Как водится, рано утром обнаружил себя в поезде в немыслимой позе частично на краю сиденья, частично под ним. Поезд без видимых усилий проскочил загазованный Ланьчжоу и въехал в пределы Тибета - в провинцию Цинхай. Тибет встретил нудным мелким дождиком, низкой облачностью и невысокими холмообразными горами. Впрочем, набор высоты чувствуется - растительность стала заметно севернее и примерно соответствует нашему умеренному климату.
Итак, мы вышли из поезда в провинциальной столице Синине. Вокзал в центре города ремонтируется, его заменяет сараеподобный и очень далёкий от центра города Западный вокзал:
К слову сказать, начальная точка знаменитой высокогорной железной дороги на Лхасу.
Увы, в сам Тибетский автономный район мы не попадали, потому что официальные туры очень дороги, неофициальные запрещены, а для нелегального автостопа у нас было явно многовато вещей.
Так что первым делом мы отправились в храм Таар в сининском пригороде Хуанчжуне, используя этот шанс посмотреть на настоящий тибетский буддистский храм.
Храм Таар был основан в XVI веке, в рамках всего Тибетского региона не очень заметен, но является крупнейшем в северо-восточной части этого региона (провинция Цинхай).
Лирическое отступление - так выглядят типичные китайские туристы:
Как видно, архитектура храмовых построек отличается от буддистских храмов Великих равнин Китая разве что менее яркой раскраской и более бедным декором. Кроме того, внутренняя планировка комплекса неправильна, присутствует такая черта буддизма-ламаизма, как ступа.
Основные отличия - в интерьере построек и в архитектуре внутренних дворов.
Гораздо меньше используется камень и гораздо больше - дерево, всё обильно декорируется шёлком и шкурами яков.
Внутренние помещения значительно теснее, больше заполнены всякого рода скульптурой (опять-таки доля деревянной гораздо больше), стиль её скульптуры - скорее индийский.
Везде расставлены зажжённые светильники с ячьим маслом, пространство перед большинством скульптур буквально усеяно банкнотами - божества (будды, бодхисатвы, не очень разбираюсь) явно более капиталоёмкие, чем в восточных провинциях.
При этом с фотосъёмкой всё гораздо строже - если в Китае, как правило, нельзя снимать только монахов, то в тибетских храмах нельзя снимать практически ничего. В целом, монахи менее дружелюбны. Так, например, из-за фотографии выше добрый местный служитель запер тяжеленные ворота, ведущие во двор, и совсем не хотел меня отпускать.
Даже пасти традиционных китайских льводраконоподобных тварей забиты деньгами.
Даже большой камень в центре двора весь буквально обклеен дензнаками.
Кроме того, тибетский храм кажется более натуральным, чем китайский - больше запахов, среди них знакомые запахи горящего масла, дерева, благовоний; нет убийственной симметрии.
Городская улица рядом с храмом Таар.
Обратите внимание на гибрид мотоцикла и автомобиля - особенность улиц тибетских городов и селений.
Далее вернулись в Синин, в центр было уже поздно ехать, прошлись по южным окраинам, застройка не слишком понравилась:
Зато понравилась местные закусочные, принадлежащие "китайским мусульманам" - народу хуэй. В них обнаружился более-менее нормальный хлеб, и солёный (!) чай.
Я наконец-то побрился налысо - во избежание жары и вшей.
По славной традиции, заночевали на поросшей деревьями горе, примыкающей к городу с юга: