Корсар, Музыкальный театр республики Карелия

Nov 30, 2014 01:05

Род деятельности: Корсар. Характер: нордический, выдержанный.

В репертуаре Музыкального театра республики Карелия балет «Корсар» в редакции хореографа и художественного руководителя балетной труппы Кирилла Симонова идет уже три сезона -  с 2011 года. И, похоже, за это время чувства героев порядком поугасли. В минувшую пятницу на сцене музыкального театра свежий онежский бриз загасил огонь восточных страстей этого балета.

«Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря…» Нет, пожалуй, начать мой рассказ стоит не так, хотя пролог балета «Корсар» переносит зрителей как раз в будущее море, где терпит кораблекрушение судно с главными героями на борту. Впрочем, их самих опасность пойти ко дну, кажется, ничуть не заботит: товарищи по пиратскому ремеслу Конрад (Жаргал Тубчинов), Бирбанто (Иван Азанов) и Али (Тахакиро Цубо) в течение нескольких минут принимают картинные позы и всячески дают понять, что главное - «думать о красе ногтей» даже в минуту смертельной опасности. А когда тебя - естественно в красивой позе -  выносит на берег после шторма - стоит тут же позу эту сменить на более комфортную и невозмутимо лежать, пока вокруг радостно танцуют прекрасные девы.
Конрад, протагонист спектакля, вообще очень хладнокровен - показывать даме, спасшей тебе жизнь и со временем ставшей небезразличной, свою симпатию - дело настоящего мужчины недостойное, считает он. Более того, «Чем меньше женщину мы любим…», уверен Конрад. И он, знаете ли, прав. Медора (Алевтина Мухортикова) откликается на вялые любовные зовы Конрада, точнее, на их отсутствие со всей силой юного девичьего сердца. Что ж, откроем секрет, в качестве награды она получает пару крепких дружеских объятий в финале спектакля.
Ее подруга, Гюльнара, в классических версиях этого балета тоже не прочь откликнуться на чей-нибудь любовный зов и пофлиртовать, пусть даже с целью сугубо прагматической - например, усыпить бдительность Сеид-Паши, хозяина обширного восточного гарема. Тут же Гюльнара (Татьяна Павлова) скорее смогла бы привлечь мальчика Кая из совсем другой истории в свои чертоги, чем разжечь огонь страсти в не по годам резвом и атлетически сложенном Сеид-Паше (Василий Сидоренко). Хотя… кому-то строгие женщины даже нравятся, верно?
Али, раб Конрада, своей незавидной ролью в рамках спектакля очевидно не удовлетворен. Внешне он, как и все герои, хладнокровен, но почему-то мне кажется, что за патетически-равнодушными позами у портала стоит желание показать, что он тоже достоин обожания (он и правда его достоин - высота прыжков  г-на Цубо  и его владение корпусом делают ему честь).
Единственный из ключевых персонажей, кто дает слабину и позволяет чувствам вырваться на волю - это работорговец Ланкедем (Ильшат Умурзаков).  В танце с Гюльнарой Ланкедем галантен и, как положено восточному мужчине, горяч. Однако растопить сердце красавицы не под силу и ему.
Сквозь все перипетии сюжета пираты и их подруги проходят, не поведя бровью. Для настоящих героев   погони, похищения, драки  - дело вполне будничное, а вы как думали?
Итог балета довольно предсказуем даже для неискушенного зрителя - все отрицательные персонажи повержены (читай: деловито проткнуты мечами), а все положительные персонажи мчатся в светлое будущее на потрепанном штормом пролога корабле (что, кстати, сильно снижает их шансы на это будущее).
Но Конрад, Али, Медора и Гюльнара, как мы уже поняли, готовы встретить любые трудности, сохранив абсолютную непоколебимость духа и - немаловажно - красоту позы.

В качестве эпилога
«Корсар» в ряду классических постановок, идущих сейчас на российской, да и, пожалуй, мировой, балетной сцене, стоит особняком. Осколки драгоценной хореографии в относительно неизменном виде Петипа смог сохранить разве что Большой театр, автор музыки Адольф Адан, хоть и является признанным мастером, славы наравне с Петром Ильичом не снискал, а сюжет, полный - в хорошем смысле - «пошлостей в восточном вкусе» не позволяет зрителям рыдать над судьбами героев.
Одним словом, балет не претендует на «наше все», а, значит, двери для желающих поставить свою редакцию этого балета, открыты. Вошедший в эти двери Кирилл Симонов, худрук Музыкального театра республики Карелия, купировал несколько кордебалетных эпизодов и чуть пересобрал спектакль с учетом возможностей труппы, создав балет, где каждый из артистов может показать себя с лучшей стороны. Его редакция балета безусловно удачно адаптирована к возможностям труппы - и техническим, и, скорее всего, финансовым. Однако в этом балете г-н Симонов выступил и в качестве художника по костюмам, где его талант проявился чуть менее ярко. Костюмы героев не передают настроение восточной сказки, они отсылают фантазию зрителя то к балету «Карнавал», то к «Раймонде», а то и вовсе к «Эсмеральде», что, на мой взгляд, является самой большой неудачей карельской версии «Корсара».. 

Корсар

Previous post Next post
Up