Почти для всех стран постсоветской
Средней Азии актуально разделение на более русифицированный, развитый, светский Север и более консервативный, религиозный, бедный Юг.
1.
Но если в
Казахстане, чтобы попасть с Севера на Юг, нужно преодолеть сотни километров степей и пустынь, в Узбекистане это деление не вполне очевидно и в стране есть ещё
Запад и
Восток, в
Таджикистане есть один небольшой
Север и несколько
Югов, по степени удалённости, то в Киргизии всё чётко.
2.
(отсюда) Север и
Юг - это окраины горной страны, самые густонаселённые в Киргизии районы на краях равнин и больших долин, а разделяют их два хребта Тянь-Шаня с трёхкилометровыми перевалами на проходящей через них единственной магистральной дороге.
3а.
(отсюда) Понятно, что кроме
Чуйской области с
Бишкеком, составляющих ядро Севера, и города
Оша, Ошской и Джалалабадской областей, слагающих основную часть Юга, в Кыргызстане есть ещё немало регионов - ещё 4 области, если быть точным.
4.
(отсюда) Но эти 4 региона, занимающие чуть более трети площади страны, концентрируют около 75% её населения.
5.
Прямая дорога
Ош -
Джалалабад -
Бишкек останется кратчайшим путём, соединяющим север и юг Киргизии,
Чуйскую и
Ферганскую долину даже после того, как будет полностью запущена строящаяся сейчас
альтернативная трасса, идущая от Джалалабада в сторону Бишкека по несколько более длинному восточному маршруту через Нарын.
6.
Но пока
готов только южный сегмент новой дороги, до Нарына, и трасса Ош - Бишкек остаётся даже важнее для Кыргызстана, чем трасса
Душанбе -
Ходжент - для Таджикистана, потому что альтернативный путь пересекает больше границ, чем в случае с Таджикистаном, ну или надо ехать по ещё более извилистым горным дорогам через ещё более высокие перевалы.
7.
Ну и автомобильный путь между Бишкеком и Ошем вдвое длиннее, чем между Душанбе и Ходжентом: 620 км против 300 км, и даже если брать только горные участки, то это будет 400 км против 200.
8а.
8б.
Таджикистанские перевалы на главной трассе страны немного лучше оборудованы: там есть тоннели (пусть и не очень длинные) на обеих из них, в то время как в Киргизии тоннелем снабжён только один, северный перевал.
9.
(отсюда) А в остальном транстаджикистанская и транскиргизская трасса даже похожи: и там и там надо преодолеть два хребта (Зеравшанский - Туркестанский и Таласский - Киргизский соответственно), и движение через перевалы и там, и там зимой бывает блокировано снегопадами, заносами и даже лавинами.
10.
(отсюда) 10а.
И там, и там единственная альтернатива автомобильному транспорту - это самолёт.
11.
(отсюда) Насколько я знаю, в советское время было запрещено движение пассажирских автобусов через такие высокие перевалы, но зато ходили поезда - по равнине, в обход, через ныне независимые Казахстан и Узбекистан.
12.
Сейчас почти поездов нет, но автобусы вроде разрешены, хотя в условиях Средней Азии основным междугородним транспортом здесь, как и на почти всех других направлениях остаются маршрутки и "коллективные такси" по заполнению.
13.
13а.
От Оша через
Узген, мимо Джалалабада и почти до Таш-Кумыра бишкекская трасса идёт по равнине, окраинами Ферганской долины.
14а.
14б.
14в.
14г.
Перед Таш-Кумыром дорога втягивается в ущелье
Нарына, главного из двух истоков
Сырдарьи.
15.
Средняя Азия так далека от любого океана и так суха, что даже склоны гор тут бывают обделены растительностью - особенно если это южные склоны.
16а.
16б.
16в.
И впечатляют выходящие к трассе красноватые скалы, сильно пострадавшие от эрозии, обточенные ветром и водой (да, дожди тут тоже бывают).
17.
Дальше дорога проходит ущелье и спускается в небольшую межгорную котловину, чуть ли не на треть занятую Токтогульским водохранилищем, образованным водами Нарын-реки.
18а.
18б.
18в.
18г.
А потом главная киргизская трасса начинает быстро подниматься на 3175-метровый перевал Ала-Бель через
Таласский хребет Западного Тянь-Шаня.
19.
19а.
(отсюда) Тут уже наступили ранние ноябрьские сумерки, и я был очень рад, что около Таш-Кумыра смог поймать машину до самой Чуйской долины, окрестностей Бишкека.
20.
Сусамырбек ехал на пустом бензовозе из Оша и, честно говоря, я был рад что он пустой. И дело не только в том, что без груза машина вроде как идёт быстрее - на тёмных серпантинах, когда прямо под тобой видно несколько петель дороги, освещённых многочисленными фарами, немного успокаивает тот факт, что за твоей спиной пустая цистерна, а не пара десятков тонн горючего.
21.
(отсюда) Сусамырбек был родом из деревни Сусамыр, расположенной в высокой долине между Таласским и
Киргизским хребтами, совсем рядом с трассой.
22.
(отсюда) Да, и его назвали именно в честь родовой деревни.
Большой мужик, заставляющий вспомнить о северянах-европейцах, Сусамырбек рассказывал о своей жизни и работе в российских городах, а потом предложил переночевать у него.
23.
Деревня Сосновка, где он жил сейчас, была расположена сразу после спуска с Киргизского хребта, уже в Чуйской долине, не так далеко от Бишкека.
Даже южнее Тянь-Шаня, в Ферганской долине к концу первой декады ноября температура и днём не поднималась выше +15 градусов, а ночью приходили заморозки, оставляя после себя мёрзлую траву на полях и иней на всех поверхностях.
24.
Что уж говорить о горном участке, где температура падала на несколько градусов после каждой сотни метров подъёма, и на перевалах была как в самую холодную пору зимы российской Средней Полосы. На первом перевале Ала-Бель термометр нашего бензовоза показал -23, а на более северном перевале Тоо-Ашуу на Киргизском хребте, над Чуйской долиной температура упала уже до -34 градусов. Что немудрено: хотя самый верх этого перевала прорезан тоннелем, но его высота больше 3500 метров, и оказались мы там через пару часов после Ала-Беля, уже практически ночью.
А
Чуйская долина, куда мы спустились с Киргизского хребта, не была покрыта снегом только потому, что в центре Азии совсем немного осадков: даже дневная температура здесь едва ли превышала ноль градусов.
25.
В общем, приглашение на ночлег было очень в тему.