти убеждения часто очень сильно совпадают с тем, что показывают на государственных пропагандистских каналах.
В чем разница между проведением отдельных кампаний по влиянию на общественное мнение и более комплексными коммуникационными или пропагандистскими усилиями?
Когда мы говорим о пропаганде в западном контексте, люди часто говорят о пропагандистских кампаниях как о чем-то, что имеет дату начала и дату окончания. Например, пропагандистская кампания, направленная на влияние на мнение людей о конкретных выборах. Однако, если мы посмотрим на пропаганду в России, нацеленную на российское внутреннее население, пропагандистские усилия гораздо более тотальны.
У российской пропаганды нет даты начала и даты окончания. Она разработана более непрерывно и тотально. Она начинается в детском саду, где вы узнаете об Украине, о «злом Западе» и так далее. Она продолжается в начальной школе. Она продолжается на улице, где вы видите рекламные щиты, пропагандирующие войну и пытающиеся вербовать молодых людей в армию. Она продолжается на радио. Она продолжается на телевидении и даже в обыденных разговорах между людьми. В некоторых случаях российская пропаганда создана так, чтобы полностью поглотить человека и не оставить места и времени для размышлений и вопросов или сомнений в сообщениях, которые вы слышите десятилетиями.
Например, рассматривая исследования пропаганды, начиная с холодной войны, один из ключевых авторов теорий пропаганды
Жак Эллюль, французский социолог и философ, говорил о пропаганде как о всеобщем общественном усилии, а не о пропагандистских кампаниях. Чтобы пропаганда была эффективной, она должна психологически охватить человека, чтобы убедить его, что он на правильной стороне истории, что война закончится очень скоро, что все хорошо, а враг плохой и т. д. Это должно быть сделано через многочисленные медиа-источники. По сути, это то, что происходит сейчас в России.
Мы склонны фокусироваться на кампаниях в социальных сетях, но это только часть картины. Российское государство пытается распространять пропаганду практически через любую платформу социальных сетей, которую оно может, и практически через любые офлайновые СМИ или каналы, которые оно может. Использование социальных сетей российским государством сегодня является частью более долгой тенденции, когда российское правительство постепенно установило контроль над основными устоявшимися СМИ, такими как телевидение и радио, на протяжении 2000-х годов, но затем поняло, что есть такая вещь, как Интернет, которая предоставляет альтернативную сферу государственным СМИ. Поэтому теперь они постепенно пытаются установить контроль также и над социальными сетями, чтобы обеспечить эту совокупность усилий.
Каковы ваши основные выводы относительно попыток российских государственных СМИ манипулировать информационным пространством, и кто этому противостоит?
Я проводил исследование распространения прокремлевской дезинформации в социальных сетях. Если посмотреть на западные социальные сети, прокремлевская дезинформация не всегда так распространена, как можно было бы подумать. Часто ее опережают те, кто противостоит дезинформации. Естественно, это может варьироваться от платформы к платформе.
Еще один из моих главных выводов заключается в том, что если мы посмотрим на то, кто стоит за противодействием дезинформации в социальных сетях, то зачастую это негосударственные субъекты, такие как журналисты и блогеры, которые выполняют важную функцию в формировании того, что мы видим и чего не видим в социальных сетях.
Не могли бы вы привести примеры подобных попыток манипулирования информационным пространством?
Можно вернуться к началу войны, которая, как утверждают, началась в 2014 году с вторжения России в Украину. Одним из первых важных событий, которые обозначили войну на карте, стало крушение гражданского авиалайнера MH-17, летевшего из Нидерландов в Малайзию. Он был сбит на юго-востоке Украины. Главным вопросом было, кто сбил самолет? Это была Россия или Украина? Теперь мы знаем, основываясь на международном расследовании, что его сбили российские сепаратисты. Но в то время царила путаница, и было много дезинформации по этому поводу.
Распространение дезинформации в Twitter, например, показало, что примерно 5-6% твитов о сбитии распространяли российскую государственную дезинформацию. Но на каждый дезинформационный твит приходилась гораздо большая волна контрдезинформации, которая выступала против дезинформации Москвы. Эти усилия в значительной степени направлялись гражданскими аккаунтами, журналистами, энтузиастами разведки с открытыми источниками и т. д.
Итак, Россия не «десятифутовая», и нам не нужно отчаиваться и поддаваться дезинформации, потому что мы можем что-то сделать против манипуляции информацией?
Точно. Это было основано на исследовании Twitter в другое время, когда Twitter также прилагал больше усилий для борьбы с дезинформацией и дезинформацией на своей платформе. Немного сложнее сказать, в какой степени это обобщается на X, после того как платформу купил Илон Маск.
Как вы оцениваете сегодня уровень контроля российских властей над внутренним информационным пространством?
Она очень обширна и очень глубока. Российские власти контролируют телевидение, которое до сих пор является важным источником информации для большой группы россиян. Большинство крупных телеканалов либо контролируются государством, либо лояльны ему. Они уничтожили последние, более крупные независимые новостные агентства, которые теперь находятся в изгнании за пределами России, потому что им пришлось бежать, чтобы избежать тюремного заключения.
Теперь Кремль борется за контроль над Интернетом как с помощью законов о цензуре, которые могут карать людей тюремным заключением за противоречие пропагандистским нарративам, продвигаемым российским государством, так и посредством заполнения социальных сетей, т. е. каналов Telegram и других социальных сетей.
До 2022 года в России уже была весьма впечатляющая инфраструктура онлайн-цензуры. После полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года российские власти заблокировали Facebook и Instagram, замедлили Twitter, а в последнее время также пытаются замедлить YouTube. Они пытаются повторить то, что китайские власти сделали несколькими годами ранее. Они пытаются переместить российскую аудиторию с западных платформ социальных сетей на российские платформы социальных сетей, которые соответствуют российским законам и российской политике цензуры.
Является ли эта попытка заполнить информационное пространство попыткой «информационного наводнения», вытесняющей качественный контент?
Определенно. Если оглянуться на 2011 год и более ранние годы, то среди ученых, которые следят за российскими СМИ, шла дискуссия о том, что есть устоявшиеся СМИ, которые продвигают государство и определенно не уделяют много эфирного времени оппозиционным взглядам.
Затем появились интернет-издания, которые использовались оппозицией для содействия организации протестов. Видя, что российское правительство не может получить власть, цензурируя только традиционные СМИ, они усилили свои усилия по заполнению онлайн-сферы как фейковыми [неподлинными] аккаунтами, так и онлайн-изданиями, используемыми для прогосударственной дезинформации. Если мы перейдем к настоящему времени, то увидим, что в социальных сетях есть сотни каналов, которые продвигают правительство, которые продвигают военные усилия России. Часть из них управляется государством, но часть также управляется негосударственными субъектами, которые хотят поддержать российское государство.