Как устроен любой большой город постсоветского пространства в первой половине XXI века?
2.
Если, конечно, он возник и начал расти до прихода советской власти.
В центре историческая застройка - ну или то, что от неё осталось.
3.
Потом промышленный пояс, появившийся в эпоху стремительной индустриализации, в конце XIX и первой половине XX века.
4.
А за ним - спальные районы, многоэтажные микрорайоны, воплощённая в градостроительстве советская плановая экономика.
5.
Вы спросите: где же частный сектор?
6.
Он может находиться в любой из этих трёх зон, и чем южнее - тем больше его будет. Для советских планировщиков он обычно был временным явлением, "провалом" в структуре советского города, и поэтому его пока можно было не замечать.
7.
Большинство больших советских городов располагались на равнине, и по идее должны были расти в разные стороны, и при движении в любом направлении от окраины надо было пересечь спальные микрорайоны, индустриальный пояс и только потом оказаться в центре. Так было в
Москве и в
Петербурге, в
Екатеринбурге, Минске и Киеве.
8.
А вот в южных городах, даже в крупных, с многоквартирными домами часто было не очень, и микрорайоны могли появляться только с какой-нибудь одной стороны, ну или с разных, но с большими перерывами между ними.
9.
В
среднеазиатских городах, как правило, микрорайоны располагались группами с одной стороны от центра, ну а Алма-Ата - город хотя и более урбанизированный на фоне своего региона, но её пространственное развитие всегда было ограничено горами: Заилийский хребет с юга зажимает главный город
Казахстана в тиски.
10.
На востоке гор нет, но там холмистые предгорья и малоэтажные пригороды, на юге районы хоть и престижные, но мало места - горные склоны быстро начинают идти вверх.
11.
Так и получилось, что Алма-Ата последние полвека развивалась преимущественно в западном направлении, и там появился единственный по-настоящему крупный спальный район Южной столицы.
12.
Единственный - но зато какой!
13.
Крупный: десяток микрорайонов и десятки кварталов занимают территорию примерно 5 на 5 километров, что довольно обширная площадь для такой плотной застройки, но не очень много в масштабах такого города как Алма-Ата.
14.
Думаю, что я не очень ошибусь, если скажу, что в западных микрорайонах главного города Казахстана проживают сотни тысяч человек, значительная часть населения Южной столицы.
15.
В Средней Азии с этим жилмассивом могут сравниться (но немного не дотягивают до них по размеру) только крупнейшие "спальники"
Ташкента вроде
Чиланзара, ну а в масштабах постсоветского пространства Западная Алма-Ата оказывается в одном ряду с такими спальными районами, как московское Орехово-Борисово, петербургская Гражданка, тольяттинский Новый Город, харьковская Салтовка (до недавнего времени).
16.
Ещё в Алма-Ате промышленный пояс сформировался только в северном и северо-западном направлениях, но это уже другая история.
Алма-Ата с пригородами представляет собой длинную застроенную полосу, вытянувшуюся на несколько десятков километров вдоль северного подножия Заилийского Алатау - широкую (до 20 километров в районе центра города), но всё же полосу.
17.
(отсюда) Город в своих официальных границах уже больше похож на прямоугольник, а вот западный спальный жилмассив - это тоже прямоугольник, но уже расположенный перпендикулярно горам.
18.
Этот обширный жилмассив делится на две примерно равные части рекой Большая Алматинка.
19.
(отсюда) Восточнее, ближе к
центру города - более старая застройка, 1950-е-1970-е годы, в основном квартальная, западнее - поновее, в основном микрорайоны, строительство которых началось в 1970-е годы и позже.
20.
При этом в более старых кварталах больше совсем новой застройки, относящейся уже ко времени независимости, ведь эти места ближе к центру, здесь дороже земля и престижнее жильё.
21.
(отсюда) На юге главный спальный район Алма-Аты он упирается в самые горные склоны, на севере - выходит на равнину.
22.
На севере, внизу он переходит через проспект Райымбека, самую длинную улицу Алма-Аты.
23.
(отсюда) Раньше она носила название "Ташкентская", и это более подходящее название, ведь ещё западнее эта магистраль сразу переходит в дорогу на
Ташкент. Впрочем, в
Астану, в столицу Казахстана выезжать из Южной столицы тоже стоит именно по этой дороге.
24.
На востоке проспект Райымбека соединяет Западную Алма-Ату с
центром и
севером города одновременно.
25.
Но всё же главная улица алматинского Запада, как и
всей Алма-Аты - это проспект Абая, который проходит примерно через середину района.
26.
В отличие от Райымбека/Ташкентской, он никуда толком не ведёт, упираясь в малоэтажную застройку западных пригородов.
27.
Проспект Абая - это главная улица и для центра города, и если по проспекту Райымбека границей западного жилмассива можно считать неширокий промышленный пояс, то по проспекту Абая это разделение не так явно, я бы даже сказал, что здесь центр переходит в западные районы довольно постепенно.
28.
Наверное, многие со мной не согласятся, но я принял за условную границу речку Есентай (Весновку), которая пересекает проспект Абая в районе театра имени Ауэзова и одноимённой станции метро.
29.
Это одна из самых красивых станций
алматинского метро, на мой взгляд.
30.
(отсюда) Напротив театра Ауэзова - Алматинский цирк с такой вот скульптурой:
31.
Да, метро продолжается вдоль проспекта Абая на запад.
32.
И в западной части города расположено 6 из 11 станций местного метрополитена.
33.
Уже первая очередь метро ("Райымбек Батыр" - "Алатау") в 2011 году зашла в западную часть города.
34.
И оба участка, открытые с того момента (2015 и 2022 годы) - это продления метрополитена дальше на запад.
35.
Га
И пущенная в 2022 году "Бауыржан Момышулы" построена явно "на вырост".
36а.
36б.
Она расположена на западном краю этого спального района, там где многоэтажки постепенно поглощают частный сектор.
37.
Над эскалаторным спуском на "Момышулы" - панно с неявным смыслом.
38.
Самая красивая станция в западной части города - это "Сарыарка".
39.
Она расположена практически в центре западного жилмассива.
"Сарыарка" - это казахское название для Казахского мелкосопочника, края старых невысоких гор, занимающих значительную часть центра страны.
40.
Поэтому дизайн станции отсылает к традиционной степной жизни казахов, и к новой жизни казахов: на верхней части панно явно изображена
Астана.
41.
Из других станций выделяется "Москва" построенная на пару с московской
"Алма-Атинской". Жаль, что о российской столице на этой станции напоминают только фотографии Москвы на стенах, красный цвет стен (облицованных дешёвым пластиком, впрочем) и, возможно, двухэтажная конструкция станции.
42.
Ещё, возможно, у алматинцев красный цвет ассоциируется с Москвой - как с бывшей советской столицей.
43.
Собственно, связь западного жилмассива с центром города - это была главная задача, поставленная перед алматинской подземкой, и это пока единственная серьёзная задача, которую решил единственный в Казахстане метрополитен.
44.
Несмотря на двухкратный рост казахстанской Южной столицы в последние тридцать лет (с 1 до 2 миллионов человек населения), многоэтажное строительство здесь, пожалуй, не такое безудержное, как мы привыкли видеть в российских городах-миллионниках.
45.
Кажется, что рост Алма-Аты происходит в основном за счёт частного сектора, как в городе, так и в западных и восточных пригородах.
46.
(отсюда) В целом, даже на постсоветском пространстве такое характерно для городов Юга, и для среднеазиатских городов в частности.
И сейчас основная часть западно-алматинского жилмассива - это советская застройка.
Как это часто бывает в Средней Азии, в панельные серии вносят приятное разнообразие декоративные элементы.
А где и просто конфигурация зданий.
48.
И немалый кусок крупнейшего спального района Алма-Аты - это старшее поколение панелек, пятиэтажки.
49.
Но именно в западном жилмассиве Алма-Аты можно увидеть целые новые микрорайоны, наступающие на малоэтажную застройку. И, видимо, дальше планируется освоить ещё немало территории: не зря же в паре километров за "Бауыржаном Момышулы", строится станция "Калкаман".
А дальше проектируется и станция "Западный Автовокзал", которая будет расположена на западном выезде из города по Райымбека/Ташкентскому тракту, и рядом будет построен новый автовокзал, образовав такой необходимый нынешней Алма-Ате пересадочный узел между метро и междугородним транспортом.
Ведь метрополитен в Южной столице ухитрились трассировать так, что с него нет прямой пересадки ни на один из двух железнодорожных вокзалов и ни на один из двух автовокзалов.
Автовокзал "Сайран" который считается главным (и даже имеющий статус "международного"), расположен в западной части Алма-Аты, рядом с проспектом Райымбека, но в паре километров севернее метро (одноимённая станция "Сайран").
50.
Это внушительное здание, памятник позднесоветского функционализма, кажется мало изменившимся за последние десятилетия и выглядит полупустым.
51.
Видимо, значительная часть междугородних рейсов (многие из которых, как принято в средней Азии, выполняются на маршрутках и "коллективных такси") отправляется с других, более удобно расположенных мест.
52.
Недалеко от "Сайрана" можно обнаружить местный технологический университет, отвечающий за научно-образовательную составляющую на западе Алма-Аты.
53.
Одно из видимых новшеств, которое привнесла советская власть в Среднюю Азию - это крупные водоёмы: раньше самое значительное, что можно было увидеть в регионе - это маленькие пруды.
В
Таджикистане,
Узбекистане эти водоёмы, по сути дела просто большие пруды, назывались "Комсомольскими озёрами", а вот на западе Алма-Аты, на самой полноводной в городе реке Большая Алматинка было создано озеро Сайран. Только вот в ноябре 2022 оно оказалось без воды.
54.
Только Большая Алматинка от этого водохранилища и осталась.
55.
56.
Возможно, это произошло из-за сухого лета, когда вся вода ушла на орошение лежащих ниже, на равнине полей.
57.
А в более удачное время здесь - настоящая зона отдыха.
58.
Хотя вот набережная Сайрана уже явно не один год заброшена.
59.
В целом, в Западной Алма-Ате с парками неплохо: здесь зелёных зон несколько больше, чем в среднем по городу.
60.
61.
Как и в Южной столице в целом, заметны парки и прогулочные зоны вдоль бегущих с гор рек.
62.
А вообще, стандартный парк в главной жилой зоне города выглядит как-то так:
63.
А так - нестандартный, с Махатмой Ганди (прямо как в Москве):
64.
Совсем рядом с метро "Сарыарка", можно обнаружить зелёную зону с совсем не азиатским названием "Фэмили-парк".
65.
И соответствующим оформлением.
66.
Впрочем, сам парк выглядит более обычно.
67.
Ещё внутри почему-то обнаруживается военная техника.
68.
Такая общая постсоветская традиция.
69.
По уровню благоустройства и качеству городской среды главный "спальник" Алма-Аты, конечно, не дотягивает до Москвы.
70.
Но находится явно впереди Ташкента и других узбекистанских и тем более таджикистанских и киргизских городов.
71.
Троллейбусов на западе Алма-Аты почти так же много, как в центре города, они встречаются практически на всех главных и многих второстепенных улицах района.
72.
Одной из основных функций алматинской
трамвайной системы тоже была связь запада и центра города, и обе последние линии, функционировавшие пару десятилетий до окончательного закрытия местного трамвая в 2015 году, соединяли именно эти два района Алма-Аты.
Кое-где в Западной Алма-Ате - в районе автовокзала "Сайран", например - даже через семь лет всё ещё лежат рельсы (на выделенном полотне, между прочим) и напоминают о самой большой градостроительной ошибке местных властей в XXI веке.
73.