Алма-Ата: что снизу

Apr 22, 2024 00:19






Алма-Ату можно сравнить с каким-то человеческим органом, глазом или целым головным мозгом, к которому нервы и сосуды подходят только с одного краю.

1.


Так и Южная столица Казахстана, где все железные дороги и основные автомобильные магистрали подходят только к северной, нижней части.

2.


Это наименее престижная и, пожалуй, наименее приятная часть города, но она критична для его жизнеобеспечения. Это не только аэропорт, вокзалы и автовокзалы и транспортные развязки, но и промзоны, и рынки.

3.


Именно через нижнюю часть Алма-Аты проходит самая длинная улица города - проспект Райымбека, больше известный как улица Ташкентская.

4.


В Средней Азии, где официальная топонимика изменилась очень сильно, местные даже десятилетия спустя (и даже те местные, которые не застали свои города до переименований) упрямо называют улицы, проспекты, районы и даже города старыми названиями.
Вот, даже "Яндекс" под это подстраивается.

4а.


Если бы не неофициальный, местами даже затрапезный этой улицы, её можно было бы назвать главной улицей Алма-Аты: ведь она пересекает город практически на всю его длину.

5.

(отсюда)

Но Райымбека-Ташкентская не везде достаточно широка, не может похвастаться большим количеством примечательных зданий, и поэтому проигрывает расположенному выше и южнее проспекту Абая.

6а.


6б.


Хотя, в отличие от проспекта Абая, по проспекту Райымбека можно сразу, никуда не сворачивая, выехать и на Китай, и на Бишкек-Чимкент- Астану- Ташкент-Москву, пусть для этого и придётся немного постоять в пробках.

7а.


7б.


Самые большие в городе промзоны расположены в основном севернее и ниже проспекта Райымбека, но в его срединной части она переходит через него и даже проходит немного южнее.

8.


Таким образом, если едешь по Райымбека-Ташкентской с запада на восток или с востока на запад, то между восточным участком, расположенным почти в центре города, и западным, проходящим по главному спальному району Южной столицы, эта магистраль проходит по промышленному поясу.

9.


Почти "как у больших", практически как в Москве и Петербурге.

10.


Самое выдающееся сооружение на этом проспекте - это мавзолей того самого Райымбека, расположенный в промзоне где-то посередине между центром и западом города.

11.

(отсюда)

Не просто Райымбека, а Райымбек-батыра - именно так его называют в Казахстане.

12.

(отсюда)

Разнообразные "батыры" - это постоянные действующие лица казахстанской истории вплоть до самого последнего периода.

13.

(отсюда)

Собственного, до прихода русских большую часть времени эта территория не была единой, были степные ханства и очень много степной вольницы, а кто будет главным персонажем в такой истории? Сильный человек на коне, "батыр", от которого, говорят, и произошло наше "богатырь".
Впрочем, в XVIII веке, когда жил Райымбек, Казахстан был под единым правлением почти в нынешнем своём размере.

14.

(отсюда)

Власть Абылай-хана довольно долго признавали все три жуза.
И пусть были в истории Казахстана ещё периоды единства под рукой более могущественных ханов, и то, что Абылай-хан принёс присягу на верность Российской империи, но тем не менее.

15.

(отсюда)

Райымбек был полководцем этого могущественного правителя, успешно сражавшийся с джунгарами, которые были настоящим бичом Средней Азии той эпохи - пока их не сокрушили китайские войска.
Мавзолей Райымбек-батыра, в честь которого, судя по всему, и переименовали в 1990-е годы Ташкентскую улицу - вовсе не старое строение, несмотря на свой оригинальный и историчный вид.

16.


В дореволюционное время сооружение над могилой батыра, видимо, было более скромным, и оно было разрушено уже в Гражданскую войну. А то, что мы можем видеть сейчас - это удачный новодел 1990-х годов постройки.

17.


Проспект Райымбека - единственное место в "нижнем городе", куда пришло алматинское метро: станция "Райымбек Батыр" открылась уже в 2011 году, в составе первого участка.

18.


При этом сам проспект Райымбека - это одна из главных в Алма-Ате "автобусных магистралей": по нему проходит множество автобусных маршрутов, некоторые из которых по скорости перемещения между западом и востоком Южной столицы не уступают метро.

19.


По большей части проспекта проходит выделенная автобусная линия, что дополнительно увеличивает конкурентоспособность этого вида транспорта.

20.

(отсюда)

Чуть восточнее станции метро "Райымбек Батыр" - площадь у пересечения проспектов Райымбека и Суюнбая; именно здесь возвышается роскошный конный памятник батыру Райымбеку.

21.


Здесь же можно обнаружить монумент знаменитому алматинскому яблоку.

22.


Недаром само русское название города "Алма-Ата" буквально переводится как "Яблоко-Дед", а казахское "Алматы" - это просто "Яблоневый".

Восточный конец проспекта Райымбека упирается в то, что осталось от станицы Верной, когда-то давшей начало одноимённой русской крепости, от которой, в свою очередь, произошла нынешняя Алма-Ата.

23.


Старый частный сектор, одна из алматинских автостанций, торговые центры, рынок, мечеть, церковь.

24а.


24б.


Хотя это совсем близко к центру, город тут как будто начинает растворяться, и уже через пару километров сменяется малоэтажными пригородами.

25.


Которые, впрочем, тянутся вдоль Заилийского Алатау ещё на добрую дюжину километров.

26.


Райымбека-Ташкентская пролегает у самого верха нижней части Алма-Аты, почти в центре города, а вот севернее этой магистрали уже начинается настоящий алматинский "низ".

27.


Первый заметный объект здесь - это центральный городской вокзал, который почему-то называется "Алматы II" - а не "Алматы I", как следовало бы от него ожидать. Один из немногих в бывшем СССР крупных тупиковых вокзалов, станция Алматы II была построена на коротком ответвлении от Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали, которое со временем стало внутригородской веткой.

28.


Вокзал Алматы II - центральный по своему расположению, но он не выглядит главным: мимо него не проходит крупных магистралей, привокзальная площадь выглядит пустынной, и даже троллейбусы приходят сюда полупустыми.

29а.


29б.


Зато именно на этой площади стоит роскошный конный памятник Абылай-хану, тому самому правителю всех казахов, под началом которого воевал Райымбек-батыр.

30.


Алма-Ату сложно назвать крупным железнодорожным узлом, и пришедший сюда в конце 1920-х годов Турксиб так и остался единственной железной дорогой, обслуживающей крупнейший город Казахстана.

31.


Вокзал Алматы I, построенный в стороне от тогдашней столицы Казахской ССР, на главном ходу Турксиба, появился чуть раньше, с чем и связана такая нумерация.

32а.

(отсюда)

32б.


Рельсы до Алма-Аты дотянули к 1929 году, железную дорогу запустили в 1930, но постоянный вокзал на северных подступах к городу (Алматы I) достроили только в 1931.

33.


Впрочем, нынешний вокзал, производящий впечатление главного в Южной столице, перестроен в современном стиле.

34.


Довольно удачно перестроен, надо сказать, что не так уж часто встречается и в Казахстане, и в Средней Азии.

35.


А ветка в сам город и центральный вокзал Алматы II были завершены лишь в 1936 году.

36а.

(отсюда)

36б.


36в.


Впрочем, нынешнее здание вокзала Алматы II с элементами неоклассицизма было построено (или перестроено) уже явно после войны.

37.


А кое-что добавили и при Брежневе - впрочем, тогда в Алма-Ате вообще был строительный бум.

38.


Впрочем, когда я должен был уезжать на поезде в Караганду и перепутал эти два вокзала (ну действительно, ведь вокзал с меньшим номером должен быть в центре города!), это было для меня слабым утешением.

38а.


Из всех миллионников Союза - если не считать те, которые стали миллиониками уже в постсоветское время - Алма-Ата выделяется тем, что здесь никогда не было развитого пригородного железнодорожного сообщения, и даже электрификация появилась здесь позже, чем в остальных - только в 2001 году.

39.


На пике здесь было несколько пар пригородных поездов в сутки, что крайне мало для такого крупного советского города.

40.


Ну а нынешние две пары, одна из которых начинается от центрального вокзала Алматы II, другая - от транзитного Алматы I, могут впечатлить только после не избалованной пригородными поездами Средней Азии, где хоть сколько-нибудь значительное их количество наблюдается только в Ташкенте.

41.


По дальним поездам самый большой город страны тоже не на первом месте.

42.


Алма-Ата заметно уступает главным железнодорожным узлам страны, Астане и Чу, находясь на одном уровне с такими городами, как Чимкент и Караганда.

43.


Причём на периферийном вокзале Алматы II поездов меньше, чем на Центральном вокзале Алматы I, что объяснимо, ведь поездам, транзитом следующим из Восточного Казахстана в Южный, незачем ездить туда-обратно по тупиковой ветке.

44.


Метро немного не дотянули до вокзала Алматы II: эти 700 метров сложно назвать "шаговой доступностью", но при этом это слишком маленькое расстояние для того, чтобы продлевать метро за "Райымбек Батыра" ещё на одну станцию для обеспечения непосредственного доступа к железной дороге.

45.


Ещё с советского времени был план превратить внутригородской отрезок железной дороги между вокзалами в наземный участок метро - по большому счёту, для этого надо только достроить второй путь и поменять верхний токосъём на нижний.

46.

(отсюда)

Впрочем, в последние годы от этого плана вроде как отошли: метро будут тянуть к северному вокзалу Алматы I напрямую, под городскими кварталами.

47.

(отсюда)

Северная периферия Алма-Аты - это довольно рыхлая, мозаичная структура: промзоны, малоэтажные районы, отдельные ЖК и микрорайоны многоквартирной застройки.

48.


И только в сторону вокзала Алматы I ещё в 1970-е годы сформировался протуберанец регулярной городской застройки, и по ведущему туда проспекту Сейфуллина была проложена троллейбусная линия.

49.


По которой ходит и немало автобусов, и завершается всё это настоящим транспортным узлом у вокзала.

50.


Во многих местах Москвы такие бы совсем не помешали.

На проспекте Сейфуллина местами можно увидеть островки советского прошлого; скульптуры лысого "борца за счастье трудового народа" в Казахстане встречаются на порядок реже чем в России, что не может не радовать.

51.


Ленин в этих местах может указывать на то, что тут по-прежнему проживают железнодорожники, а железная дорога во всех уголках бывшего Союза хорошо сохраняет черты общего прошлого.

Если у центрального вокзала Алматы II стоит конный памятник Абылай-хану, то на северной привокзальной площади у Алматы I вы можете увидеть какого-то пешего в шинели, это памятник Джангильдину.

52.


Он похож на какого-то дворянина-офицера пушкинских времён.

53.


Но на самом деле это казах-революционер, доживший до середины XX века.

54.


В сквере на площади можно опять обнаружить вездесущее алматинское яблоко:

55.

август, Алматы I, Жетысу, Южный Казахстан, Алматы II, 2015, Райымбек, Алма-Ата, алматинский троллейбус, Казахстан, троллейбус, ноябрь, вокзал, Казахстанская железная дорога, 2022, Средняя Азия, Алматы, Средняя Азия-2022, железная дорога, Семиречье, Райымбек-батыр, большое путешествие

Previous post Next post
Up