Так уж получилось, что мы посещали Кыргызстан на своей машине с интервалом в три года - в 2012, 2015 и 2018 годах. И снова визит в эту прекрасную страну пришёлся на мой День Рождения: отмечать праздник в окружении "небесных гор" - отличная традиция, я считаю!
1. Праздник в пути - это бесценно! А также лишний повод выспаться после длительного недельного перегона. Так что проснулись мы аж в половину двенадцатого. На улице 16-е августа, за окном отличная погода. В то время, как в Саратовской области, которую мы покинули три дня назад, по вечерам было около 10-12 градусов тепла, то здесь, на юге, мы словно окунулись в лето, которое, казалось, до этого почти целиком пролетело мимо нас. Неспешно разминаемся, готовим еду и с аппетитом завтракаем. Или это всё-таки был ранний обед?
2. Приехали в Талас, областной центр. Сразу бросилось в глаза огромное количество пунктов по замене моторного масла. Очень кстати, так как нам уже пора его менять. Знаете, во сколько обошлась работа по замене вместе со снятием двух защит двигателя (алюминиевой и пластикового "пыльника")? Сто рублей! И это при том, что мастер долго провозился с откручиванием масляного фильтра, и даже умудрился сломать свой съёмник. Прямо через дорогу - автомойка, где за 150 рублей (курс у рубля и сома практически один к одному, что оказалось очень удобно в расчётах) нам помыли микроавтобус. В дальнейшем, когда мы будем кататься вокруг Иссык-Куля по туристическим местам, цены уже будут выше, но в тот день они нас особенно радовали.
Решили устроить себе небольшой праздник. На соседней улице сняли гостевую комнату. Отдали накопившиеся вещи в стирку, пополнили запасы воды на борту. Оказалось, что у плоских "экстримовских" канистр подтекают пробки, причём у обоих сразу, так что закручивать их пришлось с каким-то нечеловеческим усилием.
Купили сим-карту местного оператора "О!", который киргизы ласково называют "Ошка". Кстати, в этой стране очень дешёвый интернет, да и покрытие в разных районах оказалось весьма неплохим. Единственный момент - у данного оператора платная раздача трафика на другие устройства, ну да ладно. Главное, что мы теперь на связи. Поменяв воздушный и салонный фильтры на машине, вечером пошли в пиццерию, которая по счастливой случайности оказалась буквально в соседнем доме.
3. А на следующее утро снова отправились в путь. Сразу бросилось в глаза, что машин на этом участке трассы за 6 лет стало ощутимо больше: вспоминали, как в 2012 году мы просто встали посреди дороги, долго фотографировались, а вокруг не проехало ни единой души.
4. Талас расположен на высоте 1240 метров над уровнем моря. И вот всего лишь какой-то час пути, и ты довольно резко "взлетаешь" на два с лишним километра вверх. Перевал Отмок, бегаю вокруг машины, с непривычки тяжело дышать.
5. Так высоко на Бусе мы ещё не поднимались. А через несколько недель нас ждёт высота более 4000 метров, заснеженные перевалы и крутые серпантины... Но это всё потом, впереди, а пока что наслаждаемся красотами Киргизии. Лошадки и горы, за которые цепляются облака. Именно такой мы и запомнили страну после первого визита.
Спустились в Чуйскую долину. По идее нам надо на юг, к границе с Таджикистаном, к "семитысячнику" под названием Пик Ленина. Но дело в том, что в тех краях находится погранзона и, соответственно, туда нужны разрешения, которые для нас подготовил друг, живущий в Бишкеке. Ну а раз так - мчим в столицу, лишние 300 километров для бешеной собаки не крюк!
6. И вот мы на перевале Тоо-Ашуу, высота 3170 метров. Раньше старая дорога поднималась ещё выше, но с открытием тоннеля в ней исчезла необходимость. Так как тоннель узкий, то грузовики ждут разрешения для начала движения, ну а легковушки разъезжаются без проблем, так что смело едем на красный сигнал светофора.
7. В 2015 году в начале сентября здесь уже лежал снег, тогда мы даже сделали небольшого снеговика! Вот там, вдалеке, в самой глубине ущелья виднеется дорога - нам туда. И обратите внимание на кемпер на базе грузовика - к нему ещё вернёмся! А вообще, Кыргызстан последние несколько лет переживает настоящий туристический "бум" - на трассе мы постоянно встречали автодома, внедорожные и не очень. Помню, на Дефендере нас все постоянно приветствовали, ну а так как Буся внешне не отличается от обычного микроавтобуса, то на этот раз внимания было на порядок меньше. Впрочем, оно и к лучшему!
8. Внизу был КПП, где с нас взяли 350 рублей за проезд - оказывается, дорога Бишкек-Ош платная. На руки выдали чек. Причем с местных вроде как брали по 75 рублей, а для иностранцев, видимо, расценки существенно выше. После спуска с перевала начался ремонт дороги, ведущей в столицу. Объезды, грязь, пробки, куча работников ДПС - в общем, не самый приятный отрезок пути. Благо что друг подсказал нам, как можно частично его объехать, минуя всю эту "красоту". И вот мы уже на подъезде к Бишкеку. Нашли огромный супермаркет, закупились всем необходимым. В следующий раз такой магазин будет очень нескоро.
9. Ну и вот настал торжественный момент - встреча с
lazy_vlad! Немного опоздали к закату в горах, но это всё мелочи! Найдёте двух такс на фотографии? :)
10. Прошло ровно три года с тех пор, как ночевали на этом месте. За это время столько всего поменялось...
11. Ровно в 12 часов Виктор Денисович автоматически перешёл в спящий режим. Нам оставалось только положить его в кроватку. Юля приготовила картошку, к ней замечательно пошёл суджук - вяленая колбаса, привезённая с Кавказа. Ну а мы сидели и болтали до 2 часов ночи. Удалось даже увидеть Млечный Путь в горах, несмотря на близость к столице и засветку от городов.
Владислав передал нам пропуска. Выяснилось, что в них, оказывается, вписаны номера загранпаспортов. А где наши загранпаспорта? Правильно - дома! Ну а чего их тащить с собой, если в Киргизию спокойно можно въехать по российскому паспорту! Кто молодец? Я молодец!
12. Утром вновь планировали отсыпаться, но сильный ветер в горах нарушил планы. Машину с поднятой крышей изрядно шатало, так что подъём произошёл в 8-30. Пока жена готовила завтрак, я решил немного прогуляться по окрестностям. Смотрю на эту фотографию и возникает ощущение, что сделал её сегодня утром, буквально несколько часов назад. Вроде бы совсем недавно это было. Хотя прошло уже без малого четыре месяца.
Несмотря на выходной день, из Бишкека мы выезжали больше часа. Залили полный бак солярки на АЗС "Газпромнефть" по цене почти в 45 рублей за литр. То есть в Киргизии топливо стоит столько же, сколько и у нас, но ведь его туда надо ещё и привезти... И снова отправились на перевал Тоо-Ашуу.
13. Баки для воды и топлива залиты под завязку, еды тоже полно, да и пропуска в погранзону на руках имеются. Идеальный момент для нашей любимой фразы: Навстречу Приключениям!
Примерно с такими мыслями мы ехали вверх, наблюдая, как у нашего кемперочка упорно растёт средний расход топлива.
14. В комментариях к предыдущей записи спрашивали, а почему мы вообще не остались в Казахстане? Мол, горы ведь везде одинаковые. Ну, не знаю даже. Казахстан прекрасен именно своей бескрайней степью, в которой, тем не менее, часто встречаются красивые и удивительные места, куда ты едешь целенаправленно.
15. А вот так, чтобы ты просто смотришь вниз, и у тебя голова кружится...
16. В горах тем временем началась сильная гроза. Погода по эту сторону перевала стремительно портилась.
17. Тоннель. Пока убирал фотоаппарат, в голову пришла мысль: интересно, как они здесь делают ремонт? И с этой мыслью я чуть не приехал в кабину грузовика, стоящего на "встречке" с поднятым кузовом. Отвлёкся на пару секунд, называется.
Почему-то после этого мы уже не удивлялись...
https://instagram.com/p/BnA625IlbGn 18. И вот ты выезжаешь из тоннеля, и перед тобой, как на ладони, открывается потрясающий вид на Чуйскую долину. А помните тот кемпер, который мы сфотографировали на серпантине днём ранее? Так вот, эти ребята просто свернули с трассы на небольшое ответвление, встали там лагерем и, что называется, наслаждались окружающим видом, не выходя из дома! В тот момент я определённо завидовал тем, кто может позволить себе путешествовать по миру на огромном грузовике...
19. Мы попробовали сделать также, встав в десятке метров от них, но... Фотография без обработки, разница между этим и предыдущим кадрами - 12 минут. В общем, только успели выставить часть вещей на улицу, как пришлось сворачиваться. Гроза переползла к нам через горы, пошёл небольшой град. Да ещё и вдобавок ко всему с непривычки на высоте у нас обоих разболелась голова, чего ранее за собой не замечали. Так что пришлось закидываться "ибупрофеном" и спускаться вниз.
20. Чуйская долина, асфальт и свежесть после прошедшего дождя. Отъехали чуть в сторону от дороги, подняли крышу и неспешно приготовили обед. Жизнь, что называется, сразу начала налаживаться! Перекусив, отправились дальше, в сторону Токтогульского водохранилища, где планировали постоять несколько дней, ничего не делая.