БЛАГОВЕЩЕНСК - БЕЛОГОРСК

Jan 30, 2013 04:09







Жарким утром прибыл в Благовещенск прямым поездом из Биробиджана. Поневоле - не было других билетов - ехал в невозможно роскошном современном вагоне, хотя и купе.





Вокзал в Благовещенске явно напоминает о Ярославском вокзале в Москве. И неслучайно - в 1913 году именно сюда впервые на Дальнем Востоке дошла Транссибирская магистраль, хотя сейчас Благовещенск находится на тупиковом однопутном неэлектрифицированном ответвлении от станции Белогорск на Транссибе.
Да, перед революцией Благовещенск был вторым городом на Дальнем Востоке (сейчас - пятый), немного отставая от Владивостока. Это легко объясняется его статусом центра Приамурья, плодородная лесостепь которого в те времена активно распахивалась переселенцами из европейской части империи, в основном из украинских губерний.
Сейчас явственно ощущается произошедшая с тех пор деградация города.
Вокзал, построенный на окраине города, в общем-то, так на ней и остался, главное изменение - что теперь до него можно доехать на троллейбусе, между вокзалом и центром Благовещенска простирается настоящая деревня:





Порой встречаются совершенно по-деревенски покинутые, разрушенные дома.
Редкое вкрапление городских каменных домов:





От исторической части города, занимающей значительную площадь, сохранилось совсем немного, такое ощущение, что старые здания тотально сносились, заменяясь блочными пятиэтажками, а в последнее время - ещё такими безвкусными высотками, пародиями на близлежащий Китай:





Стоит упомянуть, что город имеет прямоугольную планировку, которой на плоской равнине у слияния Амура и Зеи ничего не препятствует. Советская и современная застройка при такой планировке выглядит особенно уныло.
Костёл - признак былого значения города.





Необычно, что он не разрушен и не используется как склад для хранения просроченных батареек, а превращён в православный храм.
Китай очень близко - за рекой. Когда ещё от вокзала выходишь на перпендикулярную Амуру большую улицу 50 лет Октября, в перспективе замечаешь огромное колесо обозрения. Удивляешься, зачем оно в захолустном провинциальном городе - на китайцев через Амур смотреть? И лишь почти подойдя к реке, понимаешь, что это колесо расположено не в Благовещенске, а в заречном китайском Хэйхэ.
Из-за близости Китая основной вид занятия горожан - продажа и перепродажа китайских товаров, в огромных количествах следующих через границу. В центре торговые заведения занимают все выходящие на улицу первые этажи серых пятиэтажек, а здания пониже отдаются под торговлю полностью:





Одна из главных достопримечательностей - памятник торговцу-челноку, расположенный прямо посреди центрального рынка:





В связи с рынком следует отметить главное для меня достоинство Благовещенска. Это первое место на пути из Владивостока, включая сам Владивосток, где на улице можно купить дешёвую местную еду в колхозных магазинах или автолавках, а не только привозное из соседних стран. Наелся нормального хлеба и молочных продуктов.
Образцово унылая главная площадь:





На улице Ленина, недалеко от реки, можно даже найти немного старой застройки:









Вообще, город, несмотря на непосредственное соседство азиатского гиганта и второй экономики мира, производит самое совковое впечатление из всех посещённых мной дальневосточных городов. Слышал, что в Комсомольске-на-Амуре что-то похожее, но я там не был.
Цените время - летайте на самолётах:





Нечастый след современной эпохи, и довольно красивый след, что ещё реже встречается:





Не вполне заброшенный городской парк, где единая россия по своему обыкновению ратует за культуру:





Совсем местный креатив:





Пограничник с собакой на нашем берегу, телебашня, колесо обозрения и торговый центр "Юань Дун" - на китайском:





Тут стоит сказать, что набережную в Благовещенске украшают изо всех сил, стремясь не ударить в грязь перед могучим соседом. Но - разница всё равно налицо.





По середине Амура плавает катер с китайскими экскурсантами и на всю реку в мегафон рассказывает о России.
Набережная в городе точно одна из самых капитальных в стране - высокая, железнобетонная, со съездами к воде (для танков-амфибий?).





Купаться, конечно, запрещено, но я искупался вместе с местными - больно уж жарко было.
На благовещенской набережной даже восстанавливают некоторые утраченные старые здания.





Вот, например, арка цесаревича, построенная в своё время во многих дальневосточных городах в 1890х годах в ознаменование проезда через эти места наследника российского престола, будущего Николая II.
Впрочем, аутентичная старая застройка также сохранилась урывками:





В центре - опять памятник первому дальневосточному губернатору Муравьёву-Амурскому, основателю Благовещенска.
Ещё одна совковая черта в городе - скопированные с советских автоматы с газированной водой.





Причём, судя по реакции желудка, некачественную и невкусную газировку из автоматов явно делают в Китае.
Гидротехническая война на Амуре - то китайцы выдвинут набережную в фарватер, пустив воду размывать наш берег, то мы - их:





Ещё одно достоинство города - современное здание областного дворца культуры:





Неожиданно приятное и оригинальное.
Так, пройдя сначала от вокзала до Амура, потом вдоль Амура на запад и на восток, я направился обратно на железнодорожный вокзал.
По дороге пристали местные жители.





Они очень деликатно пытались мотивировать меня дать им денег, но я спешил и они не успели меня уговорить.
Поезд повёз меня обратно на станцию Белогорск.
Село Белогорье у железнодорожного моста через Зею, типичное для Амурской области:





Неуловимо похоже на украинское.
А это плодородная приамурская равнина:





Как и в Хабаровском крае, земля производит впечатление бесхозной и совершенно никому не нужной.
Через три часа езды со скоростью велосипеда добрались до большой станции Белогорск на Транссибе.





Как и все современные города Приамурья, Белогорск основан крестьянами-переселенцами из западных регионов страны.
Привокзальную площадь по этому случаю украшает металлическая копия деревянной телеги переселенца:





Да, и начиная с Амурской области наряду с японской/корейской/китайской техникой, редко-редко начинает попадаться наша, в основном старая. Забавно сочетание муниципальных автобусов русского и корейского производства в Белогорске:





Трогательный базар "Вкусняшка" при входе на платформу:





Поезд стоял в Белогорске чуть ли не час, я успел купить билеты на поезда до самого Челябинска.

август, текст, Благовещенск, Дальний Восток, Амурская область, Амур, Россия, Китай-Россия 2012, Транссиб-2012, транспорт, 2012, железная дорога, большое путешествие

Previous post Next post
Up